Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4717

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сфера действия норм комментируемой статьи распространяется на всю территорию Российской Федерации.

3. Основные понятия.

Резервирование источников питьевого водоснабжения - это деятельность по созданию резерва источников питьевого водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

4. Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от: состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации; наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах; объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.

5. Процедура резервирования источников питьевого водоснабжения. Порядок проведений мероприятий, указанных в комментируемой статье, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 N 703 "Правила резервирования источников питьевого водоснабжения" (вступило в силу 1 января 2007 года).

В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.

К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов, и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 2-месячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации очередности резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.


В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.

Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

6. Субъекты резервирования источников питьевого водоснабжения.

На случай возникновения чрезвычайной ситуации резервирование осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом МЧС России, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Федерации, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.

При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.


Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах


Комментарий к статье 35


1. Общий обзор статьи. Она посвящена чрезвычайно важному вопросу, а именно разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, а также целевых показателей качества воды в них.

Комментируемая статья состоит из 6 частей. В ней устанавливаются цели установления и соблюдения указанных нормативов (ч. 1) и основания их разработки (ч. 2). Часть 3 комментируемой статьи определяет субъект разработки порядка указанных нормативов (норма отсылочная).


В части 4 содержится запрет на превышение установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Часть 5 определяет порядок и принципы разработки целевых показателей качества воды в водных объектах.

В части 6 указан субъект установления порядка целевых показателей качества воды в водных объектах.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Основной ее целью является установление правовых основ разработки и установления указанных нормативов и целевых показателей. Однако, ввиду исключительной важности данных категорий для осуществления рационального природопользования, можно выделить и такие цели, носящие более общий характер, как охрана вод, водных биоресурсов и окружающей среды в целом.

Сфера действия комментируемой статьи, исходя из ее целей, чрезвычайно широка. Она распространяется на весь спектр отношений, возникающих в процессе водопользования, так как любая деятельность должна проводиться в соответствии с нормативами и целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Адресаты статьи многочисленны. Это государственные органы Российской Федерации, водопользователи, контрольно-надзорные и правоохранительные органы, суды.

3. Основные понятия. В комментируемой статье содержится множество понятий как правового, так и экологического характера: "поверхностные воды", "подземные воды", "водные объекты", "нормативы допустимого воздействия", "предельно допустимые концентрации", "химические вещества", "радиоактивные вещества", "микроорганизмы", "сброс", "дренажные воды", "сточные воды", "целевые показатели качества воды".

3.1. Поверхностные воды - см. комментарий к ст. 5.

3.2. Подземные воды - см. комментарий к ст. 5.

3.3. Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.

3.4. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Данное понятие является частным случаем нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, под которыми согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимаются нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды <193>.

--------------------------------

<193> Подробнее см.: Комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.


3.5. Предельно допустимые концентрации (ПДК) - это максимальное количество опасных веществ в почве, воздушной или водной среде (выделено нами - Н.К.), продовольствии, пищевом сырье и кормах для животных, измеряемое в единице объема или массы, которое при постоянном контакте с человеком или при воздействии на него за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье людей и не вызывает неблагоприятных последствий <194>.

--------------------------------

<194> http:// slovari.yandex.ru/ ~книги/ Экономический%20словарь/ Предельно%20допустимая%20концентрация%20опасного%20вещества



Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит определение понятия "нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ", под которыми понимаются нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

3.6. Химические вещества.

Вещество - вид материи, который обладает массой покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы и др.). В химии вещества принято подразделять на простые, образованные атомами одного химического элемента, и сложные (химические соединения).

В целях комментируемой статьи следует разъяснить также понятие "загрязняющее вещество". В соответствии со статьей Федерального закона "Об охране окружающей среды" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

3.7. Радиоактивные вещества. Согласно статье 3 Федерального закона от 27.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <195> - это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

--------------------------------

<195> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.


3.8. Микроорганизмы.

Микроорганизмы - (микробы), мельчайшие, преимущественно одноклеточные, организмы, видимые только в микроскоп: бактерии, микроскопические грибы и водоросли, простейшие. Иногда к микроорганизмам относят вирусы.

Микроорганизмы характеризуются огромным разнообразием видов, способных существовать в различных условиях (горячие источники, дно океана, снега гор и т.д.), играют большую роль в круговороте веществ в природе, используются в пищевой и микробиологической промышленности (виноделие, хлебопечение, производство антибиотиков, витаминов, аминокислот, белка и др.), генной инженерии. Отметим, что патогенные микроорганизмы вызывают болезни растений, животных и человека <196>.

--------------------------------

<196> http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=mikroorganizmi


3.9. Сброс сточных или дренажных вод - означает удаление дренажных или сточных вод в водные объекты.

3.10. Дренажные воды - см. комментарий к ст. 1.

3.11. Сточные воды - см. комментарий к ст. 1.

3.12. Целевые показатели качества вод - показатели, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении водоохранных и водохозяйственных мероприятий, предусматриваемых схемами комплексного использования и охраны водных объектов <197>.

--------------------------------

<197> http://ecograde.belozersky.msu.ru/library/dictionary.html



4. Цели разработки и установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах. Часть первая комментируемой статьи содержит декларативное положение, закрепляющее назначение указанных нормативов и показателей качества воды в водных объектах. Исходя из смысла содержащегося в ней положения, принятие рассматриваемых нормативов и целевых показателей направлено на обеспечение надлежащего состояния вод и их охраны от негативного воздействия антропогенной деятельности. Данное положение крайне важно, так как оно определяет значение всех последующих частей комментируемой статьи.

5. Разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно части 2 комментируемой статьи она осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

5.1. Субъекты разработки указанных нормативов. Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" <198> данная деятельность осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

--------------------------------

<198> СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 514.


5.2 Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты утверждены Приказом МПР РФ от 12.12.2007 N 328. <199> Рассматриваемые методические указания определяют требования:

--------------------------------

<199> Российская газета. 2008. N 62.


1) к составу материалов, используемых при разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты;

2) к принципам расчета нормативов допустимого воздействия на водные объекты с учетом специфики отдельных видов воздействия;

3) к составу документов для представления на утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты (п. 3).

Согласно пункту 4 Методических указаний нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и (или) водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства. К таким требованиям относятся в частности:

1) обеспечение устойчивого функционирования естественных или сложившихся экологических систем, сохранение биологического разнообразия и предотвращение негативного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности;

2) сохранение или улучшение состояния экологической системы в пределах водных объектов или их участков;