Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4659

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольший объем дноуглубительных работ приходится на внутренние водные пути (реки, водохранилища, каналы), где с их помощью увеличивают глубину и ширину судовых ходов. Дноуглубительные работы в морских и речных портах осуществляют с целью углубления и расширения их акваторий для подхода груженых судов к причалам. На мелиоративных каналах и озерах дноуглубительные работы выполняются для очистки их от заиления.

Дноуглубительные работы производятся также для углубления водопроводящих каналов к отдельным промышленным предприятиям и дна водозаборных сооружений, для прорытия подводных траншей, прокладки трубопроводов, кабелей и др. На участках со скальными грунтами они обычно выполняются с применением взрывных работ. Постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3 утверждены Единые правила безопасности при проведении взрывных работ <74>.

--------------------------------

<74> БНА РФ. 2001. N 29.


На сегодняшний день и дноуглубительные, и буровые, и взрывные работы относятся к лицензируемым видам деятельности. Лицензирование применения взрывчатых материалов всеми организациями, ведущими взрывные работы на гражданских объектах, независимо от ведомственной принадлежности осуществляет Ростехнадзор РФ. Лицензирование буровых работ осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.

Дноуглубительные работы относились в соответствии с предыдущим Кодексом к специальным видам водопользования, для осуществления которых требовалась лицензия на водопользование, выдававшаяся МПР России.

5.8. Предоставление водных объектов в пользование для подъема затонувших судов. Глава VIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации посвящена регулированию отношений, возникающих при подъеме, удалении и уничтожении имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег. Правила, установленные указанным Кодексом, не применяются к следующим видам деятельности:

- подъем, удаление и уничтожение затонувшего военного имущества;

- подъем затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне, в пределах внутренних водных путей.

В случае если собственник затонувшего имущества намерен поднять затонувшее имущество, он должен известить об этом бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте в течение одного года со дня, когда имущество затонуло.

Бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок, достаточный для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте о порядке и сроке подъема затонувшего имущества. При этом в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, собственник затонувшего имущества обязан по требованию бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.


В случае если собственник затонувшего имущества неизвестен, бассейновый орган государственного управления на внутреннем вод водном транспорте делает публикацию о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества, в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. В случаях, если собственник затонувшего имущества не сделает заявление о желании поднять затонувшее имущество или не поднимет его в срок, установленный бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте имеет право самостоятельно поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его, если:

а) собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его, но он не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок;

б) затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам;

в) при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего судна не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации.

Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества в этих случаях осуществляются за счет собственника такого имущества. Учитывая нормы Кодекса внутреннего водного транспорта, представляется, что положительное решение о предоставлении водного объекта для поднятия затонувшего судна может быть только в пользу собственника судна соответствующего бассейнового органа.

5.9. Предоставление водного объекта в пользование для осуществления сплава древесины в плотах и с применением кошелей. Природоохранное законодательство устанавливает ряд ограничений и запретов на осуществление сплава древесины. Так, статья 15 Федерального закона 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" запрещает сплав древесины на территории национальных парков. На территории государственных природных заказников и отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещена или ограничена хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе сплав древесины (см. Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14).


5.10. Забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, в том числе лугов и пастбищ. Это вид водопользования, дозволяемый на основании решения органа власти. Прежде всего следует обратить внимание, что часть 3 комментируемой статьи разрешает использование водного объекта для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными без заключения договора водопользования или решения о предоставлении води объекта в пользование, фактически тем самым исключив физических лиц из субъектов применения данной нормы. В то же время забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, держащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод не требует ни решения органов власти, ни заключения договора водопользования, однако при предоставлении подземного водного объекта для указанных целей (для орошения земель) водопользователь обязан получить лицензию на недропользование (см.: Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденные Приказом МПР России от 12.09.2002 N 575).

5.11. Организация отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов. Юридической формулировки понятия "организованный отдых" не существует, а значит, неясно, что можно считать организованным отдыхом той или иной группы лиц, будет ли считаться организованным отдыхом, к примеру, организация пикников или походов с ночевкой. Вдобавок законодатель не разделяет в комментируемой статье юридических и физических лиц, к тому же речь в ней идет исключительно об организованном отдыхе детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, из чего следует, что организация отдыха взрослых совершеннолетних людей специального разрешения со стороны властей не требует.

Правила организации купания и пляжей в целом, как правило, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими нормативными актами. Например, правила купания детей содержатся в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.01.2003 N 20 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1204-03" <75>.

--------------------------------

<75> РГ. 2003. N 63.


В соответствии с пунктом 2.13 Правил территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора и камней, а также удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 метров. В местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн. Дно водоема должно быть свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п. Разрешение на использование водного объекта в целях купания допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.


5.12. Правовое регулирование ситуаций использования водных объектов без предварительного заключения договора водопользования или получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. Их перечень содержится в части третьей комментируемой статьи. Указанные ситуации разделяются на несколько групп.

1. Первая группа объединяет деятельность, связанную с использованием водных объектов транспортными средствами. Использование водного объекта для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов, разового взлета, разовой посадки воздушных судов, а также забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств не требует специального разрешения органа власти - собственника водного объекта и также не требует заключения договора на водопользование. Однако регулирование данной деятельности осуществляется в рамках других нормативных актов, в том числе международными соглашениями. В частности, данная деятельность регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта, Федеральными законами от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <76> и от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <77>, Законом Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" <78>.

--------------------------------

<76> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<77> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

<78> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.


Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <79> перевозки морским транспортом пассажиров, перевозки морским транспортом грузов, перевозки внутренним, водным транспортом пассажиров, перевозки внутренним водным транспортом грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) являются лицензируемыми видами деятельности. Поэтому правила осуществления подобной сферы содержатся в специальных нормативных актах.

--------------------------------

<79> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.


2. Вторая группа случаев обычно предусматривается в правовых нормах, затрагивающих отношения, возникающие в связи с природопользованием и охраной природных ресурсов. Осуществление традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации и забор (изъятие) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий также не требуют специальной регламентации.

Правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни устанавливаются специальным Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ <80>. Указанные территории относятся к категории особо охраняемых природных территорий, которые в данном случае образованы для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни проживающими на них коренными малочисленными народами.


--------------------------------

<80> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.


3. В третьей группе объединены три вида водопользования, которые можно отнести к частным видам пользования водным объектом физическими лицами.

Так, использование водных объектов для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными, для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 комментируемого Кодекса, а также для рыболовства, рыбоводства, охоты не требует ни заключения договора водопользования, ни получения решения уполномоченного властного органа.

Несмотря на то что Водный кодекс РФ не требует получения каких бы то ни было разрешений и заключения договоров на использование водного объекта для водопоя сельскохозяйственных животных, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) тем не менее относит использование водного объекта для водопоя животных к объектам налогообложения водным налогом. Для водопоя животных могут устанавливаться публичные сервитуты на земельные участки (ст. 23 ЗК РФ), но их водопой не допускается в радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) (см. Санитарные правила "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.11.2002 N 40).

В соответствии со ст. 34 ВК РФ в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения. В пределах этих зон также не допускается осуществление водопоя животных (см. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02").

Использование водных объектов населением для бытовых нужд и купания регулируется несколькими нормативными актами, в том числе федерального значения. Так, статья 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.