Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4715

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В большинстве случаев непрерывность поступления воды в агрегаты обеспечивается с накоплением ее в водохранилищах.

6. Юридическая ответственность. В случае нарушения прав водопользователей и причинения вреда имуществу пользователей и собственников водных объектов, при несоблюдении требований рационального использования и охраны водных объектов, возможно наступление гражданско-правовой ответственности (ст. ст. 12, 1064 - 1079 и др. ГК РФ), а при наличии в действиях виновного лица состава противоправного деяния, установленного УК или КоАП, предусмотрено наступление уголовной (ст. ст. 246, 250, 257, 358 УК РФ) или административной ответственности (ст. ст. 8.13, 8.14, 8.15, 9.2. КоАП РФ) - см. комментарий к ст. 68.

7. Иные требования. Наполнение и опорожнение водохранилищ, бассейнов, каналов и напорных водоводов, а также изменение уровней воды, должны производиться постепенно, со скоростями (установленными местными инструкциями), исключающими появление недопустимо больших давлений за облицовкой сооружения, оползание откосов, возникновение вакуума и ударных явлений в водоводах (п. 3.1.13 вышеназванных Правил).

Пропуск воды через водосбросные сооружения должен осуществляться в соответствии с местной инструкцией и не должен приводить к повреждению сооружений, а также к размыву дна за ними, который мог бы повлиять на устойчивость сооружений. При пропуске высоких половодий превышение нормального подпорного уровня (НПУ) верхних бьефов гидроузлов допускается только при полностью открытых затворах всех водосбросных и водопропускных отверстий и при обязательном использовании всех гидротурбин. При уменьшении притока воды отметка уровня водохранилища должна снижаться до НПУ в кратчайшие технически возможные сроки.

8. Охрана водных объектов при их гидроэнергетическом освоении.

Проектирование гидроэлектростанции должно вестись на основе предварительно разработанных схем комплексного использования водных ресурсов речного бассейна, включающих природоохранные мероприятия и схемы энергетического использования водотока. Все вопросы размещения хозяйственных отраслевых объектов и объемов их водопотребления должны быть взаимоувязаны и согласованны. При отсутствии таких схем по какому-либо водотоку недопустимо проектирование и строительство частных объектов, использование водных ресурсов и освоение водосбора его бассейна.

Чрезвычайно остро стоит вопрос о сохранности пойм и пойменных земель, являющихся, с одной стороны, исходной базой естественного и культурного кормопроизводства, а с другой - естественным биохимическим барьером реки, так называемым фильтром-очистителем. Поэтому при проектировании гидроузлов и водохранилищ (выборе отметки НПУ, зеркала водохранилища и установлении площади затопления) немаловажное значение придается сохранению пойменных земель, участков и старопахотных угодий. Решение этих вопросов достигается технико-экономическим обоснованием (ТЭО) выбора створа ГЭС, защитой пойменных земель путем обвалования и посредством специальных выпусков ГЭС и гидроузлов.


Водотоки могут быть сохранены при рациональном и экологически обоснованном освоении их водосборов, особенно с учетом развития новой инфраструктуры на базе создаваемых гидроузлов. Еще на стадии проектирования производственных, сельскохозяйственных, коммунально-бытовых предприятий и объектов на водосборах водохранилищ, прилегающих к ним участках и притоках необходимо провести модельные имитационно-оптимизационные расчеты для установления допустимого вклада этих объектов в загрязнение водотока и обоснования их основных экологически приемлемых параметров.

В заключении на основе вышеизложенной информации при создании энергоузлов для гидроэлектростанции необходимо решить следующие экологические вопросы:

1) собрать и проанализировать экологическую информацию, в том числе экстремальную с учетом экологической надежности, безопасности и риска;

2) провести комплексную количественную оценку экологических последствий, выделить из них приоритетные (наиболее существенные), а также первичные (например, затопление земель), определяющие ряд последствий второго уровня;

3) разработать ликвидационные (природоохранные) мероприятия как по природному комплексу в целом, так и по отельными экологическим объектам на стадии ТЭО и при принятии общих инженерных решений (выбор створа, компоновка гидроузла, отметка НПУ и т.д.). При фиксированных общих решениях на стадии технического проекта выбор природоохранных мероприятий частного характера может производиться на основе локальной их оптимизации;

4) обратить особое внимание на выполнение в строительной практике всех намеченных в проектной документации природоохранных мероприятий;

5) постоянный учет и нормирование потребления и расходования водных ресурсов в пределах водосбора.

Четкое выполнение природоохранных мероприятий, несомненно, будет продвигать развитие гидроэнергетики, что потребует соответствующей перестройки проектирования, в первую очередь пересмотра схем использования рек, выбора подпорных отметок гидроузлов, и, самое важное, определения установленной мощности гидроэлектростанции.


Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта


Комментарий к статье 47


1. Общий обзор статьи. Она включает две части и посвящена регулированию водопользования для водного и воздушного транспорта. Данные нормы являются отсылочными и устанавливают, что регулирование использования водных объектов для указанных целей осуществляется иным отраслевым законодательством (о водном транспорте) и подзаконным актом в сфере воздушного транспорта.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель - установить правила пользования поверхностными водными объектами для определенных нужд, а именно для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.


Сфера действия и адресаты статьи. Предписания данной статьи направлены на отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Соответственно, эти субъекты и являются адресатами норм комментируемой статьи.

3. Основные понятия. В статье используются всего несколько терминов, определяющих виды транспорта и элемент транспортной системы (пути сообщения).

3.1. Поверхностные водные объекты - см. комментарий к ст. 5.

3.2. Водный транспорт - один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность;

3.3. Воздушный транспорт - осуществляет перемещение (перевозку) людей и грузов воздушными судами (самолетами и вертолетами). Включает наземную инфраструктуру (сеть аэропортов с пассажирскими и грузовыми терминалами, авиаремонтные заводы), воздушные суда, а также сеть авиалиний и авиакоридоров. Основная функция воздушного транспорта общего пользования - перевозка пассажиров, побочная - перевозка срочных грузов и почты <285>;

--------------------------------

<285> География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., Росмэн. / Под ред. проф. А.П. Горкина. 2006.


3.4. Внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р <286>).

--------------------------------

<286> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5130.


4. Источники права. Часть 1 комментируемой статьи, как уже отмечалось, не устанавливает какие-либо правила использования поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения, такое использование регулируется законодательством о водном транспорте. Это само по себе недостаточно для сохранения и восстановления водных объектов в связи с судоходной деятельностью.

Согласно статье 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ <287> (КВВТ РФ) законодательство в области внутреннего водного транспорта РФ состоит из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, комментируемого Кодекса, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ <288>.

--------------------------------

<287> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

<288> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.


Между тем КВВТ РФ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Такого рода отношения носят гражданско-правовой характер и, соответственно, нормативный правовой акт, регламентирующий данные отношения, не может предусматривать весь комплекс мероприятий по охране и восстановлению водных объектов при осуществлении этой деятельности.


Однако в Законе существует статья, посвященная использованию поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользованию береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта (ст. 10), которая гласит, что "в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях".

5. Особые условия пользования береговой полосой. Они устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 71 "Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации" <289>).

--------------------------------

<289> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 645.


Так, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

1) пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

3) осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством РФ и водным законодательством РФ;

4) использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

5) разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

6) разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.


Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

6. Ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Главной природоохранной нормой данного акта является статья 121, предусматривающая ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами, согласно которой судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами.

Ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Указанный ущерб включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, осуществляется добровольно либо на основании решения суда или арбитражного суда в установленном порядке.

В случае если ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами вызван их утечкой или сбросом более чем с одного судна, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный ущерб пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности на основании комментируемой статьи.

Степень вины судовладельцев устанавливается государственной речной судоходной инспекцией бассейна. В случае если ущерб не может быть разумно разделен между виновными судовладельцами, они несут солидарную ответственность.

7. Использование водных объектов для целей водного транспорта. Во исполнение части 2 комментируемой статьи было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов" <290>, согласно которому использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке (см. комментарий к ст. 16), и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.