ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4712
Скачиваний: 3
4. Развитие законодательства. Глава XI Водного кодекса РСФСР 1972 г. "Пользование водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей" предусматривала первоочередное использование водных объектов для лечебных и курортных целей. Однако приоритет такого использования устанавливался только для водных объектов, отнесенных в установленном порядке к категории "лечебных" (ст. 48). Использование указанных водных объектов для иных целей допускалось в исключительных случаях по разрешению органов, уполномоченных в сфере регулирования использования и охраны вод "по согласованию с соответствующими органами здравоохранения и управления курортами".
Исходя из содержания главы XI ВК РСФСР 1972 г., под использованием водных объектов в курортных и оздоровительных целях подразумевалось и их использование для отдыха и спорта (ст. 49), любительского и спортивного рыболовства (ст. 50), плавания на маломерных судах (ст. 51).
В Водном кодексе РФ 1995 г. (ст. 136) было сохранено положение о первоочередном использовании "водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы" для целей здравоохранения в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В соответствии со статьей 65.1 ВК РФ 1995 г. с 2007 г. полномочиями по выдаче разрешений на использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей наделялись субъекты Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации должны были согласовывать свои решения со специально уполномоченными федеральным органами исполнительной власти (органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления курортами). В случае если решение касалось использования подземных водных объектов, то дополнительно требовалось согласование федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным фондом недр.
На сегодняшний день порядок использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для лечебных и оздоровительных целей определяется законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
5. Правовой статус и классификация лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ курорты и лечебно-оздоровительные местности могут быть федерального, регионального и местного значения. Порядок и условия пользования находящимися в их границах лечебными природными ресурсами, в том числе водными, регулируются органами власти соответствующего уровня. Информация о них подлежит включению в государственный Реестр курортного фонда Российской Федерации <296>. Согласно пункту 2 Порядка ведения Государственного реестра в него включается следующая информация:
--------------------------------
<296> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 522 "О ведении государственного Реестра курортного Фонда Российской Федерации" // БНА РФ. 2007. N 45.
- о лечебно-оздоровительных местностях и курортах федерального, регионального и местного значения;
- о находящихся на их территориях природных лечебных ресурсах (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний);
- о санаторно-курортных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи.
В соответствии с пунктом 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации <297> данный Государственный реестр уполномочено вести указанное Министерство.
--------------------------------
<297> Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.
Пример.
В соответствии с пунктом 13 Положения о курорте федерального значения Ессентуки <298> вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами курорта Ессентуки находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ставропольского края. Природные лечебные ресурсы используются в лечебно-оздоровительных целях в санаторно-курортных организациях курорта Ессентуки, а также для промышленного розлива минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов и в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 14 указанного Положения минеральные воды и лечебные грязи курорта Ессентуки предоставляются в пользование на основании лицензий в соответствии с законодательством Российской Федерации <299>.
--------------------------------
<298> Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах" // СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 387.
<299> См. также: Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах" // СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 387; Постановление Правительства РФ от 26.08.2000 N 634 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Зеленоградск" // СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3658; Постановление Правительства РФ от 26.08.2000 N 633 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное" // СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3657; Постановление Правительства РФ от 31.10.1999 N 1204 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Белокуриха" // СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5430; Постановление Правительства РФ от 31.10.1999 N 1203 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Нальчик" // СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5429.
Некоторые субъекты Российской Федерации устанавливают основы правового регулирования в указанной сфере посредством принятия законов на уровне соответствующего субъекта. Например, статьей 19 Закона Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <300> определен порядок признания территорий лечебными местностями и курортами регионального и местного значения. В городе Санкт-Петербурге был принят специальный закон, устанавливающий особенности разграничения полномочий в сфере управления лечебно-оздоровительными местностями и курортами и их лечебными ресурсами <301>.
--------------------------------
<300> Вестник Московской областной Думы. 2003. N 12.
<301> Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2009 N 464-90 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Санкт-Петербурга" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2009. N 27.
При регулировании вопросов использования природных ресурсов лечебно-оздоровительных местностей и курортов субъекты РФ тем не менее не должны выходить за пределы своих полномочий.
Пример.
Законом Челябинской области от 25.11.1996 "О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Челябинской области" были установлены нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами, предусмотрены полномочия субъекта Российской Федерации по выдаче разрешения на их использование. Решением суда заявление в части признания недействующими положений указанного Закона было удовлетворено, поскольку данные вопросы находятся в компетенции Правительства РФ <302>.
--------------------------------
<302> Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2001 N 48-Г01-06.
Следует учитывать, что частные вопросы использования и охраны водных лечебных ресурсов могут регламентироваться нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения в области использования и охраны недр, безопасности жизнедеятельности. Так, например, Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей <303> разработаны с учетом Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <304>.
--------------------------------
<303> Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 72 "Об утверждении "Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей" // Российская газета. 2003. N 118.
<304> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
В соответствии с частью 6 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до 1 июля 2014 года на территории муниципального образования города-курорта Сочи положения закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за предоставлением гостиничных услуг, услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания, за соблюдением соответствия их классификации гостиниц и (или) иных средств размещения, за осуществлением мониторинга выполнения договоров, заключенных правообладателями гостиниц и иных средств размещения с автономной некоммерческой организацией "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" и т.д. <305>.
--------------------------------
<305> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством РФ лицензии на осуществление медицинской деятельности. Соответственно, деятельность таких организаций регулируется нормативно-правовыми актами в сфере медицинского обслуживания населения и положениями санитарно-эпидемиологического законодательства.
При применении положений комментируемой статьи следует также учитывать, что большинство курортов и лечебно-оздоровительных местностей получили свой статус задолго до принятия комментируемого ВК РФ, в основном в советский период. В соответствии с частью 3 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <306>, водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
--------------------------------
<306> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.
6. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей. Содержание данного понятия не разъясняется в ВК РФ. Системное толкование положений законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах позволяет отнести к такому использованию следующие виды деятельности:
- предоставление водных ресурсов, отнесенных к лечебным, для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха;
- добыча, подготовка, использование минеральных вод и грязей (в том числе промышленный розлив минеральных вод, пакетирование лечебных грязей).
Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целях в соответствии с действующим законодательством носит разрешительный характер, поскольку осуществляется на основе лицензий. Анализ комментируемой статьи в совокупности с положениями статьи 50 ВК РФ наталкивает на мысль о том, что законодатель намеренно разграничил содержание использования водных объектов для лечебных (оздоровительных целей) и для целей отдыха (см. комментарий к ст. 50).
7. Связь с другими статьями. В соответствии с частью 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод.
Однако при применении части 3 ст. 11 ВК РФ следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (ч. 3 ст. 9 ВК РФ). Во-вторых, границы подземных водных объектов устанавливаются в соответствии с законодательством о недрах (ч. 6 ст. 5 ВК РФ). Соответственно, часть 3 ст. 11 ВК РФ следует понимать следующим образом: заключение договора водопользования и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется для пользования поверхностным водным объектом.
В соответствии с частью 4 ст. 43 ВК РФ на территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, в том числе для лечебных и оздоровительных целей.
8. Охрана водных лечебных ресурсов. Для обеспечения защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов с прилегающими участками от загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны (см. комментарий к ст. 64).
В соответствии со статьей 44 ВК РФ запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы и отнесенные к особо охраняемым водным объектам (ч. 2). В соответствии с частью 3 ст. 44 ВК РФ запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
В целях экономического стимулирования рационального природопользования водных лечебных ресурсов Правительством РФ установлен повышающий коэффициент 2 для исчисления ставок платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления платы в границах курортов и лечебных местностей <307>.