Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4648

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При приобретении права собственности на земельный участок с прудом и (или) обводненным карьером происходит переоформление всех водных прав, поскольку право на эти водные объекты возникло ранее. Таким образом, понятие "предоставление прав" заменяется понятием "приобретение прав", являющимся более узким понятием, ориентированным на частноправовое значение данного института.

3. История правового института. Интересно то, что в статье говорится о праве пользования водными объектами, а не о праве водопользования. Понятие "право водопользования" условное. Под ним подразумевается добыча (забор) воды из реки, моря, озера, подземных водных объектов и т.п.; добыча (забор) осуществляется путем применения водохозяйственных систем (гидротехнических сооружений) либо при помощи простейших бытовых приспособлений. Сброс в водоемы сточных вод также является водопользованием.

Юридическое понятие и юридическая конструкция права водопользования использовались в Советском государстве. По советскому законодательству не все случаи пользования водой юридически признавались водопользованием. Это зависело от экономических и хозяйственных условий, в которых происходит пользование водой. Водопользованием признавалось пользование водами (водными объектами), состоящими в исключительной собственности советского государства. При этом понятие воды, в отличие от физико-технического и житейского понятия "вода", рассматривалось как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых при современном уровне развития производительных сил общества поддается целенаправленному регулированию.

В ВК РФ 1995 г. устанавливались различные условия и виды водопользования. В Кодексе определялось, что водопользователь, использующий водные объекты и их водные ресурсы, обязан осуществлять водохозяйственную деятельность в соответствии с Водным кодексом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 42 предусматривала право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами, при которых водные объекты, находящиеся в федеральной государственной собственности, предоставлялись гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливалось на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - на срок от трех до сорока девяти лет. Право пользования водным объектом могло быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Статья 44 устанавливала право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут), выступавшего в формах публичного и частного водных сервитутов.


В ВК говорится о праве пользования водными объектами. Понятия водопользования Водный кодекс не содержит, однако предусматривает договор водопользования. Таким образом, понятия "право пользования водными объектами" и "право водопользования идентичны".

Необходимо различать понятия "пользование водным объектом" и "использование водного объекта".

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2006 по делу N А26-7577/2005-213 суд указал, что понятия "использование" и "пользование" водным объектом имеют различное правовое значение. Получив лицензию на право пользования водным объектом, общество в соответствии со ст. 1 Водного кодекса приобрело статус "водопользователя". Лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаются плательщиками водного налога (ст. 333.8 НК РФ). В связи с этим суд пришел к выводу, что, несмотря на то, что фактически использование водного объекта осуществляло другое общество, обязанность по исчислению и уплате водного налога лежала на водопользователе - заявителе. Таким образом, суд признал решение налогового органа о начислении заявителю водного налога правомерным и отказал заявителю в удовлетворении его требований.

Потребление воды в системах коммунальной канализации не является видом водопользования.

Определением Верховного Суда РФ от 16.08.2006 N 44-Г06-13 определено, что системы коммунальной канализации не относятся к водным объектам, а также к объектам охраны и регулирования нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Таким образом, потребление воды в системах коммунальной канализации не относится к водопользованию, это водопотребление (см. комментарий к ст. 1).

Сброс сточных вод является видом водопользования, однако он должен быть надлежащим образом оформлен.

Например, судом было установлено, что право пользования водным объектом, связанное со сбросом сточных вод, не оформлено в установленном порядке. Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности факта использования обществом водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (ст. 9 Водного кодекса РФ). Кроме того, в нарушение ст. 44 Водного кодекса РФ общество осуществляло сброс сточных вод в реку без очистки, не вело контроля качества за составом сбрасываемых сточных вод, не разработало мероприятий по охране водного объекта. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления комитета о привлечении к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2008 по делу N А56-3569/2008).


Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами


Комментарий к статье 10


1. Общий обзор статьи. Статья 10 состоит из шести частей, регулирующих основания прекращения права пользования водными объектами, в том числе принудительного прекращения, а также процессуальные вопросы, связанные с прекращением указанного права. В ней содержатся правила, выполнение которых обязательно для водопользователя, так как при заключении договора водопользования стороны обязались соблюдать предписания, предусмотренные ВК РФ.


2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Прекращение водных прав является одним из ключевых вопросов в водном праве и представляет собой утрату субъектом всех правомочий пользования в отношении водных объектов либо их частей, а также водных ресурсов, в результате чего эти правомочия переходят к другому субъекту или субъектам водного права либо перестают существовать. Прежде всего в соответствии со статьей 10 ВК РФ установлен приоритет норм гражданского законодательства в основании прекращения права пользования водными объектами.

В части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и комментируемым Кодексом. Прекращение водных прав допустимо применительно как к водному объекту, находящемуся в частной собственности (пруды и обводненные карьеры), так и по отношению к водным ресурсам, например, в случае неиспользования водного объекта в установленные договором водопользования или решением о представлении водного объекта в пользование сроки. Прекращение может осуществляться при необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд, а также в целях перераспределения водных ресурсов или при реализации юридической ответственности за водное правонарушение. Прекращение осуществляется в связи с прекращением концессионного соглашения.

3. История развития законодательства. В соответствии с Водным кодексом РСФСР 1972 г. основания прекращения права водопользования устанавливались применительно к видам водопользования. Оно связывалось с неблагоприятными последствиями для предприятий и требовало жестких ограничений. Различались безусловные основания прекращения, независимо от воли участников правоотношений и основания прекращения, которое зависит от взаимного или одностороннего волеизъявления участников правоотношений. К первому относилось истечение срока водопользования. Ко второму - отказ от водопользования, нарушение правил пользования и охраны.

Между тем компетентному государственному органу предоставлялось право решать, следует ли за нарушение правил пользования водами и охраны лишить пользователя водным объектом права пользования. Водный кодекс РФ 1995 г. расширил основания прекращения права водопользования, отказавшись в определенной мере от административно-правовых процедур прекращения права и усилив гражданско-правовое регулирование оснований прекращения права водопользования. В статье 60 устанавливались основания для прекращения права пользован водным фондом.

В случаях прекращения права пользования водным объектом не по вине водопользователя: смерть водопользователя-гражданина, реорганизация водопользователя - юридического лица, - принадлежащие им права пользования водными объектами переходили к другим лицам в порядке правопреемства.


Реорганизация юридического лица подпадала под переход прав пользования водными объекта. В основе принудительного прекращения права пользования водными объектами лежали различные причины. Это и вина водопользователя в случаях наблюдения им условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водными объектами, и дефицит водных ресурсов в случаях неиспользования в течение года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов и др. Действовало и регулирование прекращения особого пользования водными объектами, предоставленными для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Для принудительного прекращения права пользования водными объекта предусматривалась особая мера - предупреждение водопользователя о совершенных им нарушениях водного законодательства и устранении их в установленные сроки. Прекращение прав пользования водными объектами, предоставленными в особое пользование, производилось на основании решения Федерального Правительства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое являлось основанием для аннулирования лицензии на водопользование и расторжения договора пользования водным объектом.

Статья 10 ВК РФ 2006 года определила основания непринудительного прекращения права пользования и основания принудительного прекращения права пользования водными объектами. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, Водным кодексом и законодательством о концессионных соглашениях. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Основаниями принудительного прекращения права пользования водными объектами по решению суда являются:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Принудительное прекращение права пользования водными объектами для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

4. Классификация оснований прекращения водных прав. Основания прекращения водных прав можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим относятся смерть физического лица, истечение срока договора водопользования при непродлении его на новый срок, реорганизация, ликвидация, прекращение деятельности, ликвидация юридического лица, необходимость использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд, нецелевое использование, использование водного объекта с нарушением водного законодательства, отчуждение земельного участка с расположенным на нем прудом или обводненным карьером, уничтожение водного объекта (пруда или обводненного карьера), обращение на него взыскания, реквизиция, конфискация, банкротство, национализация.


Специальными признаются: неиспользование водного объекта в установленный договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки, выморочность, систематическая неуплата водного налога. По иному критерию, т.е. по правомерности, основания прекращения водных прав можно подразделять на основания прекращения в результате правомерных (истечение срока сделки) или неправомерных действий (нецелевое использование водного объекта).

В зависимости от субъективного признака волеизъявления прекращение прав можно делить на добровольное и принудительное.

Добровольное прекращение водных прав может последовать в случае совершения сделок с земельными участками и расположенными на них водными объектами, договорами водопользования.

Принудительное прекращение - в случаях возникновения необходимости для использования их для государственных либо муниципальных нужд, обращения взыскания на земельный участок с расположенным на нем водным объектом, реквизиции, конфискации, принудительного прекращения субъекта права, совершения специального водного правонарушения. Классификация оснований прекращения водных прав может производиться в зависимости от того, прекращаются ли права в связи с совершением действия, наступления события либо истечения срока.

Прекращение водных прав в результате совершения действий подразделено в зависимости от того, связаны ли эти действия с нарушением водного законодательства либо не связаны. Случаи прекращения водных прав в результате действий, не связанных с нарушением водного законодательства, дополнительно разграничены в зависимости от формального основания прекращения - решения субъекта права (сделки), постановления государственного административного органа либо органа местного самоуправления, решения суда.

Водные права прекращаются в случае смерти субъекта водного права. В настоящее время смерть в качестве правопрекращающего факта вытекает из раздела 5 "Наследственное право" ГК РФ, так как смерть является условием открытия наследства (ст. 1113) и перехода прав в порядке наследования (ст. 1110), что влечет прекращение водных прав. Следовательно, водные права субъекта могут быть прекращены из установления юридических фактов, связанных с фиксацией прекращения существования (смерть, регистрация смерти) носителя водных прав.

Указанные факты устанавливаются в порядке особого производства (подразд. 4 разд. 2 ГПК РФ) судом общей юрисдикции при отсутствии спора о праве (гл. 27 ГПК РФ); иначе они устанавливаются в рамках искового производства, а также в случае невозможности подтвердить юридический факт во внесудебном порядке из-за невозможности получения надлежащих документов либо их восстановления (гл. 28 ГПК РФ).

Если же доказательств смерти не имеется, то при отсутствии спора о водных правах таковой спор может быть прекращен на основании решения суда общей юрисдикции в порядке особого производства об объявлении умершим (гл. 30 ГПК РФ). Решение суда будет основанием для регистрации факта смерти и соответствующего дальнейшего прекращения водных прав. В случае спора о праве указанный факт устанавливается в рамках искового производства.