ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4685
Скачиваний: 3
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. В самом общем виде цель обозначена в названии статьи 60 - охрана водных объектов при проектировании, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы. Она конкретизируется далее практически всеми нормами. Поэтому можно выделить:
- цели информационного обеспечения охраны и использования водных объектов;
- профилактические цели, выражающиеся в предупреждении загрязнения, засорения, истощения водных объектов и других негативных явлений;
- цель минимизации вредных воздействий, достигаемую требованиями по очистке сточных вод от химических веществ, бактериологических веществ и других организмов;
- цель обеспечения правопорядка и неотвратимости ответственности за допущенные правонарушения.
С одной стороны, сфера применения предписаний статьи 60 ВК РФ более узка, чем, например, сферы применения предписаний статей 55 и 56 ВК РФ, поскольку в ней речь идет об охране водных объектов в ходе проектирования, строительства и иного обращения с водохозяйственными системами.
Но, с другой - она все-таки очень широка, поскольку водохозяйственные системы и входящие в них гидротехнические и иные сооружения играют чрезвычайно важную роль в экономике и затрагивают хозяйственные интересы субъектов предпринимательской деятельности, субъектов управления и охраны систем жизнеобеспечения, а также касаются вопросов экологической безопасности населения и территорий.
Поэтому адресатами норм данной статьи являются лица, непосредственно занятые в проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем; лица, осуществляющие контроль и надзор в этой сфере, в том числе уполномоченные на применение санкций в виде ограничения, приостановления, прекращения эксплуатации водохозяйственных систем; граждане, чьи права и законные интересы могут быть затронуты нарушениями норм об охране водных объектов, предусмотренными комментируемой статьей, а также работники природоохранных и правоохранительных органов, прокуратуры, судьи, рассматривающие соответствующие споры (иски).
3. Основные понятия.
Одни понятия характеризуют деятельность и ее этапы (проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация) либо отдельные виды действий (сброс, забор/изъятие, осушение, удобрение, транспортирование, хранение и т.п.).
Другие понятия, использованные в данной статье, обозначают предметы этой деятельности и действий: водохозяйственные системы, гидротехнические сооружения, сточные воды, нефтепродукты и т.д.
Третьи - средства деятельности, например, пункты наблюдения, прямоточные системы, контрольно-измерительная аппаратура и т.п. Многие из указанных терминов требуют обращения к несмежному - экологическому, санитарному, земельному законодательству, законодательству о безопасности и др., некоторые разъяснены в комментариях к иным статьям Водного кодекса РФ (см. комментарий к статьям 1, 55 - 59).
4. Содержание общих требований. По части 1 комментируемой статьи, как уже отмечалось, выделены два вида требований:
а) учет влияния разных видов деятельности, общим предметом которых являются гидротехнические сооружения и (или) новые технологические процессы, на состояние водных объектов;
б) соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Эти требования распространяются на все этапы производственной деятельности.
5. Предмет правового регулирования. По названию статьи им являются водохозяйственные системы, т.е., согласно пункту 11 ст. 1 ВК РФ, комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. При этом следует учитывать и определение водохозяйственного участка как части речного бассейна, имеющей характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта водопользования (п. 12 той же статьи).
Гидротехнические сооружения по Федеральному закону "О безопасности гидротехнических сооружений" включают такие объекты, плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Понятно, что не все перечисленные объекты сопряжены, например, с мелиоративными системами.
В российском законодательстве используется ряд смежных терминов и соподчиненных понятий, например, наряду с понятием "гидротехнические сооружения" во многих актах встречается понятие "водохозяйственные сооружения и устройства". К ним относятся гидротехнические сооружения, накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности либо не имеющие владельца <381>, а также те водохозяйственные сооружения и устройства, которые использовались (по ВК РФ 1995 г.) для осуществления специального водопользования согласно перечню видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), утвержденному Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" <382>.
--------------------------------
<381> См.: Постановление Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника" // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1249.
<382> БНА. 1999. N 6. С. 3 - 10.
Некоторые виды водопользования производятся с применением различных сооружений, технических средств и устройств. Это:
1) стационарные передвижные и плавучие сооружения по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов;
2) водоотводящие сооружения, предназначенные для сброса в поверхностные водные объекты промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных (кроме осушительных систем), ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;
3) плотины, шлюзы и другие водорегулирующие сооружения (в том числе временные перегораживающие сооружения);
4) гидравлические электростанции (приплотинные, деривационные, приливные, гидроаккумулирующие);
5) платформы и искусственные острова;
6) оросительные, обводнительные и оросительно-обводнительные мелиоративные системы;
7) водохозяйственные сооружения тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенные для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения вод;
8) землеройная, буровая, грузоподъемная, другая спецплавтехника, используемая при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных работ (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительстве и эксплуатации сооружений подводных коммуникаций, прокладки кабелей, строительстве мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и при других работах, добыче полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;
9) суда и другие плавательные средства (кроме маломерных), используемые в транспортных целях, а также сплав леса на плотах и в кошелях.
Как видим, только часть из них подпадает под понятие водохозяйственной системы, используемое для целей правового регулирования в данном Кодексе.
6. Требования к строительству гидротехнических сооружений нового водохранилища. По тексту комментируемой статьи эти требования связаны не с водным, а с земельным и гражданским законодательством. Тем не менее некоторые моменты нуждаются в разъяснении именно с позиции доктрины водного (и экологического) права. Это касается понятий "водохранилище" и "зона затопления".
Зона затопления - территория, покрытая водой при максимальном подпорном уровне воды в водохранилище.
О понятии и режиме водохранилища см. комментарий к статье 45.
7. Запреты. Они достаточно многочисленны и устанавливаются не только комментируемой статьей, но и другими актами, в первую очередь Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.
7.1. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах, не разрешается.
7.2. Юридическое и экологическое значение запрета проектирования прямоточных систем технического водоснабжения. Юридическое его значение состоит в том, что использование прямоточных систем технического водоснабжения пресекается на ранней стадии, т.е. при проектировании, поскольку российское законодательство запрещает осуществление какой-либо строительной и эксплуатационной деятельности без наличия проекта, утвержденного надлежащим образом в установленном законом порядке и с учетом заключения государственной экологической экспертизы, а в ряде случаев и иных экспертиз (см. ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе").
7.3. Специфика запрета ввода в эксплуатацию отдельных опасных объектов. Особый запрет по части 5 комментируемой статьи установлен для этапов ввода в эксплуатацию только в отношении двух видов объектов, объединяемых по признаку вещества, на них находящегося. Это объекты транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов. Причем нефть и нефтепродукты находятся на указанных объектах временно.
Транспортирование нефти и нефтепродуктов осуществляется с помощью линейных сооружений (трубопроводов), железнодорожным, морским, речным транспортом. К линейным сооружениям относят собственно трубопроводы и "так называемые площадные объекты, технологически связанные с линейными сооружениями". Например, технически связанные с трубопроводами емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции, технологические установки подготовки продукции к транспорту, головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуары, парки, компрессорные и газораспределительные станции, узлы измерения продукции, наливные и сливные эстакады, станции подземного хранения нефти, газа, пункты подогрева нефти, нефтепродуктов и другие подобные сооружения <383>. К сооружениям, обеспечивающим транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на железнодорожном, морском и речном транспорте, относятся причалы, портовые сооружения, эстакады.
--------------------------------
<383> См.: Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 24.
Согласно требованиям части 5 комментируемой статьи на всех указанных объектах, устройствах и сооружениях должны быть обеспечены как оборудование их средствами предупреждения загрязнения водных объектов, так и установка контрольно-предупредительной аппаратуры для обнаружения утечки нефти и нефтепродуктов.
8. Специальные запреты на этапе эксплуатации водохозяйственных систем. В части 6 комментируемой статьи устанавливается несколько запретов.
8.1. Пункт 1 предусматривает запрет сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод. При этом указываются юридические критерии отнесения сточных вод к категориям неочищенных и необезвреженных. Это:
а) превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты;
б) превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
О понятии, содержании, порядке разработки, утверждения и юридическом значении нормативов см. комментарий к статье 35.
О понятии сброса сточных вод см. комментарий к статьям 44, 56, 57, 58.
Таким образом, данный запрет считается нарушенным в случае любого превышения нормативов без учета наступивших последствий. Санкции в виде ограничения, приостановления, прекращения деятельности по использованию водного объекта для сброса сточных вод могут быть применены согласно части 7 ст. 60 ВК РФ. Их применение не освобождает виновное лицо от мер гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда и от обязанности по ликвидации последствий. Возможно и применение конструкции безвиновной ответственности, поскольку транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов осуществляется на (и с помощью) сооружений, установок, средств, относящихся к источникам повышенной опасности (см. комментарий к ст. 69).
При наличии всех прочих обстоятельств, в первую очередь причинения вреда окружающей среде, ее компонентам, жизни и здоровью человека, возможно применение мер уголовной ответственности (по ст. ст. 216, 246, 250, 252 УК РФ) или - с учетом признаков правонарушения и степени его общественной опасности - применение к виновным физическим и юридическим лицам мер административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, 8.13 и другим КоАП РФ (см. комментарий к ст. 68).
8.2. Запрет забора (изъятия) водных ресурсов с превышением объема. Данный запрет установлен, во-первых, для предотвращения истощения вод, во-вторых, для предупреждения ухудшения качества водных ресурсов, и, наконец, в-третьих, для обеспечения охраны среды обитания водных биоресурсов и защиты иных законных прав и интересов водопользователей. Порядок и цели забора (изъятия) воды регулируются водным законодательством (см. комментарий к ст. 11).
В статье 33 ВК РФ определяется порядок установления лимитов и квот забора (изъятия) воды (см. комментарий к ст. 33). За нарушение этого запрета могут быть применены санкции, предусмотренные комментируемой статьей, а также меры гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в частности, по статье 250 УК РФ, где прямо указано, что истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это повлекло причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, сельскому или лесному хозяйству, влечет уголовное наказание виновных лиц (подробнее см. комментарий к ст. ст. 68 и 69).