ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4662
Скачиваний: 3
Статья 51 того же Закона наделяет главных государственных санитарных врачей и их заместителей полномочиями приостанавливать использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Согласно Приказу Роспотребнадзора от 21.11.2005 N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" <81> использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях требует проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
--------------------------------
<81> БНА РФ. 2005. N 51.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений, осуществляют территориальные органы Федерального медико-биологического агентства (см. Типовое положение о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 24.10.2005 N 645 <82>) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2006 N 308 <83>).
--------------------------------
<82> БНА РФ. 2005. N 49.
<83> БНА РФ. 2006. N 20.
Относительно использования водных участков для нужд рыболовства отметим, что пользование водными участками для нужд рыболовства в случае, если такие участки используются для целей судоходства, допускается только по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта).
5.13. Правовое регулирование использования водных объектов в научных, учебных целях, в том числе проведение геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ, и для воспроизводства водных биологических ресурсов. Их проведение не требует специального договора водопользования или решения соответствующего органа власти. Однако каждый из них регулируется специальным законом, который устанавливает осуществление такой деятельности. Это Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федеральные законы от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и др.
Геодезические и картографические работы, т.е. гидрографическая и топографическая деятельность, относятся к землеустроительным работам, и их регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве". Согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" эти виды деятельности подлежат лицензированию.
Согласно статье 48 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" для сохранения условий в целях воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Виды и объемы работ по конкретным водоемам субъектов Федерации по воспроизводству водных биоресурсов за счет средств федерального бюджета, а также квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации утверждаются приказами Федерального агентства по рыболовству.
Пункт 3 части 3 комментируемой статьи содержит норму о том, что забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод возможен без заключения договора водопользования. Однако нельзя забывать, что добыча подземных вод регулируется законодательством о недрах в соответствии со статьей 10 Закона "О недрах", а значит, право недропользования возникает исключительно по основаниям, перечисленным в статье 10.1 этого Закона и требует получения лицензии (ст. 11). Порядок лицензирования пользования участками недр определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (см: Постановление ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами <84>).
--------------------------------
<84> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.
Для разведки и добычи полезных ископаемых также не требуется получения решения или заключения договора водопользования. Исключения составляют указанные работы, проводимые на болотах, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болотах, расположенных в поймах рек. В данном случае помимо требований законодательства о недрах необходимо будет получение решения исполнительного орган власти о предоставлении водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи).
Согласно пункту 4 ст. 10.1 Закона "О недрах" необходимо решение комиссии, которая создается для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр федеральным органом управления государственным фондом недр, в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (для забора подземных вод); или решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (п. 5); или решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством субъекта Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.
Размещение и строительство трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах также не требуют специального регулирования водным законодательством.
Федеральное агентство водных ресурсов устанавливает режимы специальных попусков и определяет объемы экологических попусков и безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта в порядке, установленном российским законодательством (см. Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов). Для забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды) также не требуется специального урегулирования отношений в рамках водного законодательства. Проведение государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; проведение санитарного, карантинного и другого контроля; охрана окружающей среды, в том числе водных объектов, - все эти виды деятельности за редким исключением осуществляются исполнительными органами власти, которые, следовательно, и будут являться основными субъектами данного вида водопользования.
6. Проблемные ситуации и трудности применения. Отсутствие в комментируемой статье четкого определения требований к предмету договора водопользования приводит на практике к отождествлению водного объекта и земельного участка в качестве предметов договора аренды.
Пример.
Администрация г. Новороссийска обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО "Новоросцемент" о взыскании 23309357 рублей 89 копеек арендной платы по договору от 11.01.2001. Как видно из материалов дела, Постановлением главы Администрации города Новороссийска от 09.02.2000 N 161 земельный участок под водохранилищем передан ОАО "Новоросцемент" в аренду сроком на 49 лет, о чем заключен договор аренды от 11.01.2001 N 4700002460, согласно которому в аренду для обеспечения технологических процессов передан земельный участок площадью 74,3 га, расположенный в Атакайском ущелье, занятый водохранилищем.
Арендодатель весь участок отнес к категории "земли промышленности". Администрация, считая, что у общества образовалась задолженность по арендной плате с 1 января 2006 года по ставке, установленной для земель промышленности, обратилась в арбитражный суд с иском.
Суд апелляционной инстанции установил, что Атакайское водохранилище, существовавшее на момент заключения договора аренды как водный объект, включающий поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой полосы, является собственностью Российской Федерации и к муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным законодательством, отнесен не был.
На спорной площади имеются Верховное Атакайское водохранилище N 1 и Низовое Атакайское водохранилище N 2, включенные в раздел Российского регистра гидротехнических сооружений с присвоением регистрационного кода, эксплуатируемые обществом. Согласно статьям 3, 7, 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков <85>.
--------------------------------
<85> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-кавказского округа от 30.06.2008 N 08-3532/2008/1 по делу N А32-18005/2007-48/289 // http://www.arbitr.ru.
В статье 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 указанной статьи, к которым спорные отношения не относятся. К пользованию водными объектами применимы нормы Водного кодекса Российской Федерации (статьи 11, 20). Суд обоснованно принял во внимание доказательства уплаты ответчиком водного налога, размер уплаты которого не оспорен.
В судебной практике распространены споры о применении последствий нарушения порядка предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования. Причиной таких споров во многих случаях является неправильное определение классификационной принадлежности вида водопользования.
Например, открытое акционерное общество "Пристань Великий Устюг" обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области от 13.12.2007 N 08-91-07 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, Управление на основании сведений о буксировке плотов, представленных ООО "УК "Соломбалалес" 13.11.2007, установило, что общество в соответствии с заключенным договором об организации перевозок (буксировок) в навигацию 2007 года осуществляло буксировку плотов. По мнению Управления, перевозчик - общество осуществляло сплав леса в плотах без специального разрешения, чем нарушило пункт 9 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Общество, считая Постановление Управления от 13.12.2007 незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным. По мнению заявителя, получение специальных разрешений на осуществление перевозок (буксировок) плотов законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сплава древесины в плотах и с применением кошелей. При этом не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов (подпункт 1 части 3 статьи 11 ВК РФ).
В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что судоходство - это, помимо всего прочего, деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для буксировки судов и иных плавучих объектов. Управление на основании сведений о буксировке плотов, представленных ООО "УК "Соломбалалес" 13.11.2007, установило, что общество в соответствии с заключенным договором об организации перевозок (буксировок) в навигацию 2007 года осуществляло буксировку плотов. По мнению Управления, перевозчик - общество осуществляло сплав леса в плотах без специального разрешения, чем нарушило пункт 9 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Общество, считая постановление Управления от 13.12.2007 незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным. По мнению заявителя, получение специальных разрешений на осуществление перевозок (буксировок) плотов законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сплава древесины в плотах и с применением кошелей. При этом не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов (подпункт 1 части 3 статьи 11 ВК РФ). В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей. Являясь перевозчиком грузов внутренним водным транспортом на основании специального разрешения, общество осуществляло деятельность по буксировке грузов, в данном случае плотов, предъявляемых ООО "УК "Соломбалалес" к буксировке в состоянии, пригодном для безопасного плавания.
В обоснование своей позиции Управление ссылается на определения (термины), приведенные в ГОСТе 16032-70. Названный стандарт устанавливает основные понятия лесосплава. В стандарте в том числе указано, что лесосплав - вид водного транспорта, при котором используется его плавучесть. В данном случае общество осуществляло буксировку плотов, а не сплав леса. Таким образом, водный объект использовался для судоходства специализированным перевозчиком, что не требует получения специального разрешения для перевозчика плотов на предоставление водного объекта в пользование <86>.