Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4619

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сфера применения статьи - деятельность международных, иностранных и отечественных научных, научно-исследовательских, экологических и иных организаций и объединений, связанная с изучением указанных объектов.

2. Правовое регулирование. Правила проведения ресурсных или морских научных исследований установлены Федеральными законами:

- "О континентальном шельфе Российской Федерации" в главе V и других его статьях;

- "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в главе IV;

- "О внутренних морских водах, прилежащей зоне Российской Федерации";

- нормами иных федеральных законов, а также нормативными правовыми актами федерального органа в области промышленности, науки и технологий, в которые 22 апреля 2003 г. были внесены важные изменения и дополнения <490>, касающиеся ресурсных исследований неживых ресурсов, исследований живых ресурсов морских научных исследований, принципов их проведения, порядка запроса, оснований для отказа в разрешении, обязанностей российских и иностранных заявителей, приостановления или прекращения исследовательских работ.

--------------------------------

<490> См.: СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1555 - 1557.


3. Объект и предмет.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны и морской среды, а также защиты исключительного права Российской Федерации на проведение ресурсных и морских исследований в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Предметом являются:

а) морские научные исследования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы);

б) ресурсные исследования неживых и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов).

Морские научные и иные виды исследований могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российскими гражданами и юридическими лицами, т.е. российскими заявителями, а также иностранными государствами, их гражданами и юридическими лицами, компетентными международными организациями, т.е. иностранными заявителями. Порядок представления и рассмотрения запросов на проведение исследований, их оценки и принятия решений устанавливается законодательством Российской Федерации в соответствии с ее международными договорами.

4. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований. Оно состоит в действиях (бездействии), например в несоблюдении даты окончательного ухода исследовательских судов; изменении маршрутов следования к районам исследования; использования не предусмотренного в разрешении оборудования; оказании вредного воздействия на морскую среду, минеральные и живые ресурсы; проведении не предусмотренных в разрешении буровых работ; непредставлении федеральному органу по промышленности, науке и технологиям предварительных докладов, копий наблюдений; оставлении неубранными оборудования, устройств и сооружений, которые использовались для проведения исследований; несанкционированном возведении сооружений и пр.


5. Самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ч. 2). Это деяние посягает как на юрисдикцию России в отношении морских исследований, так и на порядок пользования континентальным шельфом и исключительной экономической зоной РФ. Согласно статье 29 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию со специально уполномоченным на то органом исполнительной власти. Изменения считаются согласованными, если данный орган подтвердил получение уведомления о предполагаемых изменениях и не сообщил в течение 45 дней со дня получения уведомления о своих возражениях. Морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если имели место отступления от сведений, представленных в запросе.

Данное правонарушение считается оконченным с момента самовольного изменения программы морских научных исследований.

6. Субъекты правонарушения. По части 1 данной статьи - это российские и иностранные граждане, должностные лица российских, иностранных и международных организаций и юридические лица; по части 2 - граждане и должностные лица.

7. Субъективная сторона - прямой умысел.

8. Дела рассматриваются должностными лицами органов и войск пограничной службы (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29) либо государственный геологический контроль (ст. 23.22), судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

6.6.17. Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

1. Общий обзор, цели и сфера применения нормы. Изменения статьи значительны и касаются:

а) исключения административной преюдиции и, следовательно, квалифицированного состава;

б) замены состава поставления в опасность формальным;

в) включения нового состава - самовольного захоронения отходов;

д) редакции, особенно в описании средств совершения право нарушений;

г) расширения объектов защиты.

Статья содержит два формальных состава.

Цель статьи - охрана континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морей Российской Федерации, морских биоресурсов от загрязнения, уничтожения и иного негативного воздействия в результате неправомерного захоронения отходов и других материалов, а также обеспечение установленного порядка обращения с отходами.

Сфера применения статьи - деятельность по захоронению отходов и других объектов и контролю за захоронением их на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.


2. Предмет правонарушения. Его образуют отходы (о понятии см. комментарий к ст. ст. 55 - 59 ВК РФ) и иные материалы. Иные материалы представляют собой части (элементы) конструкций, аппаратов, судов, оборудования и т.п., использовавшихся при работах на континентальном шельфе, в морских водах или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, либо продукты, полученные в результате таких работ либо специально доставленные для захоронения, и т.п. Отходы разделяются на несколько видов: запрещенные к захоронению на континентальном шельфе (их перечень согласно ст. 34 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" публикуется в "Извещениях мореплавателям") и разрешенные к захоронению. Предметом данного правонарушения являются отходы и материалы, не включенные в соответствующий перечень, захоронение которых не запрещено, но осуществляется с соблюдением специально установленных правил и в особом порядке.

3. Порядок и условия захоронения отходов. Согласно российскому законодательству захоронение может производиться на поверхности морского дна и в недрах подводных районов континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морей и территориального моря Российской Федерации. Оно представляет собой удаление отходов и других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений или уничтожение (затопление) судов, установок и пр. Захоронение отходов и других материалов допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом охраны окружающей среды по согласованию с иными заинтересованными федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение, и лишь при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.

Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации следует отличать от загрязнения моря (морских вод, морской среды).

Содержание и реквизиты запроса на захоронение отходов определяются законодательством РФ. Запрос должен содержать: наименование отходов, их характеристики и состав, характеристику места и метода захоронения; обоснование, невозможности или нецелесообразности утилизации или захоронения отходов на суше; указание на вид транспортных средств, на которых предполагается доставлять отходы, и т.д. Иностранные государства, их физические и юридические лица могут производить захоронение отходов только при наличии международных договоров между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством, получив в установленном порядке разрешение на захоронение.


В тексте статьи оговорен способ захоронения - оно производится с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

4. Объективная сторона первого состава состоит в самовольном, т.е. без полученного в установленном порядке разрешения, захоронении отходов и иных материалов, которые не запрещены к захоронению в указанных местах.

5. Объективная сторона нарушения правил захоронения отходов и других материалов. Она состоит в действиях (например, в погружении не разрешенных к захоронению отходов и других материалов на морское дно, захоронении отходов, характеристики которых не соответствуют по токсичности или иным параметрам указанным в запросе, захоронении материалов на участке континентального шельфа, не отведенном для этого органом, выдававшим разрешение, и т.п.) или бездействии, т.е. в несоблюдении оговоренных в разрешении условий и невыполнении указанных в нем мер по предотвращению причинения ущерба живым ресурсам, непроведении наблюдений (метеорологического и гидрометеорологического), необходимых при захоронении отходов и других материалов и т.п.

Не является нарушением правил захоронения отходов и других материалов сброс вредных (опасных) веществ, поскольку они не включены законодателем в предмет правонарушения; не охватываются понятиями отходов и иных материалов; оборот вредных веществ регламентируется иными нормативными актами и правилами, а ответственность - в случае их захоронения в указанных акваториях - будет наступать по статье 8.2, содержащей общий состав.

Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Правонарушение считается оконченным с момента завершения действий (бездействия), содержащего признак нарушения правил. Наступления последствий не требуется.

6. Субъективная сторона - умышленная вина.

7. Субъект - российские и иностранные граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие соответственно управление судами, летательными аппаратами и т.п., либо руководство работами на искусственных островах, сооружениях, установках, либо ответственные за захоронение отходов и других материалов, названные в запросе и указанные в таком качестве в выданном разрешении на захоронение, либо иные лица, осуществляющие в силу закона, правоприменительного решения или международного договора захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации.


8. Дела рассматриваются должностными лицами органов и войск пограничной службы (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный геологический контроль (ст. 23.22), государственный контроль за использованием и охраной водных объектов - в части захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации (ст. 23.23), государственный экологический контроль (ст. 23.29), органов государственного горного и промышленного надзора (ст. 23.31), а также судьями в случае передачи им на рассмотрение указанными выше должностными лицами (органами) дел о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

6.6.18. Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов.

1. Общий обзор и цели статьи. В принципе статья не является новой. Ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов была установлена частью 1 ст. 85 КоАП РСФСР. Но теперь данный состав выделен в отдельную статью и описан не в общем виде, а с подробным перечислением альтернативных признаков объективной стороны. Кроме того, формальный состав заменен составом поставления в опасность.

Цель данной статьи - охрана водных биологических ресурсов при осуществлении различных видов работ, которые могут привести к наступлению тяжких для окружающей среды последствий:

2. Правовое регулирование. Правила охраны водных биологических ресурсов содержатся в Водном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах от 24.04.1995 "О животном мире", от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и иных нормативных правовых актах (см. комментарий к ст. ст. 51 и 54 ВК РФ).

3. Предмет правонарушения. Им являются водные биологические ресурсы, а также кормовые запасы и иные факторы, определяющие сохранение среды обитания рыбы, иных водных животных и условий их существования.

4. Объективная сторона правонарушения - действия или бездействие, состоящие в:

а) нарушении правил охраны водных биологических ресурсов при осуществлении ряда технологических процессов;

б) незаконности этих действий;

в) угрозе причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы, т.е. одновременной гибели большого ее числа, одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза, массовой гибели других водных животных, уничтожения рыбных запасов в значительных размерах, иных тяжких последствий, т.е. существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных);

г) причинной связи между ними.

5. Субъективная сторона - неосторожная вина.

6. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск (ст. 23.10), а также органов рыбоохраны (ст. 23.27).