Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4638

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ.


Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ


Вводные замечания


1. Вопросы для изучения. Данная глава претерпела наибольшее изменения в процессе реформирования водного законодательства России: она подверглась существенному сокращению, а многие нормы прямого действия были заменены более абстрактными либо отсылочными положениями. Поэтому освоение предписаний главы 2 требует тщательности. В частности, особое внимание следует обратить на такие вопросы:

- понятие (конституционно-правовое, гражданско-правовое, эколого-правовое) права собственности на водные объекты;

- понятия и специфические черты права федеральной собственности на водные объекты;

- понятие и специфические черты права собственности на водные объекты иных субъектов;

- объекты права собственности;

- различия форм собственности на поверхностные и подземные водные объекты;

- основания принудительного прекращения права пользования водными объектами;

- обязанности водопользователей при прекращении права пользования водными объектами.

2. Общий обзор главы. Она состоит всего из 3 статей, в которых в основном содержатся нормы общего или отсылочного характера. В то же время отдельные положения, например, об основаниях прекращения права водопользования, сформулированы конкретно и являются нормами прямого действия.

В статье 8 комментируемой главы содержатся важные положения о праве собственности на водные объекты: практически все они являются федеральной собственностью. Лишь две категории водных объектов могут находиться в иных формах собственности - это пруды и обводненные карьеры. Вдобавок ВК РФ вводит дополнительные требования, устанавливая тесную зависимость таких водных объектов с земельными участками, на которых они расположены, и соответственно, с правом собственности на эти земельные участки, в том числе при прекращении права собственности на данные водные объекты, их отчуждении. Кроме того, в статью 8 включены оговорка о случаях естественного изменения русла реки и отсылочная норма о формах собственности на подземные водные объекты. Статья 9 содержит несколько отсылочных (к иным статьям ВК РФ и к законодательству о недрах) норм о праве пользования водными объектами.


Статья 10 регулирует порядок прекращения права пользования водными объектами: в отсылочных нормах содержатся общие указания (ч. ч. 1 и 2); в части 3 перечислены основания принудительного прекращения права пользования водными объектами, которое может наступить только по решению суда. Перечень таких оснований закрытый. В этой же статье регулируются некоторые процедурные моменты (например, об обязательности предупреждения), а также обязанности водопользователей, заключающиеся в соблюдении сроков и проведении природоохранных мер, мер безопасности и др.

3. Цели, сфера действия и адресаты предписаний главы. Основная цель заключается в установлении правовых основ права собственности на водные объекты в Российской Федерации. Это означает, что законодатель, формулируя те или иные нормы главы 2, стремился упорядочить вопросы разграничения объектов собственности и обеспечить приоритет федеральной собственности на водные объекты для оптимального их использования и охраны. Подчиненными целями следует признать создание правовой основы регулирования права пользования водными объектами и его прекращения.

Сфера действия норм главы распространяется на всю территорию Российской Федерации и охватывает любое поведение (деятельность), связанное с реализацией полномочий собственников и пользователей водными объектами.

Адресатами норм являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица, должностные лица органов экологического управления, контроля и надзора, правоохранительных органов, прокуратуры, а также судьи.

4. Основные понятия. Некоторые из них ("водные объекты", "водопользователь", "поверхностные (подземные) водные объекты" и т.п.) определены в главе 1 ВК РФ. Другая же их часть носит ярко выраженный гражданско-правовой характер, например, "право собственности" и "право пользования", "прекращение права". Кроме того, некоторые понятия приобретают специфическое значение в контексте комментируемого Кодекса, в том числе: "нецелевое использование", "консервация", "ликвидация" и др.

5. История развития правового института. Право собственности на водные объекты никогда не было предметом столь же острых споров, как право собственности на землю, хотя эти вопросы обсуждались и при принятии ВК РФ 1995 г., и в ходе реформы водного законодательства в начале 2000-х гг.

Водный кодекс РФ 2006 года существенно изменил правовое регулирование права собственности на водные объекты (и права водопользования, устранив здесь, в частности, разрешительный порядок), значительно сократил количество правовых норм. В Водном Кодексе РФ 1995 г. этим вопросам был посвящен раздел II, который содержал ряд весьма оригинальных юридических формул. Так, в нем указывался предмет права собственности - водный объект в целом. Оговаривалось, что сосредоточенная в водных объектах вода, находясь в непрерывном движении и состоянии водообмена, не позволяет применять в ее отношении такое юридическое понятие, как "владение" во всей его полноте. Было введено специальное ограничение по субъекту, означающее, что водный объект не может принадлежать на праве собственности одновременно нескольким субъектам.


Наиболее значимым было ограничение форм собственности: частная и муниципальная распространялись лишь на обособленные водные объекты, а государственная (Российской Федерации и ее субъектов) - на все остальные. Для этого была применена негативная формулировка: "Все водные объекты, а также... замкнутые водоемы, не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью".

Водный кодекс РФ 1995 г. содержал полуоткрытый список водных объектов, находящихся в федеральной собственности, сформированный по пространственному, целевому и иным критериям. Федеральной собственностью объявлялись:

1) поверхностные и подземные воды, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

2) водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для нужд обороны, безопасности, федеральных энергосистем, транспортных нужд;

3) водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

4) трансграничные (пограничные) воды;

5) внутренние морские воды;

6) территориальное море Российской Федерации;

7) водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или их частью;

8) водные объекты, являющиеся частью курортов или лечебно-оздоровительных местностей;

9) иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Таким образом, по ранее действовавшему законодательству в собственности субъектов Российской Федерации находились водные объекты, выделяемые при совпадении двух признаков:

а) расположение их акваторий и бассейнов полностью на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) отсутствие юридически значимого акта закрепления водного объекта по основаниям (критериям), указанным выше, федеральной собственностью.

Что касается муниципальной собственности на водные объекты, то ВК РФ 1995 года помимо признака обособленности предусматривал целевую их предназначенность - использование для муниципальных нужд. В отношении водных объектов, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц, использовались следующие показатели: небольшая площадь, непроточность искусственных водоемов, несвязанность их гидравлически с другими поверхностными водными объектами.

Существенные изменения в ходе реформы произошли и при регулировании права водопользования. Они в первую очередь затронули разрешительный (лицензионный) порядок, ныне замененный договорным и порядком принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. комментарий к главе 3 ВК РФ), частично - регулирование видов, целей и ограничений водопользования.

Водное законодательство советского периода решало вопросы права собственности на водные объекты (ресурсы) так же, как и на иные природные ресурсы, - все они объявлялись государственной собственностью.


6. Проблемные ситуации и трудности применения. Они вызваны, как правило, результатами реформы водного законодательства, в частности, изменениями признаков водных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и частной собственности. Здесь возникла проблема обратной силы закона, которая, по всей видимости, должна быть решена путем либо судебного, либо легитимного толкования.

В Федеральном законе от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <60> сказано: "Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие" (ст. 2). По сути это означает, что водные объекты, которые в соответствии с ВК РФ 1995 г. были признаны собственностью субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственностью (и, конечно, оформлены в качестве таковой), ею и остаются. Дополнительные проблемы возникают в связи с "привязанностью" водных объектов к земельным участкам, на которых они расположены.

--------------------------------

<60> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2080.


Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <61> достаточно сложным образом регулировал процесс разграничения <62> и, по мнению многих, не предоставил надлежащих правовых оснований. В связи с этим были предприняты меры по решению этих вопросов. Упомянутый Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, а предусмотренные им отношения с 1 июля 2006 г. стали регулироваться Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ".

--------------------------------

<61> СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3060.

<62> См.: Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006. С. 1011 - 1082.


Надо сказать, что законодатель в основном решил вопросы, возникающие в связи с изменением регулирования права водопользования и оснований предоставления водных объектов в пользование. В Федеральном законе "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" оговаривается, что право водопользования по полученным лицензиям сохраняется вплоть до истечения их срока или добровольного заключения договоров и т.п. (см. ст. ст. 5, 6 данного Закона, а также комментарий к ним и к статьям главы 3 ВК РФ).


Статья 8. Право собственности на водные объекты


Комментарий к статье 8


1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.

Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.


Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, - федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.