Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4654

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, сооружений и установок, осуществляемая с нарушениями нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации, а также условий, предусмотренных в разрешении, может быть приостановлена или прекращена по решению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, выдавших разрешение или уполномоченных на его выдачу в данном случае. Указанная деятельность возобновляется после устранения в установленные сроки допущенных нарушений.

5.5. Для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, водные объекты также выделяются на основании решения уполномоченного органа власти.

В соответствии со статьей 90 ЗК РФ земельные участки, выделяемые для размещения морских и речных портов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, должны относиться к землям транспорта. Также к землям транспорта должны относиться участки, предназначенные для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов. Однако подводные линии связи, подводные, коммуникации, должны размещаться на землях связи, радиовещания, телевидения, информатики.

В противном случае, прежде чем будет осуществляться строительство или создание одного из вышеперечисленных объектов, необходимо будет пройти процедуру изменения целевого назначения использования земли.

Осуществление деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <70>. Кроме того, статьей 43 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливается, что при осуществлении деятельности, связанной с размещением, проектированием, строительством, конструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного действия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Например, должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и их постоянной концентрации, в том числе в период размножения.


--------------------------------

<70> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.


Добавим, что Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" вводится обязательное страхование гражданской ответственности на время строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения за причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда при этом является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения их соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации не является обязательной. Подобная государственная экспертиза проводится Министерством сельского хозяйства (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" <71>).

--------------------------------

<71> СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.


Наиболее значимым документом при планируемом строительстве гидротехнического сооружения и дальнейшей его эксплуатации является декларация безопасности гидротехнического сооружения. Она составляется на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией. Это основной документ, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Утверждение декларации органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию.

Статья 11 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусматривает возможность проведения экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения по инициативе собственника или эксплуатирующей организации. Однако следует учитывать, что на основании результатов такой экспертизы органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений принимают решение о ее утверждении или об отказе в утверждении.

Строительство подземных и подводных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций, в свою очередь, требует лицензии на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, выдаваемой и оформляемой Федеральным агентством по недропользованию (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" <72>). Исключение составляют случаи, если такое строительство ведется на глубине менее 5 м.


--------------------------------

<72> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.


Несмотря на отсутствие в действующем Кодексе понятия "водный сервитут", это тем не менее не отменяет ограниченного использования земельных участков, на которых расположен водный объект, т.е. земельных участков, относящихся к водному фонду.

Отсюда предполагается, что установление и регистрация частного сервитута в случае прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов не требуются. Достаточно лишь решения собственника о предоставлении водного объекта в пользование.

5.6. На основании решения водные объекты также предоставляются для разведки и добычи полезных ископаемых. Отношения, возникающие в связи с разведкой и добычей полезных ископаемых, регулируются Законом Российской Федерации "О недрах" и другими нормативными актами.

Прежде всего отметим, что на основании статьи 7 указанного Закона участок недр для разведки и добычи полезных ископаемых предоставляется исключительно в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых или в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <73>, а также на основании соответствующего решения.

--------------------------------

<73> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.


Например, основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства РФ, принятое:

- по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

- при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством РФ;


2) решение федерального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

3) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

4) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр: в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

5) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

6) решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и др.

Таким образом, фактически для приобретения права пользования водным объектом для целей разведки и добычи полезных ископаемых необходимо не только решение уполномоченного органа власти - собственника водного объекта, но и одно из вышеприведенных решений. Соответственно, это означает выигранный конкурс или аукцион на право пользования участком недр и получение лицензии и (или) соглашение о разделе продукции.


Кроме того, поскольку пользователями недр могут быть только субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами, а пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции, следовательно, водный объект для осуществления разведки и добычи полезных ископаемых не может предоставляться просто физическому лицу, не являющемуся субъектом предпринимательской деятельности.

Согласно Закону о недрах участки недр предоставляются для добычи полезных ископаемых на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования, разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Следовательно, и ограничений по срокам предоставления для этих целей водных объектов законодатель не ввел.

Исключение составляет добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков. В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.

Ограничения по предоставлению участков для добычи полезных ископаемых содержатся в различных нормативных актах. Так, статья 22 Федерального закона "О животном мире" устанавливает, что при проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

5.7. Проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. Для их осуществления также необходимо решение уполномоченного органа власти.

Дноуглубительные работы, работы по углублению и расширению водоемов и водотоков осуществляются путем выемки грунта. Различают дноуглубительные работы: капитальные, выполняемые при сооружении гидротехнических объектов и для улучшения судоходных условий на водных путях, и эксплуатационные, производимые ежегодно с целью удаления наносов, нарушающих нормальную эксплуатацию гидротехнических сооружений и судоходных путей.