ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4730
Скачиваний: 3
5. Проблемные ситуации и трудности применения норм главы 5. Чаще всего они возникают из-за абстрактности и отсылочности тех или иных предписаний, из-за необходимости учитывать при их реализации требования других отраслей права, их толкование доктриной. Во многих случаях нормы статей об использовании водных объектов нечетко обозначают адресатов правовых предписаний. Зачастую трудности возникают в связи с наличием открытых, а не закрытых перечней ограничений, запретов и специальных условий. Это требует дополнительных усилий и затрат времени практическими работниками на поиск и анализ нормативных правовых актов, конкретизирующих положения главы 5 ВК РФ.
Поскольку в статьях этой главы даны общие ориентиры по целям, видам, формам и объектам использования водных ресурсов, поэтому непростой задачей для правоприменителя является даже освоение и надлежащая реализация всего массива содержащихся в главе правовых норм.
Статья 37. Цели водопользования
Комментарий к статье 37
1. Общая характеристика статьи. Статья состоит из одной части, в которой содержится открытый перечень целей водопользования. Некоторые из них непосредственно названы в норме комментируемой статьи, в отношении других дается отсылка к нормам других статей комментируемого Кодекса.
Комментируемая статья развивает норму части 4 ст. 3 Кодекса, которая относит к числу основных принципов водного законодательства целевое использование водных объектов. Важно иметь в виду, что водные объекты могут использоваться как для одной, так и для нескольких целей.
2. Цели, сфера действия статьи и адресаты.
Целью комментируемой статьи является детализация принципа целевого использования водных объектов и установление перечня разрешенных целей водопользования. Согласно части 5 ст. 3 ВК РФ цель использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетной по сравнению с иными целями их использования. Предоставление водных объектов в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
Целевое водопользование продолжает традицию водного законодательства Российской Федерации в установлении приоритета для обеспечения первостепенной потребности людей в питьевой воде, в воде для хозяйственно-бытовых, в том числе санитарно-гигиенических, нужд. Не случайно при перечислении целей в новом Водном кодексе РФ на первое место поставлена цель питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжении <214>.
--------------------------------
<214> Подробнее см: Практический Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007. С. 235 - 236.
Сфера действия статьи чрезвычайно широка. Она охватывает обширный круг общественных отношений, возникающих между различными субъектами в процессе водопользования.
Адресатами статьи являются все водопользователи - физические и юридические лица, сотрудники органов государственной власти, осуществляющих выдачу соответствующих разрешений и лицензий на водопользование, организаций, в чьи обязанности входит управление различными системами, связанными с использованием водных объектов и их водных ресурсов, а также сотрудники органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора за соблюдением экологического санитарно эпидемиологического, водного и иного законодательства.
3. Основные понятия. В статье использован ряд сквозных для всего Кодекса терминов ("водные объекты", "дренажные воды" и проч.), содержащихся в комментируемой статье - см. комментарий к ст. 1.
4. Цели водопользования, содержащиеся в нормах других статей ВК РФ.
Поскольку комментируемая статья содержит отсылочную норму к другим положениям Кодекса, раскроем их содержание. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 11 комментируемого Кодекса предусматривается использование водных объектов для:
- обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
- размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;
- размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 водные объекты используются для:
- судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
- осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, термального водозабора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных (экологических) и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
- воспроизводства водных биологических ресурсов;
- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
- проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
- рыболовства, рыбоводства, охоты;
- осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
- научных, учебных целей;
- разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
- полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
- купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 комментируемого Кодекса.
5. Значение целевого использования водных ресурсов для регулирования водных отношений. Комментируемая статья дает основу для развития положений целевого использования в других нормах ВК РФ, конкретизирующих конструкцию целевого назначения использования и охраны водных объектов и их водных ресурсов.
5.1. Целевое назначение и право водопользования. На основании нормы комментируемой статьи в ст. 9 и главе 3 ВК РФ установлены основы целевого назначения, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:
по способу пользования цели водопользования подразделяются на:
1) забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
по хозяйственно-целевому назначению они разделяются на цели питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; цели сброса сточных вод и (или) дренажных вод; цели производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и иные предусмотренные комментируемым Кодексом цели.
Целевое водопользование играет важную роль как при возникновении, так и при прекращении права водопользования.
Особое значение имеют цели водопользования при возникновении оснований для прекращения права водопользования в случаях использования водных ресурсов в неразрешенных целях. В соответствии с частью 3 ст. 10 ВК РФ (см. комментарий к ст. 3) основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда признается его нецелевое использование.
5.2. Цели и договоры водопользования. Целевое назначение использования водных объектов также является основой содержания договоров водопользования. В соответствии с частью 1 ст. 13 договор водопользования должен содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 11 комментируемого Кодекса.
5.3. Цели водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование. На основе целей водопользования построена и система принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии со статьей 21 ВК РФ предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. В иных случаях, кроме предусмотренных в частью 1 ст. 21, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 ст. 11 комментируемого Кодекса.
В соответствии со статьей 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать указание на цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 11 ВК РФ.
5.4. Цели водопользования и информационная база играют важную роль при формировании государственного водного реестра, который создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
6. Соотношение норм комментируемой статьи с другими нормами законодательства РФ. Различные нормы и правила, касающиеся использования водных объектов в целях, закрепленных в комментируемой статье, например, питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и иных видов водопользования, содержатся в актах не только водного, но и экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах <215>.
--------------------------------
<215> См. подробнее: ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; Руководящий документ РД 52.24.689-2009 "Рассмотрение и согласование проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты", утвержденный Росгидрометом 10.11.2009; Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"; Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты"; Гигиенический норматив ГН 2.1.5.2738-10 "Предельно допустимая концентрация (ПДК) Оизопропилметилфторфосфоната (зарина) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 N 119; Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.2307-07 "Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 N 90; Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.
7. Иные цели, имеющие отношение к использованию водных объектов. С целями водопользования, закрепленными нормами комментируемой статьи, связан ряд смежных целей, которые необходимо достичь в процессе осуществления водохозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов, закрепленных в отдельных нормах ВК РФ.
О целях информационной и контрольно-надзорной деятельности, в определенной степени связанных с целями водопользования, говорится в части 2 ст. 30 о государственном мониторинге водных объектов, в части 3 ст. 31 о государственном водном реестре, в части 1 ст. 32, где указано, что для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации. Сами же схемы разрабатываются для достижения определенных целей (ч. 2 ст. 33), они должны содержать в себе целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем (п. 1 ч. 3 ст. 33, см. также ч. ч. 5 - 6 ст. 35).
Водохозяйственные балансы предназначены для достижения важных экономических, экологических и иных целей (п. 3 ч. 3 ст. 33). В п. 6 ч. 3 ст. 33 говорится и о целевых показателях уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия.
Статья 38. Виды водопользования
Комментарий к статье 38
1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей, две из которых дополнительно разбиты на пункты. Частью 1 комментируемой статьи устанавливаются виды водопользования. В части 2 приводятся характеристики водных объектов, на которых может осуществляться обособленное водопользование. В части 3 содержится закрытый перечень видов водопользования по способам его осуществления.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целями в данном случае являются установление видов водопользования, осуществляемых на основе индивидуального использования водного объекта (обособленное водопользование), а также коллективного использования водного объекта различными субъектами правоотношений (совместное водопользование); определение характеристик водного объекта, для которого разрешается обособленное водопользование (ч. 2); определение видов водопользования по основанию изъятия водных ресурсов для осуществления водопользования.
Сфера действия чрезвычайно широка, так как комментируемая статья содержит обобщенные нормы, применяемые ко всем категориям водных объектов, ко всем видам и субъектам водопользования, а также охватывает широкий спектр правоотношений, возникающих в процессе водопользования - виды и способы водопользования.
Адресатами статьи являются физические и юридические лица, а также сотрудники органов государственной власти, осуществляющих государственное управление, контроль и надзор в сфере водопользования.