Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4721

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) сведение к минимуму последствий антропогенных воздействий, создающих риск возникновения необратимых негативных изменений в экологической системе водного объекта;

4) обеспечение устойчивого и безопасного водопользования в процессе социально-экономического развития территории.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты для регламентации видов воздействия на водные объекты определяются исходя из целевого назначения водного объекта, которое, в свою очередь, определяется действующим законодательством. Основной расчетной территориальной единицей при разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты принимается водохозяйственный участок (п. 5).

Согласно пункту 6 рассматриваемых Указаний данные нормативы используются для решения перечня вопросов, связанных:

1) с разработкой схем комплексного использования и охраны водных объектов, водохозяйственных балансов, планированием водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

2) с установлением и корректировкой нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

3) с осуществлением государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

4) с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке предпроектной и проектной документации;

5) с размещением, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и иных объектов, оказывающих влияние на состояние водных объектов;

6) с решением других вопросов в области использования и охраны водных объектов.

Отметим, что данный перечень вопросов является открытым, и единственным условием является то, что он должен касаться использования или (и) охраны водных объектов.

Согласно пункту 7 рассматриваемых Методических указаний нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются с учетом состояния водного объекта и его экологической системы на основе нормативов качества воды в водном объекте в соответствии с положениями статей 20, 22, 27 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Данные статьи посвящены требованиям к разработке нормативов в области охраны окружающей среды (ст. 20), непосредственно нормативам допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22) и нормативам допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27) <200>.

--------------------------------

<200> Подробнее см. Комментарий к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.


В пункте 8 рассматриваемых методических указаний содержится перечень видов воздействий, для которых разрабатываются рассматриваемые нормативы. К ним относятся: привнос химических и взвешенных веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, тепла, а также сброс воды, забор (изъятие) водных ресурсов, использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений, изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.


Из этого можно сделать вывод о том, что в данный перечень включены практически все основные виды загрязнения и негативного воздействия на водные объекты.

Согласно пункту 10 рассматриваемого Постановления при установлении нормативов качества воды поверхностных водных объектов необходимо исходить из:

а) отнесения водных объектов к определенным группам (природным водным объектам, водным объектам, созданным в результате деятельности человека там, где ранее естественных водных объектов не существовало);

б) происхождения загрязняющего вещества, различают два типа загрязняющих веществ: искусственного происхождения (ксенобиотики) и двойного генезиса, т.е. распространенных в природных водах как по естественным причинам, так и в результате антропогенного воздействия;

в) условий целевого использования водных объектов и их приоритетности при комплексном использовании в соответствии с пунктом 5 рассматриваемого положения.

Следует обратить внимание на то, что в случае комплексного использования водного объекта при отсутствии установленных приоритетов для расчета НДВ принимаются наиболее жесткие нормы качества воды для имеющихся на водном объекте видов водопользования.

Согласно пункту 11 рассматриваемых Методических указаний при установлении нормативов допустимого воздействия, которые касаются количественных характеристик, необходимо исходить из условий предупреждения негативных последствий для водного объекта и его экологической системы, вызываемых изменением гидрологического режима водного объекта и его морфометрических характеристик в результате сброса или забора (изъятия) воды, использованием акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений, разведки и добычи полезных ископаемых.

Согласно пункту 12 Методических указаний нормативы допустимого воздействия разрабатываются для водохозяйственных участков, которые подвергаются или могут быть подвергнуты в течение ближайших 5 лет существенным нагрузкам в результате хозяйственной и иной деятельности на соответствующей водосборной площади, включая акваторию водного объекта.

Данное положение направлено на долгосрочную охрану водных объектов, что особенно важно в виду их интенсивной эксплуатации.

5.3. Виды показателей НДВ. Согласно пункту 15 рассматриваемых Указаний различают шесть видов таких показателей:

1) показатель А - привнос химических и взвешенных минеральных веществ, характеризующийся общей массой привноса в водный объект или его часть веществ, включенных в перечень нормируемых, за расчетный временной период, зависящий от условий формирования качественных характеристик (мг/дм) и режима поступления загрязняющих веществ (г/час, т/год, т/сезон);


2) показатель Б - привнос микроорганизмов, характеризующийся общим количеством микробиологических показателей в установленных санитарными правилами единицах (например, колониеобразующие единицы (КОЕ), бляшкообразующие единицы (БОЕ) и т.д.);

3) показатель В - привнос тепла, характеризующийся объемом и температурой теплой воды, поступающей от антропогенных источников и вызывающей допустимое повышение температуры воды в водном объекте относительно естественного температурного режима (градус * куб. м);

4) показатель Г - привнос воды, характеризующийся расходами воды (куб. м/с) и режимом их поступления, вызывающими негативные последствия:

а) по условиям нереста рыбы на участке, подверженном влиянию сброса объемов воды;

б) по затоплению и (или) подтоплению хозяйственных объектов и сельскохозяйственных угодий, включая заболачивание;

в) по размыву берегов и русла (изменения типа руслового процесса и т.д.);

5) показатель Д - забор (изъятие) водных ресурсов, характеризующийся общим объемом безвозвратного изъятия воды на участке за определенный временной период (за год, сезоны, месяцы) для наиболее критических условий по водности (95% обеспеченности) в куб. м/с, млн. куб. м и т.д.; в зависимости от преобладающих видов использования водных ресурсов (орошение, питьевое водоснабжение, др.).

Использование акватории водного объекта под строительство гидротехнических и иных сооружений с изъятием части водоема и располагаемых в ней водных ресурсов выражается в единицах площади (га, кв. км и т.д.), процентах от площади акватории конкретного водного объекта, также могут использоваться другие обоснованные показатели, отражающие значимые изменения в водном режиме, включая русловые процессы.

6) показатель Е - привнос радиоактивных веществ, определяемый с учетом положений законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и в области охраны окружающей среды в Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать то, что НДВ на водные объекты устанавливаются для критических условий водности, при которых нормируемый вид воздействия наиболее сильно влияет на водный объект, за исключением изъятия водных ресурсов, расчет по которому производится с учетом положений подпункта 5 пункта 15 рассматриваемых Методических указаний.

5.4. Период установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно пункту 17 рассматриваемых Методических указаний НДВ на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет, исходя из состояния каждого конкретного водного объекта, определенного в ходе разработки нормативов допустимого воздействия на водные объекты. При этом корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.


5.5. Расчет нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Это сложный вид деятельности, которая проводится по схеме, состоящей из десяти этапов. Назовем некоторые из них:

- сбор данных о водном объекте и его водосборной площади в пределах расчетного участка, видах хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на водный объект, определение видов воздействия, подлежащих нормированию;

- ретроспективный анализ результатов существующего мониторинга по гидробиологическим и абиотическим (гидрохимическим и др.) показателям;

- оценка фактического экологического состояния водного объекта на расчетных участках относительно региональных фоновых показателей и предельно допустимых концентраций химических и иных веществ для приоритетных целей использования;

- расчет нормативов допустимого воздействия на водные объекты для отдельных видов воздействия в соответствии с принятыми нормативами качества воды водного объекта за характерные временные периоды и др. (пункт 18).

6. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно части 3 комментируемой статьи оно осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Данному вопросу посвящено Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты". Согласно пункту 1 данного Постановления утверждение нормативов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов при условии наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

7. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Согласно части 1 ст. 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" <201> порядок разработки и утверждения данных нормативов, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, устанавливается Правительством РФ. Данному вопросу посвящено Постановление Правительства РФ от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" <202>.

--------------------------------

<201> См.: Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.

<202> СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3286.


Согласно пункту 1 указанного Постановления нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Федеральное агентство по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов.


Данные Методические указания утверждены Приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695 <203>, содержат следующие разделы: назначение и область применения (методических указаний), общие положения разработки нормативов вещества, общие условия разработки ПДК веществ различного назначения, общие условия разработки ОБУВ веществ различного назначения, требования к разработке ПДК и ОБУВ биологических препаратов, требования к разработке ПДК и ОБУВ для смесей постоянного состава, разработка нормативов ПДК веществ с учетом природных особенностей водных объектов, шесть приложений.

--------------------------------

<203> БНА РФ. 2009. N 43.


Непосредственно сами нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 <204>.

--------------------------------

<204> РГ. 2010. N 46.


8. Запрет на превышение установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты установлен в части 4 комментируемой статьи. Он означает, что превышение количества веществ и микроорганизмов в сбросах сточных, дренажных вод в случае наличия всех признаков правонарушения влечет за собой применение мер соответствующего вида юридической ответственности (см. комментарий к ст. 68).

9. Целевые показатели качества воды в водных объектах. Согласно части 5 комментируемой статьи указанные показатели должны разрабатываться Правительством РФ, а также федеральными органами исполнительной власти для каждого отдельного речного бассейна либо его части. При этом должны учитываться природные особенности речного бассейна, условия целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Согласно части 6 комментируемой статьи порядок утверждения рассматриваемых показателей должен быть установлен Правительством РФ.

Отметим, что в настоящее время четкое нормативное регулирование целевых показателей качества воды в водных объектах отсутствует.

По данному вопросу Правительством РФ было издано Постановление от 30.12.2006 N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы". Согласно пункту 1 указанного нормативного акта утверждаются прилагаемые Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы.

9.1. Субъекты и сроки утверждения и реализации схем. Субъектом разработки указанных схем согласно пункту 2 рассматриваемого Постановления является Федеральное агентство водных ресурсов, но утверждаются данные схемы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.