ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4718
Скачиваний: 3
Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Комментарий к статье 33
1. Общий обзор статьи. Она состоит из шести частей. В первой из них определяется содержание и значение схем комплексного использования и охраны водных объектов, а во второй - их цели. Часть 3 детализирует структуру схем. В части 4 перечислены субъекты их разработки и утверждения, а также указаны пределы их действия, т.е. речной бассейн. В части 5 сформулировано положение об обязательной силе схем комплексного использования и охраны водного объекта. Заключительная часть 6 содержит отсылочную норму о порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водного объекта.
Таким образом, следует полагать, что комментируемая статья определяет общие требования, касающиеся разработки, содержания и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. Эти схемы являются существенным элементом планирования деятельности в области охраны и использования природных ресурсов в стране.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Основная цель статьи заключается в укреплении и дальнейшем совершенствовании планирования в области использования и охраны водных объектов.
Сфера действия предписаний комментируемой статьи охватывает всю территорию Российской Федерации и поведение субъектов права - непосредственных участников процессов планирования, а также тех физических и юридических лиц, которые обязаны выполнять требования, определенные в схемах комплексного использования и охраны водных объектов. Соответственно, адресатами норм признаются как Правительство РФ и перечисленные в частях 4 и 5 субъекты, так и водопользователи, а также органы и должностные лица, осуществляющие функции контроля и надзора.
3. Основные понятия. Большинство из них раскрыты в статье 1 (см. комментарий к ст. 1).
Целевые показатели качества вод - см. комментарий к ст. 35.
В то же время в статье 33 использованы такие термины, как "допустимая антропогенная нагрузка", "предотвращение негативного воздействия", "качество воды", "лимиты забора (изъятия) воды", "наводнение", "негативное воздействие вод" и др.
3.1. Допустимая антропогенная нагрузка на водные объекты - величина допустимого совокупного воздействия всех источников на водные объекты, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
3.2. Предотвращение негативного воздействия - предотвращение воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
3.3. Под качеством воды следует понимать совокупность ее свойств, обусловленных характером и концентрацией содержащихся в воде примесей <190>.
--------------------------------
<190> http://zinit-aqua.ru/kachstat1.html
3.4. Лимиты забора (изъятия) воды - установленные ограничения на забор (изъятие) воды.
3.5. Наводнение - затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море.
3.6. Негативное воздействие вод - см. комментарий к ст. 1.
4. История возникновения данного правового инструмента. Необходимость разработки схем комплексного использования и охраны вод была впервые предусмотрена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.12.1972 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".
5. Общие положения о содержании схем комплексного использования и охраны водных объектов и об их функциональном назначении. Схемы включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Для того чтобы реализовать свой потенциал, схемы должны содержать в себе информацию об основных и постоянных водопользователях в пределах бассейна, о видах водопользования, о видах и масштабах вредных воздействий на воды, о мерах и мероприятиях, которые должны осуществляться для обеспечения рационального водопользования и охраны вод.
6. Конкретизация целей разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов. В частности, данные схемы разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;
3) обеспечения охраны водных объектов;
4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
Их перечисление показывает, что фактически схемы комплексного использования и охраны водных объектов должны охватывать весь спектр показателей (текущих и перспективных).
7. Основные элементы содержания схем. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются многочисленные показатели (см. ч. 3 комментируемой статьи).
Хотя в ней сформулирован закрытый перечень показателей и мероприятий, которые должны содержаться в схемах комплексного использования и охраны водных объектов, разработчики схем все же вправе включать в них и другие показатели, необходимые, с их точки зрения, для обеспечения комплексного использования и охраны вод в данном речном бассейне с учетом местных экономических, социальных, исторических, культурных и иных особенностей.
8. Субъекты, ответственные за разработку схем, участвующие в рассмотрении и утверждающие схемы. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Водный кодекс РФ не конкретизирует государственный орган, который разрабатывает схемы. Обычно в экологическом законодательстве называются специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха и т.п.). Очевидно, что вопросы использования и охраны вод относятся к компетенции Федерального агентства водных ресурсов.
После разработки проекты схем комплексного использования и охраны водных объектов рассматриваются бассейновыми советами. В соответствии с частью 2 ст. 29 ВК РФ бассейновые советы дают рекомендации, которые должны учитываться при доработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации являются объектом обязательной государственной экологической экспертизы на федеральном уровне (ст. 11), а проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования - на уровне субъектов Российской Федерации (ст. 12) <191>. Разновидностью таких схем являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Соответственно, их проекты в обязательном порядке должны представляться на государственную экологическую экспертизу. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы они не могут быть утверждены.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" (под ред. М.М. Бринчука) включен в информационный банк.
<191> Подробнее об этом см.: Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Под редакцией М.М. Бринчука. М., 2011.
После рассмотрения схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейновыми советами и учета их замечаний, при получении положительного заключения государственной экологической экспертизы схемы утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
9. Юридическая сила схем комплексного использования и охраны водных объектов. Будучи утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, они являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принимая решения, связанные с использованием водных ресурсов и охраной вод, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны, с одной стороны, исходить из показателей, содержащихся в схемах, с другой - они обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать последовательное выполнение предусмотренных в них положений.
10. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы. Данный порядок устанавливается Правительством РФ (см. комментарий к ст. 35).
Действовавший ранее порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов был утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 N 1097. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 883 "Утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесение изменений в эти схемы" <192> (о его содержании подробнее см. комментарий к ст. 35).
--------------------------------
<192> СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 651.
Постановлением Правительством РФ 1996 г. было установлено, что федеральные, в том числе бассейновые, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) с участием Министерства экономики Российской Федерации (в настоящее время - Министерство экономического развития Российской Федерации), Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (в настоящее время - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации), Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (в настоящее время - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации), Министерства строительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации (в настоящее время - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Министерства промышленности Российской Федерации (в настоящее время - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации), Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период, подлежат уточнению при разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и утверждаются Министерством экономики Российской Федерации.
Некоторые из перечисленных государственных органов в настоящее время упразднены, у некоторых изменено название.
11. Иерархия схем комплексного использования и охраны водных объектов. В целях определения основных направлений развития водного хозяйства, использования и охраны вод в целом по Российской Федерации разрабатывается общая федеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Для обеспечения рационального использования и охраны вод в бассейнах водных объектов, определения мероприятий для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики в воде, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод разрабатываются федеральные бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов Российской Федерации.
Схемы для трансграничных водных объектов разрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
12. Дополнительные полномочия Министерства природных ресурсов Российской Федерации. На данное Министерство Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 возложены обязанности по:
1) подготовке нормативно-методических указаний по разработке схем и утверждение их по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации;
2) организации проведения в установленном порядке государственной экспертизы схем и, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, представление согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации схем в Министерство экономики Российской Федерации.
13. Финансирование подготовки и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 разработка схем осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Схемы реализуются в рамках федеральных и других государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, иных целевых программ, а также используются для установления лимитов водопотребления, водоотведения и экологических попусков.
Федеральным органам исполнительной власти, принимающим участие в разработке схем, должны предоставляться безвозмездно необходимые материалы и результаты исследований, подготовка и проведение которых осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации для разработки схем.
Статья 34. Резервирование источников питьевого водоснабжения
Комментарий к статье 34
1. Общий обзор статьи. Статья состоит из двух частей. В ней устанавливаются правила проведения в Российской Федерации резервирования источников питьевого водоснабжения. Часть 1 рассматривает порядок резервирования источников питьевого водоснабжения, а часть вторая содержит отсылочную норму к постановлению Правительства РФ, содержащего порядок резервирования.
2. Цели, адресаты и сфера действия статьи.
Основная цель состоит в установлении правовых основ резервирования источников питьевого водоснабжения, т.е. обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
Адресаты - субъекты, непосредственно участвующие в процедуре проведения резервирования источников питьевого водоснабжения.