ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4652
Скачиваний: 2
--------------------------------
<65> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
Указанным Законом предусматривается, что организация обороны включает строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны и т.п., т.е. выделение водных объектов для указанных целей подразумевает осуществление разнообразной деятельности, объединенной поставленными задачами (о понятии безопасности см. п. 5 комментария к ст. 56).
3.5. Строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений. Водный объект также может выделяться только на основании решения. Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ <66> причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
--------------------------------
<66> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
3.6. Дноуглубительные работы, работы по углублению и расширению водоемов и водотоков осуществляются путем выемки грунта. Различают дноуглубительные работы: капитальные, выполняемые при сооружении гидротехнических объектов и для улучшения судоходных условий на водных путях, и эксплуатационные, производимые ежегодно с целью удаления наносов, нарушающих нормальную эксплуатацию гидротехнических сооружений и судоходных путей. Наибольший объем дноуглубительных работ приходится на внутренние водные пути (реки, водохранилища, каналы), где с их помощью увеличивают глубину и ширину судовых ходов. Дноуглубительные работы в морских и речных портах осуществляют с целью углубления и расширения их акваторий для подхода груженых судов к причалам.
На мелиоративных каналах и озерах дноуглубительные работы выполняются для очистки их от заиления. Дноуглубительные работы производятся также для углубления водопроводящих каналов к отдельным промышленным предприятиям и дна водозаборных сооружений, для прорытия подводных траншей, прокладки трубопроводов, кабелей и др. На участках со скальными грунтами они обычно выполняются с применением взрывных работ. Постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3 утверждены Единые правила безопасности при проведении взрывных работ <67>.
--------------------------------
<67> БНА РФ. 2001. N 29.
3.7. Судоходство - в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
4. История развития нормы достаточно длительная и по мере развития экономики в Российской Федерации все время изменяющаяся.
Так, если Водным кодексом РСФСР 1972 г. предусматривалось предоставление водного объекта в пользование исключительно на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики или иного решения уполномоченного на то государственного органа, то принятый в 1995 году Водный кодекс РФ уже ввел возможность приобретения прав водопользования на основании соглашения с уполномоченным на это органом власти. Однако при этом Кодекс 1995 г. устанавливал главным основанием приобретения прав пользования водным объектом лицензию на водопользование, только "в соответствии" с которой и заключался договор водопользования (ст. 91).
Кодекс 2006 г. еще больше упростил процедуру приобретения прав водопользования и исключил порядок лицензирования водопользования в принципе, предусмотрев лишь два вида оснований регламентированного предоставления водного объекта в пользование. Кроме того, статья 54 ВК РФ 1995 г. вообще не указывала, для каких целей водные объекты могут предоставляться на основании решения органа власти, а для каких - на основании договора.
В настоящее время законодатель четко разграничил эти два правовых инструмента. Еще ранее исключенная из указанной статьи 54 часть предписывала, что если объект расположен на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то заключать договор водопользования следует с каждым из них на основании бассейнового соглашения. В действующем Кодексе заключение договора водопользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, является полномочием федерального органа власти.
5. Связь норм статьи с иными предписаниями. Пункты 3 - 6 части 3 разрешают некоторые виды водопользования путем забора (изъятия) воды без какого бы то ни было разрешения и регулирования. Сюда можно отнести:
1) забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
2) забор (изъятие) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Этому же посвящена статья 53 комментируемого Кодекса, которая допускает забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве;
3) забор (изъятие) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
4) забор (изъятие) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
5) забор (изъятие) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.
Лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта определяются схемами комплексного использования и охраны водных объектов (см. комментарий к ст. 33). В связи с этим законодатель устанавливает обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (см. комментарий к ст. 39).
Отдельные статьи Кодекса устанавливают также некоторые особенности и ограничения для собственников водных объектов и водопользователей. Так, учитывая, что договором водопользования обязательно должен быть установлен объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (о содержании договора водопользования (см. комментарий к ст. 13), за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водяным объектом, установленной договором.
Кроме того, в любом случае при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект (см. комментарий к ст. 60). Статья 61 устанавливает также обязанность водопользователей, использующих водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения и осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Отдельная норма допускает запрет на забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водных объектах общего пользования (см. комментарий к ст. 6).
Регламентация порядка предоставления водного объекта для рекреационных целей осуществляется с учетом положений статьи 50 Кодекса, которая посвящена использованию водных объектов для рекреационных целей и устанавливает обязательность соблюдения правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 ВК РФ, а также законодательства о градостроительной деятельности - при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает одиннадцать случаев, когда водный объект предоставляется в пользование на основании решения уполномоченного органа власти. Более подробно правила предоставления водных объектов для конкретных целей содержатся в главе 5 "Водопользование". Некоторым видам водопользования посвящены отдельные статьи:
1) водопользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ст. 44);
2) водопользование для разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 52);
3) водопользование для сплава леса в плотах и с применением кошелей (ст. 48) и др.
Ранее большая часть видов водопользования, перечисленных в части 2 комментируемой статьи, была включена в перечень специальных видов водопользования, требующих получения лицензии на водопользование. Перечень видов специального водопользования, утвержденный Приказом МПР России от 23.03.2005 N 70 <68>, относил к специальному водопользованию пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих сооружений, технических средств и устройств:
--------------------------------
<68> БНА РФ. 2005. N 24.
1) стационарные, передвижные и плавучие сооружения по механическому и самотечному забору воды из водных объектов;
2) водоотводящие сооружения, предназначенные для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;
3) комплекс сооружений порта, в том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;
4) плотины, шлюзы-регуляторы и другие водорегулирующие сооружения (в том числе временные перегораживающию сооружения);
5) гидравлические электростанции (приплотинные, деривационные, приливные, гидроаккумулирующие);
6) организованные пляжи, причалы для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств отдыха на воде, а также другие сооружения и устройства, предназначенные для рекреационных и оздоровительных целей;
7) платформы и искусственные острова;
8) оросительные, обводнительные и оросительные обводнительные мелиоративные системы;
9) водохозяйственные сооружения тепловых станций и атомных электростанций, предприятия ядерного топливного цикла, предназначенные для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения;
10) землеройная, буровая, грузоподъемная, другая спецплавтехника при выполнении строительно-монтажных, изыскательских работ;
11) дноуглубительные, разгрузочно-погрузочные (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений, подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных переходов, газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта, судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав леса в плотах и кошелях.
Однако, как уже отмечалось, в новом Водном кодексе РФ отсутствуют понятия специального водопользования и лицензии на водопользование.
Статья 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно, принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса 2006 г., сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. При этом водопользователи, указанные выше, вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей. Договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются уже в соответствии с новым Водным кодексом.
5.1. Выделение водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод также осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод регулируется статьей 44 ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды. Выделение водных объектов для данного вида водопользования происходит с учетом запретов и ограничений, например, сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен или приостановлен в любой момент по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством.
Сброс сточных вод и (или) дренажных вод запрещается, если водный объект содержит природные лечебные ресурсы или/и отнесен к особо охраняемым водным объектам. Кроме того, запрещается сброс сточных вод (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
1) зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (подробнее см. комментарий к ст. 44).
5.2. Для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений водный объект также может выделяться только на основании решения. Прежде всего отметим, что согласно статье 90 ЗК РФ земельные участки, предназначенные для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, должны относиться к землям транспорта.