Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4644

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Статья 129 ГК РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Статья 52 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 комментируемого Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков. Вместе с тем не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Указанные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Часть 5 статьи 8 говорит о том, что естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В границах Российской Федерации это не вызывает проблем, но таковые возможны в случае, если реки являются трансграничными, особенно если по середине реки проходит государственная граница. Понятно, что в этом случае должны действовать двусторонние соглашения, которые обычно принимаются с учетом норм международного права, но решение спорных вопросов будет требовать двусторонних переговоров.

Часть 6 ст. 8 раскрывает вопрос о праве собственности на подземные водные объекты. В настоящее время они определяются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 27.12.2009). Согласно ст. 1.2 Закона РФ "О недрах", недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.


7. Коллизии правового регулирования и их решения на практике. В Водном кодексе РФ не устанавливается запрет на передачу водных объектов, находящихся в федеральной государственной собственности, в собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Это свидетельствует о существенном ограничении права федеральной государственной собственности на водные объекты, в частности об ограничении правомочия распоряжения. Важнейшим признаком права собственности на водные объекты является то, что они, кроме прудов и обводненных карьеров, исключены из гражданского оборота. Однако в комментируемом Кодексе не установлен запрет продажи, залога и совершения других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов (исключение составляют лишь права пользования водными объектами, которые могут переходить от одного лица к другому в случаях, предусмотренных данным Кодексом).

Закрепленная в Водном кодексе РФ неизменная принадлежность водных объектов только к федеральной собственности должна исключать какие бы то ни было споры о субъекте права собственности на водные объекты, прежде всего споры между субъектами права государственной собственности на водные объекты, т.е. между Российской Федерацией и ее субъектами. Между тем в судебной практике встречаются споры, связанные с правом федеральной собственности на водные объекты.

Примеры.

Постановлением ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5286/10-С2 по делу N А07-18156/2009 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является лицом, уполномоченным на предъявление в суд требования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде сверхнормативным сбросом загрязняющих веществ в реку, поскольку водный объект находится в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ). В Постановлении ФАС Уральского округа от 24.06.2008 N Ф09-2685/08-С6 по делу N А76-7223/07 суд указал, что водный объект, находящийся в границах спорного земельного участка, не может являться муниципальной собственностью, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих факт правомерного пользования указанным водным объектом (ст. 8 Водного кодекса РФ).

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2008 N Ф08-3532/2008/1 по делу N А32-18005/2007-48/289, признавая договор аренды земельного участка, занятого водохранилищем, не соответствующим законодательству, суд указал, что арендодатель (муниципальный орган) не вправе был распоряжаться водными объектами, относящимися к федеральной собственности (ст. ст. 3, 7, 102 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Водного кодекса РФ). Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 20.11.2008, 19.11.2008 N Ф08-6428/2008 по делу N А53-5142/2007-С2-11 суд признал ничтожной сделку между МУ "Отдел имущественных отношений администрации Родионово-Несветайского района" и кооперативом, заключенную в нарушение ст. 8 Водного кодекса РФ по купле-продаже земельных участков, на которых были расположены водные объекты в виде дамб и водохранилищ, имеющие гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами и относящиеся к уровню федеральной собственности.


Право федеральной государственной собственности на водные объекты предполагает осуществление постоянного и эффективного контроля со стороны гражданского общества за реализацией государством правомочий по владению, пользованию и распоряжению водными объектами в публичных интересах.

Между тем Водным кодексом РФ не установлен запрет, адресованный Российской Федерации, отчуждать водные объекты, а также на произвольное уничтожение, изменение целевого назначения или свойств водных объектов, что влечет утрату ими признаков, характерных для объектов общественного достояния и способности удовлетворять общественные нужды. Отсутствует и обязанность государства предоставлять водные объекты для пользы отдельных лиц при условии соблюдения ими прав всех и каждого на пользование этими объектами. Например, предоставление водного объекта в пользование конкретному юридическому лицу в целях промышленного водоснабжения или рекреации и последующее его использование в указанных целях не должны препятствовать осуществлению общего (общедоступного) водопользования граждан и юридических лиц.

В числе ограничений права государственной собственности на водные объекты можно также указать обязанность государства предоставлять их в пользование отдельных лиц по возможности на конкурсной основе и при условиях, наиболее отвечающих требованиям соблюдения интересов всех членов общества. При этом коммерческий (экономический) интерес государства должен уступать место иным интересам - экологическим, социальным, культурно-просветительским, оздоровительным, т.е. непосредственным интересам человека.

Таким образом, государство, не теряя полностью правомочий собственника водных объектив, должно ограничивать эти полномочия правовыми установлениями, выражающими совокупный общественный интерес в использовании этих объектов, и неукоснительно подчиняться им.

Часть 3 ст. 8 предусматривает, что пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера. Возникает естественный вопрос: а каким образом может прекратиться право собственности на соответствующий земельный участок, если в целях комментируемого Кодекса определено, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии? В таком случае для разрешения данной коллизии, видимо, необходимо следовать определению земельного участка, приведенному в ЗК РФ (ст. 11.1 - земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами).


Необходимо также обратить внимание на статью 102 ЗК РФ, которая гласит, что к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

А на землях, покрытых поверхностными водами, не допускается образование земельных участков.

Вывод: право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер может быть прекращено одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если соответствующим образом были образованы земельные участки, определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Статья 9. Право пользования водными объектами


Комментарий к статье 9


1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из трех частей, определяющих порядок приобретения прав пользования поверхностными и подземными водами. При этом в указанной статье делается отсылка на главу 3 Кодекса, регламентирующую основания возникновения права водопользования поверхностными водными объектами. ВК РФ определил основания предоставления в пользование договором водопользования и разрешением о предоставлении водного объекта в пользование. При этом упраздняется лицензирование водопользования.

Часть 2 статьи 9 определяет, что естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и комментируемого Кодекса не следует иное.

Вместе с тем водные объекты находятся в федеральной собственности Российской Федерации (часть 5 статьи 8 ВК). Если вследствие изменения русла реки использовать водный объект становится невозможным, это может являться основанием и для прекращения права водопользования, приобретенного на основании решения.

В части 3 комментируемой статьи устанавливаются правовые основания приобретения права пользования подземными водными объектами для физических и юридических лиц (отсылочная норма).

Часть 3 статьи 9 определяет, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Практика идет по пути признания недействительным использования подземных вод с нарушением законодательства о недрах.

Например, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что пользование подземным водным объектом с нарушением порядка, установленного законодательством о недрах, создает существенную угрозу общественным отношениям. В связи с этим суд посчитал привлечение общества к административной ответственности правомерным и отказал кооперативу в удовлетворении его требований (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2007 по делу N А31-2501/2007-23).


Добыча подземных вод фактически происходит в процессе пользования недрами, следовательно, необходимо получение соответствующей лицензии на право пользования недрами.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.07.2008 по делу N А12-1508/08-С19 суд пояснил, что из смысла ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ следует, что правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах. Кроме того, добыча подземных вод фактически происходит в процессе пользования недрами, следовательно, ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии, выданной в порядке, предусмотренном законодательством о недрах, установлена ст. 7.3 КоАП РФ. Установив, что общество осуществляет добычу подземных пресных вод для хозяйственно-бытовых нужд из 11 артезианских скважин без лицензии на пользование недрами, суд отказал в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления Росприроднадзора о привлечении к ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ. В Постановлении ФАС Уральского округа от 16.10.2007 N Ф09-8417/07-С1 по делу N А50-5224/07 суд указал, что из смысла ст. 5, п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ следует, что правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах. Поскольку кооператив не предпринял мер для переоформления лицензии на пользование недрами в связи с реорганизацией, суд пришел к выводу о правомерности привлечения кооператива к административной ответственности и отказал в удовлетворении заявления.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Институт предоставления водных объектов и их водных ресурсов в пользование занимает центральное место в системе публично- и частноправовых оснований возникновения водных прав. В статье 9 ВК РФ определяются основания приобретения прав пользования водными объектами. Права пользования водными объектами приобретаются по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 комментируемого Кодекса. Практика применительно к возникновению водных прав оперирует понятием "приобретение права". Термин "приобретение" больше соответствует понятиям купли, обмена, нового строительства или реконструкции недвижимого имущества (недвижимости). В результате толкование понятия "приобретение" показывает, что законодатель сужает сферу возникновения водных прав, ограничивая ее только частноправовыми условиями (например, договором водопользования). В то же время Кодекс определяет публично-правовые условия и устанавливает порядок возникновения водных прав - это решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Термин "приобретение прав" применяется, как правило, в случаях, когда речь идет о первоначальном приобретении прав только на водный объект - пруд или обводненный карьер, а также на его водные ресурсы, предоставляемые в порядке водопользования на определенном праве, и когда имеет место переоформление уже существующего права на пользование водными ресурсами. Например, права на водные объекты - пруды или обводненные карьеры могут быть приобретены в порядке, предусмотренном гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.