ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4624
Скачиваний: 2
Статья содержит два формальных состава административных правонарушений.
2. Объект правонарушения. Им являются отношения в области водопользования. Предмет - воды и водные объекты.
3. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Это основной состав с альтернативными признаками объективной стороны. Водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а водопотребителями - граждане или юридические лица, получающие от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд.
Российское водное законодательство регулирует право совместного, обособленного, краткосрочного и ограниченного пользования, порядок заключения договоров пользования водными объектами, институт платности водопользования (водный налог, плату за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, сверхлимитное изъятие воды; устанавливает экологические требования к использованию водных объектов (см. комментарий к гл. 6 ВК РФ).
Ряд статей Водного кодекса РФ регламентирует целевое использование водных объектов: приоритетное для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; для промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и других целей. Устанавливаются обязанности водопользователей (например, при использовании водных объектов в промышленности и энергетике они должны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранению их температурного режима). Подробнее см. комментарий к главе 5 ВК РФ.
Нормативными правовыми актами определяются объемы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, а решениями органов местного самоуправления - условия общего водопользования и т.п. Несоблюдение этих условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод нарушает правила водопользования.
По объективной стороне нарушение правил водопользования состоит также в использовании воды (изъятой или отведенной из водных объектов) в производственной и иной деятельности в излишних объемах, приводящих к истощению вод и другим негативным последствиям (например, использование источников питьевого снабжения на орошение, заборы воды из резервированных источников водоснабжения и т.п.).
Бездействие состоит в:
- несоблюдении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод;
- непроведении систематических наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами;
- непредоставлении такого рода информации специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда;
- неустановке контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования по определению количественных и качественных характеристик сточных вод, несоблюдении установленных сроков ее государственной аттестации, нарушении ее состояния.
Определение качества сбрасываемых вод осуществляется на основе нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты при разработке водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, лицензирования и лимитирования водопользования, размещения, проектирования, строительства, реконструкции хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, определения объемов безвозвратного водопотребления, установления экологических попусков воды и др.
Не являются нарушением правил водопользования осуществление без лицензии общего водопользования, использование водных объектов для плавания на маломерных судах, для разовых посадок (взлетов) воздушных судов, водопользование для пожарных нужд, забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения, а также пользование обособленными водными объектами (п. 5 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензий).
4. Субъект правонарушения. Ими являются водопользователи - должностные лица предприятий и организаций, а также граждане, использующие водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, юридические лица.
5. Субъективная сторона правонарушения. Они совершаются в форме умысла или неосторожности.
6. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1. ст. 28.3).
6.6.13. Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
1. Общий обзор и цели нормы. Статья подверглась небольшим изменениям: а) по структуре - исключен состав повреждения водохозяйственных сооружений и устройств (он перенесен в ст. 7.7); б) расширен предмет правонарушения путем включения в него водоохранных сооружений.
Цель данной статьи - охрана водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также поддержание надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов. Сфера ее применения затрагивает жизненно важные вопросы экологической безопасности населения и территорий. Статья содержит один формальный состав административного правонарушения.
2. Правовое регулирование. Правила эксплуатации указанных в статье объектов детально регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" <486> и другими актами.
--------------------------------
<486> СЗ РФ. 1997. N. 30. Ст. 3589.
3. Объект и предмет правонарушения. В комментируемой статье охраняются отношения в сфере эксплуатации специальной группы сооружений, разрешенных на водоемах. Предмет - водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, т.е. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Предметом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
Перечень видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам) установлен Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" <487>.
--------------------------------
<487> БНА. 1999. N 6.
4. По объективной стороне правонарушение совершается как путем действия, так и бездействия, например: невыполнение требований о представлении декларации, невыполнение требований по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения или проведению соответствующей экспертизы, нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации и т.п.
Нарушения правил эксплуатации представляет использование такого рода сооружения или устройства, например плотины, шлюза, гидравлической электростанции, прокладка кабелей и т.п., разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе находящегося в аварийном состоянии), либо подлежащего консервации или ликвидации, либо не имеющего собственника.
Таким образом, речь идет о сооружениях, юридически и фактически обладающих особым статусом. Их эксплуатация может осуществляться собственником только на основании лицензии на этот вид деятельности и при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного специально уполномоченным органом государственного надзора, по правилам эксплуатации этого сооружения, утвержденным по согласованию с указанным органом надзора. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации технического сооружения.
Конкретные обязанности установлены пунктом положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.1999 <488>.
--------------------------------
<488> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1249.
5. Объективная сторона правонарушения также выражается в действиях или бездействии, например: в несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнических сооружений и т.п. Наступления последствий не требуется.
Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.
Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
6.6.14. Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов.
1. Общий обзор, цели и сфера действия статьи. Она разделена на две части, в которых устанавливается административная ответственность за деяния, посягающие на порядок деятельности в разных, но связанных между собой областях:
- информационное обеспечение рационального использования водных (морских) биоресурсов, обращения с вредными веществами и отходами;
- охрана морской среды и водных объектов.
Статья содержит четыре формальных состава с альтернативными признаками субъекта, предмета, объективной стороны.
Цель статьи - обеспечение здоровья людей, защита морской среды, других водных объектов, водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации от вредного воздействия на них, предупреждение загрязнения морской среды и других водных объектов, а также обеспечение соблюдения порядка обращения с опасными веществами и смесями, в том числе порядка регистрации, учета и информирования о производимых с ними операциях и контроля за его исполнением.
Сфера действия данной статьи охватывает деятельность командного состава морских судов и других плавучих средств, связанную с оформлением операций по обращению с опасными веществами и содержащими их смесями.
2. Правовое регулирование. В указанной области оно осуществляется рядом законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормами международного права, например Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. Специальные правила устанавливаются актами Минобороны России - в отношении деятельности по обращению с опасными веществами на кораблях ВМФ России; актами органов охраны окружающей среды, природных ресурсов, рыболовства и т.д.
3. Объект и предмет правонарушения. По части 1 данной статьи объектом являются общественные отношения в области охраны здоровья людей, живых ресурсов моря, внутренних морских вод, других водных объектов, а предметом - вредные вещества, которые при попадании в морскую среду способны создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, помешать другим видам правомерного использования моря. Имеются в виду также вещества, подлежащие контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации (нефть, нефтепродукты и другие вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря вещества, входящие в специальный перечень веществ и их смесей, сброс которых ограничивается или запрещается, а производимые операции с ними фиксируются уполномоченными на то лицами в соответствии с Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и т.д.).
4. Невыполнение правил регистрации в судовых документах операций с вредными веществами совершается путем бездействия, когда капитан или другое лицо командного состава не исполняет возложенные на него обязанности по регистрации, т.е. записи в специальном журнале установленной формы:
- о проведенных операциях, повлекших сброс нефти или другого вредного вещества;
- об обнаружении такого сброса, произведенного другим судном независимо от флага или иным объектом в нарушение установленных правил;
- об обнаружении в море разлива нефти и т.п.
Капитан или другое лицо командного состава обязаны зарегистрировать такой случай и передать сообщение об этом администрации ближайшего российского порта и (или) организации, выдающей разрешение на производство сброса.
Данное правонарушение может расцениваться как способ сокрытия нарушения правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации либо правил охраны водных ресурсов.
Перечни веществ, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормы ПДК этих веществ в сбрасываемых смесях, а также Перечень отходов и других материалов, сброс которых запрещается или допускается только по специальному разрешению, установлены в приложениях к Правилам охраны от загрязнения прибрежных вод морей.