Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4622

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел - полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.10. Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования.

1. Общий обзор и цели статьи. Статья содержит два формальных состава административных правонарушений с альтернативными признаками по объективной стороне и предмету правонарушения. Цель статьи - способствовать усилению охраны водных объектов за счет обеспечения надлежащего порядка деятельности землепользователей и лесопользователей на земельных участках водоохранных зон.

2. Объект правонарушения. Объектом являются общественные отношения в сфере использования и охраны водных объектов. Предмет - водоохранные зоны, т.е. территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

3. Нарушение порядка предоставления земельных участков и лесов в водоохранных зонах. Это формальный состав. Объективная сторона выражается в деянии (действии или бездействии), например в предоставлении в пользование лесов водоохранных зон без согласования с органом по охране водного фонда, в отводе земельного участка для осуществления неразрешенного строительства, ведения взрывных, дноуглубительных, иных, работ без согласования со специально уполномоченным органом по охране водного фонда и т.п.

Субъективная сторона - умышленная вина.

4. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах. По объективной стороне оно представляет собой деяние (действие или бездействие). Оно может состоять (в прибрежных полосах) в распашке земель, рубке и корчевке лесов, размещении животноводческих ферм и лагерей, размещении объектов водоснабжения, рекреации рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых, гидротехнических сооружений без лицензии, а в водоохранных зонах - в ведении рубок главного пользования.

5. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

6. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23); органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ст. 23.24).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

6.6.11. Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов.

1. Общий обзор и цели статьи. В статью внесены существенные изменения:

а) в ней выделены пять частей;

б) исключен состав ввода в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, признаки которого охватываются общим составом административного правонарушения по статье 8.1;


в) введены составы различных видов поставления в опасность, материальные и формальные;

г) предусмотрены новые составы в частях 2, 3, 5 статьи;

д) подробнее описаны признаки предмета посягательства и объективной стороны (в том числе места совершения правонарушения, последствия).

Цель статьи - обеспечение административно-правовыми средствами охраны вод, их качества и природных свойств, а также соблюдения порядка водопользования и предотвращения вредных воздействий на иные элементы окружающей среды.

Сфера применения статьи - деятельность по использованию и охране водных ресурсов, по воздействию на воды производственных, сельскохозяйственных, коммунальных, лесозаготовительных и иных предприятий и объектов.

Статья содержит восемь различающихся по виду и объективной стороне составов административных правонарушений: два состава о поставлении в опасность (ч. ч. 1, 4); четыре формальных (ч. ч. 2, 3), два материальных (ч. 5).

2. Правила охраны водных ресурсов. Они содержатся во многих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, ее субъектов (см. комментарий к ст. 2, главе 6 ВК РФ).

3. Объект и предмет правонарушений. Объектом их являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды. Предмет - водные объекты, водные ресурсы, т.е. подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы и другие охраняемые водным законодательством России объекты (см. комментарий к ст. ст. 1, 5 и след. ВК РФ).

4. Объективная сторона правонарушений. Она состоит в действиях или бездействии, нарушающих правила охраны водных ресурсов.

Нарушение водоохранного режима на водосборах может выражаться в действиях по размещению свалок, кладбищ, скотомогильников, по захоронению отходов, в несоблюдении ограничений при проведении строительных, взрывных и иных работ, при размещении животноводческих ферм, при лесопользовании и землепользовании на водосборных площадях и т.п., а также в результате совершения запрещенных нормами российского законодательства действий в водоохранных зонах, а именно:

- проведения авиационно-химических работ;

- применения химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

- использования навозных стоков для удобрений почв;

- размещения складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов, ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод, складирования навоза и мусора, заправки топливом, мойки и ремонта автомобилей и других машин и механизмов, размещения дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склона прилегающих территорий более 3°;


- размещения стоянок транспортных средств;

- проведения рубок главного пользования;

- проведения без согласования с уполномоченными органами реконструкции зданий, сооружений, коммунальных и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

Действия (бездействие) могут также быть выражены в совершении в прибрежных защитных полосах водных объектов распашки земель, в складировании отвалов размываемых грунтов, выпасе и организации летних лагерей скота, устройстве купочных ванн (кроме использования традиционных мест водопоя), установке сезонных стационарных палаточных городков и пр. (см. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах от 23.11.1996 <485>).

--------------------------------

<485> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5567.


Федеральный закон от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" запрещает захоронение отходов на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 12).

Такого рода действия могут быть совершены в ходе работ по использованию водных объектов и их дна для добычи полезных ископаемых, проведения в этих целях буровых работ, добычи торфа, сапропеля, осуществления лесосплава, проведения взрывных работ и т.п. (в случае если при этом нарушены правила охраны водных объектов) - с условием получения разрешения на эти работы в установленном законом порядке.

Это обстоятельство разграничивает комментируемый состав от предусмотренного частью 3 данной статьи.

5. Невыполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования. Это формальный состав. Объективная сторона включает деяние в виде бездействия. Обязательным условием наступления ответственности является возложение (по закону, договору, лицензии или иному акту) определенных обязанностей на водопользователей, т.е. указание видов работ, которые они должны осуществить.

6. Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования. Это также формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. Поэтому обязательным условием является установление в законе, договоре водопользования, решении о предоставлении в пользование водным объектом, на осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.

Отказ водопользователя от завершения работ, прекращение их по каким бы то ни было причинам ранее указанных сроков не снимает с него ответственности за принятые обязательства.


7. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса. Данное правонарушение представляет собой формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны. Он является новым и ликвидирует пробел законодательства, ранее предусматривавшего ответственность за проведение таких работ с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ).

Объективная сторона - действия, которые могут быть разными по фактическому содержанию (добыча полезных ископаемых и т.п., т.е. их изъятие со дна, берегов водного объекта, молевой сплав леса), но совпадают по признаку незаконности, т.е. осуществления этих действий без разрешения или вопреки закону.

Незаконность различается в отношении видов деятельности перечисленных в части 3 ст. 8.13, в зависимости от наличия общего безусловного запрета (например, молевого сплава леса), общего запрета, связанного с особенностями режима водного объекта (например, добыча песка в водоохранной зоне, добыча сапропеля на особо охраняемом водном объекте, являющемся частью национального парка), временного специального запрета на деятельность, установленную в отношении конкретного водного объекта как в целях его охраны, так и в связи с осуществлением на нем иных видов пользования лицами, получившими на это соответствующее разрешение.

8. Нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов - формальный состав, объективная сторона которого состоит в деянии (действиях или бездействии). Действия могут заключаться в неполной очистке дна, берегов водного объекта, несвоевременном выполнении этих работ; бездействие - в неосуществлении работ по очистке водного объекта вообще.

9. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Это деяние относится к составам поставления в опасность с альтернативными признаками угрозы наступления вредных последствий, являющийся общим по отношению к материальным составам части 5 данной статьи.

Так, к возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов. Засорением вод являются действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов (при проведении буровых работ, добыче торфа, сапропеля, осуществлении лесосплава, проведении взрывных работ и т.п.).

Бездействие выражается в непроведении мероприятий по подготовке ложа водохранилища к затоплению, непринятии мер по извлечению токсичных веществ из сточных вод перед их сбросом в водные объекты и т.п. Основными загрязняющими веществами, поступающими в водные объекты со сточными водами, являются нефтепродукты, фенолы, легко окисляемые органические вещества и др. Бактериальное загрязнение может происходить в результате нарушения режима обеззараживания стоков предприятиями коммунального хозяйства, аварийных сбросов неочищенных сточных вод и т.п.


10. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах. Это материальные составы, являющиеся специальными по отношению к составу статьи 8.2. Административная ответственность наступает в случае наличия запрета на захоронение вредных веществ (материалов) определенных видов в водных объектах вообще либо в конкретном водном объекте, в котором нормативным или правоприменительным актом запрещено захоронение определенных вредных веществ.

11. Субъективная сторона по всем составам - умышленная вина.

12. Дела рассматривают (в пределах компетенции соответствующего органа и с учетом объекта надзора и контроля) по части 1 ст. 8.13 (ст. 23.22) - должностные лица органов, осуществляющих геологический контроль; по частям 1 - 5 комментируемой статьи - должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23); органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ст. 23.24).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по частям 1, 3, 5 данной статьи - также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

6.6.12. Статья 8.14. Нарушение правил водопользования.

1. Общий обзор административно-правового запрета, его цели и сфера применения. Статья подвергнута существенным преобразованиям - содержательным и структурным:

а) в ней выделены две части вместо одной;

б) исключены составы самовольного производства гидротехнических работ, бесхозяйственного использования воды; нарушения правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод (причем второй и третий составы охватываются признаками общего состава - нарушение правил водопользования);

в) сформулирован общий состав с альтернативными признаками объективной стороны (ч. 1) и специальный (ч. 2) - с большим числом альтернативных признаков объективной стороны;

г) расширена противоправность, так как речь идет не только о нарушении планов водопользования при заборе воды или правил ведения учета, но и о нарушении любых правил водопользования.

Цель статьи - обеспечить административно-правовыми средствами должный порядок в сфере использования вод, водных объектов юридическими лицами и гражданами (водопользователями) и тем самым охрану водных ресурсов от истощения и иных негативных воздействий.

Сфера ее применения расширилась и охватывает различные виды деятельности при проведении самых разных работ: от добычи полезных ископаемых до судоходства и эксплуатации сооружений на водных объектах и вблизи них. Тем самым она распространяется на поведение многих лиц, занятых в указанных в диспозиции нормы работах.