Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4716

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<290> СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 650.


Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройства акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах.

8. Иные источники права. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" <291> утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

--------------------------------

<291> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5469.


Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца.


Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины


Комментарий к статье 48


1. Общая характеристика статьи. Она состоит из двух частей.

В первой устанавливается обязанность водопользователей, осуществляющих сплав леса, по очистке водных объектов от затонувшей древесины. Это требование имеет важное экологическое значение, поскольку затонувшая древесина вызывает процессы гниения, негативно влияет на качество водных объектов и водные биоресурсы, препятствует судоходству и т.п.

Во второй части устанавливается запрет на осуществление некоторых видов (способов) сплава леса. Этот запрет направлен на предотвращение засорения водных объектов древесиной и также имеет существенное эколого-правовое значение.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Наиболее очевидной является цель охраны водных объектов от засорения и наступления иных негативных последствий этого. Предписания статьи направлены также на обеспечение правомерного использования водных объектов, обеспечение безопасности судоходства и других видов водопользования, охраны водных биоресурсов, включая места нереста, путей миграции рыбы, кормовых запасов. Дополнительно они предназначены и для экономного использования лесных ресурсов, снижения потерь добытой древесины при ее сплаве.


Учитывая масштабы добычи лесных ресурсов, протяженность рек, по которым сплавляется древесина, отсутствие в ряде регионов иной транспортной сети или экономическую нецелесообразность ее создания, следует признать, что сфера применения комментируемой статьи весьма широка, и распространяется на те водные объекты, по которым осуществляется сплав древесины. Ее предписания рассчитаны на должностных лиц, собственников, владельцев, арендаторов предприятий и организаций, осуществляющих добычу и транспортировку лесных ресурсов, а также должностных лиц контрольно-надзорных природоохранных органов.

3. Основные понятия. Они раскрывают сущность обязанностей и запретов, характеризуя действия по сплаву древесины, его виды, применяемые средства и способы.

Таким образом, помимо общих понятий "водопользователь", "водный объект" (см. комментарий в статье 1) в статье использован ряд специальных терминов: "сплав", "судовая тяга", "молевой сплав", "затонувшая древесина". Эти термины раскрываются в подзаконных нормативно правовых актах.

3.1. Сплав древесины - означает ее перемещение по водным путям.

3.2. Древесина (затонувшая) - отсоединившиеся от плота, кошеля либо сброшенные (снесенные) с баржи, иного плавучего средства бревна, их связки, иные лесоматериалы, погрузившиеся в воду или опустившиеся на дно водного объекта, а также прибившиеся к берегам водного объекта.

3.3. Очистка водного объекта предполагает подъем затонувшей древесины со дна водного объекта, извлечение ее из воды, удаление с берегов водного объекта.

3.4. Сроки очистки. В комментируемой статье использован термин "регулярно". Его можно трактовать по-разному: очистка производится по мере накопления затонувшей древесины; сезонно - по окончании периода сплава леса, то есть осенью, либо в начале периода сплава леса, то есть весной.

3.5. Молевой сплав древесины - транспортирование не связанных между собой бревен по течению рек.

3.6. Сплав леса без судовой тяги - означает транспортировку древесины без соединения ее с буксирующим судном, то есть самоходно.

4. История развития нормы. Запреты и ограничения на молевый и некоторые другие способы сплава леса были введены в отечественное водное (экологическое) законодательство достаточно давно, поскольку их применение начало наносить ощутимый ущерб. Так, еще в 1970-х годах были приняты постановление Совета Министров СССР и другие акты, запрещающие молевый сплав леса <292>.

--------------------------------

<292> См.: Сборник нормативных актов по охране природы / Под ред. В.М. Блинова. М.: Юридическая литература, 1978.


5. Обязанности пользователей. В части 1 комментируемой статьи установлена обязанность водопользователей, осуществляющих сплав леса, регулярно производить очистку водных объектов от затонувшей древесины. В соответствии с пунктом 9 ч. 2 ст. 11 для осуществления сплава леса в плотах и с применением кошелей водопользователь должен получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (см. комментарий к ст. ст. 11, 21).


Согласно статье 22 ВК РФ в таком решении должны быть указаны цели, виды и условия использования водного объекта или его части. Одним из условий, по нашему мнению, должна быть обязанность регулярной очистки водного объекта от затонувшей древесины. Это соответствует и общим положениям об обязанностях водопользователей при использовании водных объектов: по пункту 6 ч. 2 ст. 39 ВК РФ они должны "выполнять иные предусмотренные комментируемым Кодексом, другими физическими законами обязанности". Сказанное подтверждается при обращении к лесному и экологическому законодательству.

6. Специфика запретов. В части 2 комментируемой статьи установлены два запрета - один, ограниченный целями использования водного объекта и характером способа сплава леса, другой - общий и абсолютный.

Первый запрет касается сплава леса без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства. Он ориентирован преимущественно на обеспечение безопасности судоходства и предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, бедствий на водных путях.

В российском и международном праве широко используется понятие "бедствие на море или водном пути", охватывающее чрезвычайные происшествия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), вне зависимости от их правового статуса и связанные с угрозой (риском) для безопасности людей, окружающей среды (водных объектов и водных биоресурсов), законных видов водопользования. Такое бедствие может быть вызвано различными причинами: от столкновения судов или иного навигационного инцидента до затопления судна, древесины, попадания иных предметов, материалов и отходов, угрожающих разрушением или повреждением судна или его безопасному плаванию (см. Кодекс поведения при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод 1991 г., Кодекс внутреннего транспорта РФ от 07.03.2001 и др. акты).

Запрет молевого сплава является абсолютным ввиду высокой общественной опасности (см. также комментарий в ст. 68), поскольку он фактически является неуправляемым и бесконтрольным.


Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей


Комментарий к статье 49


1. Общий обзор статьи. Она состоит из одной части и не подвергалась изменениям с момента принятия ВК РФ. В ней установлено, во-первых, правило, согласно которому водные объекты могут использоваться для лечебных и оздоровительных целей. Указание на цели водопользования в комментируемой статье дополняет положения ст. 37 ВК РФ, которая не содержит указания на лечебные и оздоровительные цели водопользования (см. комментарий к ст. 37).

Во-вторых, комментируемая статья содержит отсылочную норму к положениям законодательства Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в части регулирования отношений по использованию водных объектов для специальных целей (лечебные и оздоровительные).


2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.

Целью статьи является установление правил, являющихся специальными по отношению к общим положениям ВК РФ об использовании водных объектов в случаях их использования в лечебных и оздоровительных целях.

Сфера регулирования комментируемой статьи подлежит определению во взаимосвязи с положениями законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <293> сфера регулирования законодательства ограничивается отношениями, возникающими в связи с использованием и охраной водных лечебных ресурсов.

--------------------------------

<293> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.


Специфической особенностью действия нормативных правовых актов в указанной сфере является то, что в соответствии с частью 2 ст. 2 указанного Федерального закона законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах курортных зон, имеющих статус особо охраняемых природных территорий, так и вне их границ. Имущественные отношения в указанной сфере могут регулироваться гражданским законодательством лишь постольку, поскольку иное не установлено федеральными законами.

Адресатами предписаний комментируемой статьи является широкий круг участников водных отношений, использующих или намеревающихся использовать водные объекты в оздоровительных или лечебных целях. В него входят органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные регулировать водные отношения, принимать решения о предоставлении прав пользования водными объектами и осуществлять надзор за соблюдением правил их использования.

3. Основные понятия. К ним относятся такие понятия, как "водный объект", "природные лечебные ресурсы", "лечебно-оздоровительные местности", "курорты", "законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей".

3.1. Водный объект - см. комментарий к ст. 1.

3.2. Природный лечебный ресурс. Согласно статье 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" к природным лечебным ресурсам относят "минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха". Соответственно, для лечебных и оздоровительных целей могут использоваться водные объекты, содержащие минеральные воды, лечебные грязи, рапу лиманов и озер, а также обеспечивающие лечебный климат и другие условия, способствующие лечению и профилактике заболеваний.


Лечебные свойства водных объектов и обеспечиваемых ими лечебных и оздоровительных факторов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения, на основании научных исследований и многолетней практики.

Понятие природного лечебного ресурса, сформулированное в статье 1 указанного Федерального закона, является традиционным для отечественного законодателя, поскольку придание природному ресурсу (или его части) статуса лечебного зависит от формально-юридических обстоятельств, а именно от признания его таковым в установленном порядке <294> (см. ст. 48 ВК РСФСР 1972 г.).

--------------------------------

<294> См.: Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения" // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5799.


Следует, однако, учитывать, что понятие природного лечебного ресурса по смыслу Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ также подразумевает обеспечение условий для отдыха, то есть рекреации (см. комментарий к ст. 50).

3.3. Лечебно-оздоровительная местность и курорт. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения, является лечебно-оздоровительной местностью (ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ). Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом (ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ).

Совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов) <295> составляет курортный фонд Российской Федерации.

--------------------------------

<295> Курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.


В соответствии с частью 3 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются объектами особой охраны.

3.4. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Согласно статье 2 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" такое законодательство основывается на положениях Конституции РФ. Оно включает:

1) непосредственно указанный Федеральный закон;

2) принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

3) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие положения об использовании водных лечебных ресурсов содержатся в главе III Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ. При этом вопросы управления в указанной сфере относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это находит отражение в актах федеральных органов исполнительной власти и нормативных правовых актах субъектов РФ.