Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4722

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно пункту 2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Правил, схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.

9.2. Содержание схем. Ими устанавливаются:

а) целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна;

б) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, рассчитываемые Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Очередность подготовки указанных водохозяйственных балансов устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границ речных бассейнов и их частей;


г) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, а также с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть) и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов;

д) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта РФ и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков;

е) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, характеризующие сокращение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь, в том числе вследствие нарушения условий жизнедеятельности людей, от негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей, включая мероприятия, направленные на предупреждение наводнений и снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в конкретных речных бассейнах, обеспечение безопасного функционирования водохозяйственных систем в границах речных бассейнов, защиту от негативного воздействия вод на определенных территориях и объектах. Указанные показатели и мероприятия разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

ж) предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов, исчисляемый исходя из объема финансовых ресурсов, требуемых для разработки водохозяйственных балансов, и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, а также мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия вод.

Во исполнение Постановления N 883 Минприроды РФ был издан Приказ от 04.07.2007 N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов". Согласно данному Приказу основной задачей разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых данными схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.


10. Трудности применения предписаний статьи. Они, в первую очередь, связаны с отсылочным характером комментируемой статьи и заключаются в поиске нормативных материалов по данному вопросу. Так же исходя из состояния водных объектов в России (см. статистическую справку) можно сделать вывод о том, что НДВ на водные объекты зачастую превышены. Кроме того, приходится считаться с тем, что до настоящего времени указанные выше схемы не разработаны.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" основным инструментом обеспечения комплексного использования водных объектов являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов, разработку которых предполагается завершить к 2015 году. В первую очередь, этим распоряжением предусматривается разработка схемы комплексного использования и охраны водных объектов для тех бассейнов, которые имеют напряженный водохозяйственный баланс <205>.

--------------------------------

<205> См. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2010.


11. Статистическая справка.

Бассейн р. Волга.

На Волжский бассейн приходится более трети сброса сточных вод в России. Несмотря на высокую обеспеченность региона очистными сооружениями, эффективность их работы крайне низка, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ.

Значительные массы загрязняющих веществ попадают в Волгу по крупным притокам - рекам Ока и Кама. Около 87% русла р. Волга зарегулировано каскадом водохранилищ. Из восьми крупных гидроузлов с водохранилищами четыре (Иваньковское, Угличское, Рыбинское и Горьковское) образуют непрерывный каскад на Верхней Волге. Эти водохранилища вместе с р. Ока формируют 45% годового стока Волги, еще 45% стока приходится на бассейн р. Кама. Комплексная оценка качества поверхностных вод бассейна Волги показала, что в большинстве случаев вода оценивалась как "загрязненная" и "грязная". Оценки качества воды Рыбинского водохранилища в створах выше и ниже г. Череповец ("загрязненная" и "очень загрязненная") не изменились по сравнению с 2007 г. К характерным загрязняющим веществам относились соединения меди, железа, трудноокисляемые органические вещества по ХПК, соединения марганца и фенолы.

В верхней части бассейна наиболее загрязненными остались притоки Иваньковского и Угличского водохранилищ: реки Дубна, Лама, Сестра, Кунья; притоки Рыбинского водохранилища: р. Кошта, испытывающая влияние сточных вод ОАО "Северсталь" и ОАО "Аммофос". Вода вышеперечисленных водотоков оценивалась как "грязная". Качество воды Шекснинского водохранилища в черте г. Белозерск улучшилось (от "грязной" до "загрязненной"), что связано с некоторым снижением среднегодового (максимального) содержания соединений железа 3 ПДК против 4 ПДК в 2007 г. В черте с. Киснема зарегистрирована концентрация y-ГХЦГ, равная 0,008 мкг/куб. дм (при средней за год - 0,003 мкг/куб. дм). Из-за значительной заболоченности водосборного бассейна для Иваньковского водохранилища характерны высокие концентрации железа общего (до 5 ПДК), марганца (до 10 - 19 ПДК) и иона аммония (до 2 ПДК). Качество воды Иваньковского водохранилища оценено в диапазоне "очень загрязненная" - "грязная".


В верхней части бассейна Волги основными притоками являются реки Дубна, Кунья, Сестра. Приоритетными загрязняющими веществами для притоков являются железо общее, марганец и медь. В 2008 г. р. Дубна в створах выше и ниже пос. Вербилки оценена как "грязная" (2007 г. - "загрязненная"), р. Кунья в створах выше и ниже г. Краснозаводск - как "грязная", р. Сестра в створе д. Трехсвятское - "очень загрязненная". В районе крупных городов фиксируется повышенное содержание легкоокисляемых органических веществ, аммонийного и нитритного азота, цинка, фенолов и нефтепродуктов.

Оценка качества воды Волги на участке г. Рыбинск - г. Чебоксары ("загрязненная") не изменилась по сравнению с предыдущим годом. В 2008 г. среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ по каскаду водохранилищ Волги превышали нормативы по соединениям меди (2,2 ПДК), марганцу (1,7 ПДК), летучим фенолам (2,5 ПДК), нефтепродуктам (1,2 ПДК), БПК5 (1,1 ПДК). Качество воды водохранилищ оценено следующим образом: Угличского - "загрязненная" и "очень загрязненная", Рыбинского - "загрязненная", Горьковского - от "слабо загрязненной" до "очень загрязненной", Чебоксарского - от "загрязненной" до "очень загрязненной", Кубышевского - "грязная". Качество поверхностных вод в районе г. Казани в 2008 г. характеризовалось как "грязная". Наибольший вклад в оценку загрязненности воды вносили не только соединения меди (как в 2007 г.), но и летучие фенолы и нефтепродукты.

Качество воды Саратовского водохранилища в последние годы наблюдений стабилизировалось, вода характеризовалась как "загрязненная". В 2008 г. наметилось снижение содержания соединений меди в воде по среднегодовым значениям до 1 - 2 ПДК. Средний уровень загрязненности воды фенолами в створах контроля не превышал 2 - 4 ПДК, трудноокисляемыми органическими веществами (по ХПК) - 1,5 ПДК. В единичных случаях концентрации соединений кадмия в воде превышали допустимые значения, максимальная концентрация достигала 5 ПДК в 0,5 км ниже сбросов сточных вод Тольяттинского промышленного комплекса.

В 2008 году вода большинства притоков Саратовского водохранилища характеризовалась как "загрязненная", за исключением рек Падовая, Чапаевка, Сок <206>.

--------------------------------

<206> См.: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году". М.: МПР. С. 23 и др.


Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов


Комментарий к статье 36


1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из семи частей (часть 4 утратила силу с 1 августа 2011 года) и регулирует государственный надзор за использованием и охраной водных объектов. Первая часть определяет само понятие государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. Во второй части обозначены субъекты государственного надзора за использованием и охраной водных объектов. Третья часть определяет критерии внесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору.


Часть 5 закрепляет права должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны водных объектов. Часть 6 содержит норму о том, что государственному инспектору выдается удостоверение и форма, а часть 7.1 устанавливает то, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Цель и сфера действия статьи. Основная цель состоит в том, чтобы установить правовые основы осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов.

Сфера действия статьи распространяется на деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.

3. Основные понятия. Помимо "сквозных" для комментируемого Кодекса понятий водного объекта, его использования и охраны, водного законодательства и т.п., толкование которых дано в комментариях к ст. 1 и др., здесь встречаются и такие термины, как "государственный надзор", "проверка", "акты проверки".

3.1. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Под государственным надзором в области использования и охраны водных объектов понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Водным кодексом РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю на водных объектах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.