ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4729
Скачиваний: 3
3. Основные понятия можно подразделить на категории.
К первой относятся такие гражданско-правовые понятия, как физические и юридические лица, государственная и муниципальной собственность, государственные и муниципальные нужды, содержание которых раскрывается в нормах гражданского законодательства Российской Федерации (см. комментарий к ст. ст. 24 - 27).
Другую категорию понятий составляют термины и понятия, обозначающие сферы и задачи деятельности (государственной, экономической).
3.1. Оборона страны и безопасность государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" <216>).
--------------------------------
<216> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 270.
3.2. Термин "безопасность" ("национальная безопасность") разъясняется как безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, а также иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <217>).
--------------------------------
<217> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
3.3. Товарное рыбоводство в соответствии с частью 18 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <218> определяется как предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов <219>.
--------------------------------
<218> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5270.
<219> Подробнее см.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.
3.4. О содержании понятий "водный объект", "водопользование" см. комментарий к ст. 1.
3.5. Изъятие водных ресурсов (забор водных ресурсов) - извлечение объема воды из водного объекта.
4. Эволюция развития нормативного регулирования видов водопользования. Исторически в водном законодательстве складывались различные классификации видов водопользования.
В соответствии с Водным кодексом РСФСР 1972 г. <220> существовало несколько способов классификации видов водопользования, построенной исходя из следующих признаков: по основному целевому назначению пользования водами, по способу осуществления водопользования, по техническим условиям водопользования, по условиям предоставления водных объектов в пользование, по основаниям возникновения права водопользования.
--------------------------------
<220> ВВС РСФСР. 1972. N 27. Ст. 692.
По способу пользования водами водопользование подразделялось на три группы: путем добычи воды из источника, путем использования водного объекта для сброса в него сточных вод или других веществ, путем использования, водного объекта как сферы производственной или культурно-оздоровительной деятельности без забора и сброса вод.
Т.Г. Калиниченко отмечает, что статья 22 ВК РСФСР различала общее водопользование, осуществляемое без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и специальное водопользование, осуществляемое с применением таких сооружений или устройств, а также специальное водопользование, к которому в отдельных случаях могло быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод.
Перечень видов специального водопользования устанавливался органами по регулированию использования и охране вод. По условиям предоставления водных объектов выделялось совместное и обособленное водопользование (ст. 33 ВК РСФСР). В соответствии со статьей 24 ВК РСФСР различалось первичное и вторичное водопользование. Водный кодекс 1995 г. не учел ранее существовавший опыт и установил иные классификации видов водопользования, основанные на гражданско-правовом видении водных отношений, нередко механически перенеся условия, указанные в Гражданском кодексе, на водные отношения <221>.
--------------------------------
<221> Подробнее см: Практический Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007. С. 240.
5. Обособленное водопользование. Комментируемая статья закрепляет два условия осуществления обособленного водопользования:
1) первым из них является нахождение водного объекта в собственности физического или юридического лица. Согласно части 2 ст. 8 ВК РФ, регламентирующей право собственности на водные объекты, в собственности физического или юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности. В соответствии с частью 3 указанной статьи право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Однако не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера (ч. 4 ст. 8);
2) другим условием осуществления обособленного водопользования является предоставление водного объекта или его части, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства (ч. 2 комментируемой статьи).
Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами (ч. 4 ст. 10).
6. Способы использования водных ресурсов.
Подразделение видов водопользования по способу изъятия водных ресурсов имеет значение для определения разрешенных видов водопользования на различных категориях водных объектов, а также условий заключения договоров водопользования. Норма, содержащаяся в части 3 комментируемой статьи, имеет значение для практического ее применения в связи с другими нормами ВК РФ. Важную роль в решении данных вопросов играют также цели водопользования (см. комментарий к ст. 37).
К примеру, в соответствии с частью 1 ст. 11 водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, на основании договоров водопользования предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Между тем в соответствии с частью 3 указанной статьи не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод (п. 3);
- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (п. 4);
- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды) (п. 5);
- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств (п. 6).
Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Комментарий к статье 39
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, содержащих соответственно три и шесть пунктов. В части 1 перечисляются права собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов. В части 2 формируются их обязанности организационного, информативного и иного характера.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целями в данном случае является обеспечение законопослушного поведения субъектов водопользования, защита их интересов с помощью наделения правами собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов, обеспечение экологических интересов государства путем установления обязанностей физических и юридических лиц, осуществляющих водопользование.
Содержание указанных прав и обязанностей должно обеспечивать положение статьи 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы охраняются и используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, а также положение статьи 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Сфера действия охватывает территорию Российской Федерации, включая ее территориальное море, в части тех водных объектов или их частей, которые находятся в собственности или предоставлены в пользование. Нормы статьи распространяются на поведение всех водопользвателей без каких-либо исключений по субъекту и видам водопользования.
Адресатами предписаний являются физические и юридические лица, органы местного самоуправления, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые в соответствии с законодательством являются собственниками водных объектов или водопользователями.
3. Основные понятия. В статье используется широкий перечень понятий, применяемых в Водном кодексе РФ, природоохранном, гражданском и градостроительном законодательстве. К их числу относятся: "собственники", "водопользователи", "водные объекты", "строительство", "гидротехнические сооружения", "вред окружающей среде", "чрезвычайные ситуации".
3.1. Собственники. Исходя из общего представления о собственнике, им является субъект права, которому принадлежат права пользования, владения и распоряжения определенным имуществом. Соответственно, собственником водного объекта является субъект права, который обладает указанными правами на водный объект. Общие положения о содержании права собственности определяются в гражданском законодательстве. Так, согласно части 1 ст. 209 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ <222> собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
--------------------------------
<222> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
3.2. Водопользователи - см. комментарий к ст. 1.
3.3. Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.
3.4. Вред окружающей среде. Данное понятие определено в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <223>, согласно которой вред окружающей среде рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (см. также комментарий к ст. 69).
--------------------------------
<223> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
3.5. Строительство. В статье 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ <224> указано, что строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
--------------------------------
<224> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 16.
3.6. Гидротехнические сооружения. Данное понятие содержится в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <225>, согласно которой гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
--------------------------------
<225> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
3.7. Чрезвычайные ситуации. Приведенное понятие определено статьей 1 Федерального закона от 12.12.1994 N 68-ФЗ <226> "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которой чрезвычайной ситуацией считается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
--------------------------------
<226> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
Аналогичное определение данного понятия приведено в статье 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
4. Особенности прав собственников водных объектов и водопользователей. Комментируемой статьей установлено право собственников и водопользователей самостоятельно осуществлять использование водных объектов; осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений, а также пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законами.
Использование водных объектов осуществляется различными способами, для различных целей и по основаниям права общего и специального природопользования. Так, ряд статей ВК РФ предусматривает возможность предоставления водных объектов в пользование неопределенному кругу лиц, которые могут быть водопользователями. Водопользователями признаются физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (см. комментарий к ст. 1 ВК РФ).
Право пользования может быть предоставлено на основании норм права, непосредственно вытекающих из законодательства, или на основании актов правоприменения, а также на основании договоров. Ряд статей Кодекса дает право неопределенному кругу лиц пользоваться водными объектами. Например, статьей 6 ВК РФ предоставляется право пользования водными объектами общего пользования (см. комментарий к ст. 6). Способы использования водных объектов определены в части 3 ст. 38 ВК РФ (см. комментарий к ст. 38).