ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4684
Скачиваний: 3
Пример.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2011 N Ф10-521/2011 по делу N А09-908/2010 (извлечение). Первый заместитель прокурора Брянской области обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области), открытому акционерному обществу (далее - ОАО) "С", п. Путевка Брянского района Брянской области, о признании недействительным договора аренды N 200 находящегося в федеральной собственности земельного участка от 27.02.2008, заключенного между ТУ Росимущества в Брянской области и ОАО "С", в части земельного участка с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 и применении последствий недействительности сделки в этой части в виде обязания ОАО "С" вернуть ТУ Росимущества в Брянской области земельный участок с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ исковые требования). В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ... Московско-Окское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по Брянской области...
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 27.02.2008 между ТУ Росимущества по Брянской области (арендодатель) и ГУП ОПХ "Б" (арендатор) заключен договор аренды N 200 находящегося в федеральной собственности земельного участка, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 площадью 183,7947 га, расположенные по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Колтово, уч. 3, в границах, указанных в кадастровых планах участков, прилагаемых к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью. Срок действия договора установлен с 01.03.2008 по 28.02.2057 (п. 2.1). Арендованные земельные участки, в том числе и указанный земельный участок, переданы арендатору по акту приема-передачи земельных участков от 27.02.2008. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.08.2010 N 01/045/2010-096 следует, что 10.07.2008 договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области, о чем в Единый государственный реестр прав внесена регистрационная запись N 32-3202/004/2008-422.
12.05.2008 между ГУП ОПХ "Б" (цедент) и ОАО "С" (цессионарий) заключен договор уступки права требования (перенайма), согласно которому в связи с передачей ГУП ОПХ "Б" в собственность ОАО "С" имущественных прав и имущества, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, поселок Мичуринский, ул. С., д. 2, по договору купли-продажи от 12.05.2008, акту приема-передачи от 12.05.2008 цедент передает принадлежащие ему права и обязанности (объект перенайма) по договору аренды земельных участков N 200 от 27.02.2008, заключенному с ТУ Росимущества по Брянской области, а цессионарий принимает объект перенайма и обязуется оплатить его в соответствии с условиями настоящего договора. Перенайм осуществлялся в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 площадью 183,7947 га, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Колтово, уч. 3. На основании данного договора от 12.05.2008 по акту приема-передачи от 12.05.2008 цессионарию передан в том числе и указанный земельный участок.
Указывая, что у ТУ Росимущества по Брянской области отсутствовали полномочия на передачу в пользование земельных участков, занятых лесами и водными объектами, первый заместитель прокурора Брянской области в порядке ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Признавая недействительным договор аренды N 200 находящегося в федеральной собственности земельного участка от 27.02.2008, заключенный между Территориальным управлением Росимущества в Брянской области и ОАО "С", в части земельного участка с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 и применяя последствия его недействительности в этой части путем обязания ОАО "С" вернуть ТУ Росимущества в Брянской области земельный участок площадью 1837947 кв. м с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно кадастровому плану земельного участка 32:02:39 01 04:0068 от 11.12.2007 он включает в себя в том числе земли под водными объектами площадью 115400 кв. м, наименование: пруд, с учетным кадастровым номером 003; земли под водными объектами, поверхностные водоемы, наименование: болото площадью 287000 кв. м, с учетным кадастровым номером 005. В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 комментируемого Кодекса. Функции по предоставлению в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, возложены на Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, что следует из Постановления Администрации Брянской области от 29.12.2006 N 849 "О Комитете природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области".
Поскольку ТУ Росимущества по Брянской области, передавая в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068, занятый участками лесного фонда и водными объектами, распорядилось им в отсутствие соответствующих полномочий, суды обоснованно признали договор аренды N 200 от 27.02.2008 г. в оспариваемой части недействительным в силу ст. 168 ГК РФ, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения" <117>.
--------------------------------
<117> Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2011 N Ф10-521/2011 по делу N А09-908/2010.
Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование
Комментарий к статье 22
1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей, в которых определяется содержание решения, т.е. обязательность указания в нем юридически значимой информации. Таким образом, статья содержит ряд обязательных условий (по аналогии с существенными условиями) решения о предоставлении водного объекта в пользование. При отсутствии обязательных условий решение является недействительным. Также комментируемая статья определяет объем технико-юридических приложений, являющихся неотъемлемой частью решения. Кроме того, дополнительный правовой императив для обязательного включения в решение указан в статье относительно предоставления решения в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Основным нормативным правовым обеспечением комментируемой нормы (следуя ее диспозиции) является Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" <118>.
--------------------------------
<118> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целью является закрепление нормативных правовых условий, обязывающих при определении содержания решения о предоставлении водного объекта в пользование и не допускающих возможности расширительной трактовки содержания решения при его оформлении на практике.
Сфера действия статьи ограничена полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления по оформлению решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также объемом истребованных и включенных в решение сведений о водопользователе (физическом лице, юридическом лице, индивидуальном предпринимателе).
Адресатами предписаний в данном случае являются заявители, органы и их должностные лица, которые относятся к участникам процесса принятия (и оформления) решения о предоставлении водного объекта в пользование.
3. Основными понятиями, используемыми в комментируемой статье, являются: "водопользователь", "водные ресурсы", "границы водного объекта", "сточные и дренажные воды" (см. комментарий к ст. ст. 1 и 5 Кодекса), "гидротехническое сооружение".
Содержание понятия "водопользователь" как физического лица или юридического лица, которому предоставлено право пользования водным объектом, дано в пункте 8 ст. 1 ВК РФ (см. комментарий к ст. 1).
Согласно пункту 4 ст. 5 ВК РФ термин "граница водного объекта" тождественен термину "береговая линия", которая определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
О понятии "гидротехнические сооружения" и конкретизирующих его понятиях, таких как "плотины", "здания гидроэлектростанций", "водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения", "туннели", "каналы", "насосные станции", "судоходные шлюзы", "судоподъемники"; "сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек"; "сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций"; "устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов" говорится в нормах статьи 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" <119>.
--------------------------------
<119> Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
Объектами решения о предоставлении в пользование водного объекта являются: водный объект, его часть, объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод.
4. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В обязательном порядке оно включает следующие виды информации:
1) сведения о водопользователе;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 комментируемого Кодекса;
3) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
4) срок водопользования.
Законодатель решил не просто указать на необходимость наличия в решении данных сведений, но и прописал их в Типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, которую утвердил Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56.
Если анализировать каждую из групп сведений, то стоит отметить, что сведения о водопользователе определяют его дееспособность (для физических лиц) и правосубъектность (для юридических лиц), что выражено в необходимости указания полного и сокращенного наименования для юридического лица, индивидуального предпринимателя с указанием ОГРН, а для физического лица - Ф.И.О. с указанием данных документа, удостоверяющего его личность, а также почтовый и юридический адреса водопользователя.
5. Цели, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов раскрываются в части второй Типовой формы решения.
5.1. Цели использования водного объекта или его части указываются в Решении в той формулировке, в которой они изложены в части 2 ст. 11 ВК РФ. Выделяются одиннадцать таких целей:
1) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
2) сброс сточных вод и (или) дренажных вод;
3) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведка и добыча полезных ископаемых;
7) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъем затонувших судов;
9) сплав древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованный отдых детей, а также организованный отдых ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
5.2. Виды использования водного объекта или его части. Информация о них указывается в решении в той формулировке, в которой они изложены в соответствии со ст. 38 ВК РФ. Это совместное или обособленное водопользование. Также указываются три вида использования по способу его осуществления:
1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
5.3. Условия использования водного объекта или его части водопользователем определены российским водным законодательством следующим образом: недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых водопользователем гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта; оперативное информирование соответствующих территориального органа Федерального агентства водных ресурсов, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте, возникших в связи с использованием водного объекта в соответствии с выданным решением; своевременном осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте; ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, а также представление в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в указанный территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов; отказе от проведения работ на водном объекте (природном), приводящих к изменению его естественного водного режима.