ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4726
Скачиваний: 3
В акте должен быть отражен ряд обстоятельств, на которые необходимо обратить особое внимание: формулировка выявленных нарушений должна соответствовать обязательным требованиям нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется согласно распоряжению на проведение государственного надзора; при внесений записей о лицах, ответственных за нарушения, желательно указать правовое основание их ответственности; при отказе кого-либо из участников проверки от подписи акта целесообразно указать мотивы этого.
8.3. Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Эти субъекты обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <212>.
--------------------------------
<212> Российская газета. 2009. N 85.
В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора) осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала в акте проверки делается соответствующая запись.
Такое содержание журнала учета делает его весьма важным документом как для проверяющих, так и для проверяемых. Проверяющим журнал позволяет ознакомиться с датой и результатами проверки, проведенной их предшественниками из других контролирующих органов. Для проверяемых журнал является источником доказательств о частоте проводимых проверок, соблюдении контролирующими лицами законодательства и т.п.
8.4. Мероприятия по предупреждению нарушений и основания ответственности. При выявлении нарушений водного и природоохранного законодательства государственные инспекторы вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (например, о заключении соответствующих договоров, проведении работ по восстановлению состояния водного объекта и т.д.). Следует подчеркнуть, что уплата административного штрафа за допущенное правонарушение не освобождает от выполнения требований предписания. Проверка выполнения предписания или его отдельного пункта производится на следующий день после истечения установленного в нем срока. Невыполнение предписания или его отдельного пункта (требования) в срок влечет наложение административного наказания в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.
9. Смежные нормы. Согласно статье 23.23 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные:
1) частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения наблюдательных режимных створов на водных объектах, подлежащих федеральному государственному надзору (за исключением подземных водных объектов), специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования);
2) статьей 7.6 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
3) статьей 7.7 (за исключением повреждения гидротехнических сооружений);
4) статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования водным объектом, подлежащим федеральному государственному надзору);
5) статьей 7.20 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
6) статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
7) статьями 8.12 - 8.15 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
8) статьей 8.42 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору) Кодекса.
Статья 23.23.1 установила, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные:
1) частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
2) статьей 7.6 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
3) статьей 7.10 (за исключением самовольной уступки права пользования водным объектом, подлежащим федеральному государственному надзору);
4) статьей 7.20 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
5) статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
6) статьями 8.12 - 8.15 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору);
7) статьей 8.42 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору) Кодекса.
10. Процедуры расследования административных правонарушений. Такие правонарушения, как правило, выявляются в ходе государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. В данном случае после составления акта по результатам проверки составляется протокол об административном правонарушении (если имеются сведения о лице, допустившем нарушение, и не требуется проведения административного расследования) либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования государственный инспектор может проводить отбор проб и экспертизу. При этом должны строго соблюдаться требования Кодекса об административных правонарушениях, установленные для этих процессуальных действий. По итогам административного расследования составляется протокол об административном правонарушении или выносится постановление о прекращении производства по делу.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу. В случае, когда рассмотрение того или иного дела не отнесено к компетенции государственного инспектора по надзору в области использования и охраны водных объектов, он передает материалы административного дела на рассмотрение по подведомственности в соответствующий орган. В целях привлечения виновного к уголовной ответственности государственный инспектор направляет имеющиеся материалы в правоохранительные органы - прокуратуру, органы внутренних дел, которые устанавливают наличие или отсутствие в деянии признаков состава, преступления.
Кроме того, за необоснованное воспрепятствование проведению мероприятий по государственному контролю может наступить административная ответственность в соответствии с частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность граждан и должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно за воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. За неисполнение в установленный срок предписаний (постановлений) органов государственного надзора (контроля) об устранении выявленных нарушений ответственность может наступить по части 1 ст. 19.5 КоАП РФ для граждан, должностных лиц и юридических лиц. Об указанных правонарушениях государственный инспектор может составить протокол, который направляется на рассмотрение в суд.
Глава 5. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Вводные замечания
1. Вопросы для изучения. Данная глава, наряду с главой 6, представляет собой ведущую часть правового регулирования водных отношений. Содержащиеся в ней нормы имеют основополагающее значение для водопользователей, лиц, осуществляющих управленческие функции в области использования и охраны водных объектов России, а также лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правопорядка и законности в деятельности по использованию водных объектов. Поэтому освоению содержащихся в ней предписаний следует уделить самое пристальное внимание, изучив в первую очередь такие правовые конструкции, как:
- понятие и виды водопользования;
- цели и ограничения водопользования;
- права и обязанности субъектов водопользования;
- содержание особых требований (например, антимонопольных) и запретов при осуществлении водопользования;
- порядок и основания приостановления и прекращения права водопользования;
- классификация и содержание основных и специальных требований к использованию водных объектов.
2. Общий обзор главы. Она включает 18 статей, последовательно регламентирующих цели, порядок, требования и отдельные правила использования водных объектов самыми разными субъектами водных отношений и водопользователями.
Глава начинается со статьи 37 о целях водопользования и его видах. В ней сформулированы две классификация - по субъектам водопользования (совместное/обособленное), по способу использования водных объектов (с забором воды при условии ее возврата в водные объекты и без такового, без забора воды).
В статье 39 устанавливаются права собственников водных объектов и водопользователей, например, на самостоятельность деятельности, на осуществление строительства гидротехнических сооружений и др. Список прав водопользователей является открытым (в подпункте 3 ч. 1 указано на иные права). В этой же статье указаны обязанности водопользователей, в том числе по обеспечению информацией по предупреждению нарушений, по охране водных объектов от загрязнения, по принятию мер для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Указанный список также является открытым (в подпункте 6 ч. 2 говорится об обязанности выполнять иные, предусмотренные ВК РФ и федеральным законодательством, обязанности).
В статье 40 вводятся специальные запреты:
а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции водопользователей, конкретизирующий предписания Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <213>;
--------------------------------
<213> СЗ РФ. 2006. N 31.
б) принятия нормативных правовых актов, иных документов и решений, совершения юридически значимых действий, потенциально могущих привезти к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В части 3 данной статьи содержится отсылочная норма (о контроле) к антимонопольному законодательству Российской Федерации.
Статья 41 тесно связана с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и формирует основания приостановления или ограничения водопользования. Их список является открытым (в подпункте 4 ч. 1 указывается на иные, предусмотренные федеральным законодательством случаи).
Другие статьи главы 5 представляют собой единый комплекс правил, регулирующих использование водных объектов в самых разных целях, разными субъектами с учетом различных условий. При этом основные, то есть наиболее общие требования, определены в статье 42 ВК РФ. Они сводятся к:
а) охране как самих водных объектов, так и водных биоресурсов, других объектов животного и растительного мира;
б) защите прав третьих лиц путем недопущения изменений водного режима;
в) приоритету сохранения естественного происхождения водоемов и водотоков при осуществлении работ по их обустройству или изменению.
Последующие статьи комментируемой главы сильно различаются по объему и степени детализации содержащихся в них правовых предписаний. Так, статья 45 подробно регулирует использование водохранилищ, а статья 54, например, содержит самые общие, в основном отсылочные, нормы об использовании водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
3. Основные понятия. Центральным для данной главы является понятие "использование". Кратко оно определяется в подпункте 14 ст. 1 ВК РФ (см. комментарий к ст. 1), но фактически восполняется всеми статьями комментируемой главы.
Дополнительными понятиями, также раскрываемыми в статье 1 ВК РФ, являются понятия дренажных вод, водопользователей и т.д. Но наряду с этими "сквозными" для всего Кодекса понятиями в главе часто употребляются и другие термины, имеющие либо общеправовое, либо гражданско-правовое, либо эколого-правовое или иное происхождение и значение. Они, как правило, определяются в соответствующих актах смежного с водным законодательства, или - при отсутствии легальных дефиниций - в доктрине российского права. Среди них такие термины как "совместность", "приостановление", "ограничение", "проектирование", "размещение", "рекреация", "сплав леса" и т.п.
В главе широко использована специальная терминология, характеризующая отдельные виды деятельности по использованию водных объектов: "водонапорные сооружения", "водохранилища", "рыболовство", "объекты охоты" и др.
4. Связь предписаний главы с иными нормами ВК РФ прослеживается по понятийному аппарату данного акта (и не только с главой 1 "Общие положения", но и с теми терминами, которые раскрывают понятия права собственности и права водопользования, их субъектов и т.п.).
Кроме того, использование водных объектов предполагает их охрану, а соответственно, любая норма главы 5 корреспондирует с требованиями гл. 6 "Охрана водных объектов" и гл. 7 об ответственности и возмещении вреда. Даже деятельность по использованию водных объектов является подконтрольной, поднадзорной и должна соответствовать ряду требований. Так, она должна в необходимых случаях регистрироваться, оформляться по определенным показателям, а соответствующая информация о ней - передаваться уполномоченным лицам и использоваться в целях охраны водных ресурсов (объектов).