ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4682
Скачиваний: 3
8.3. Запрет сброса в водные объекты сточных вод, содержащих биологические и другие вредные вещества. Он отличается по предмету нарушения от иных запретов, сформулированных в части 6 ст. 60 ВК РФ, но совпадает с ними по другим признакам (деяние - сброс, место совершения - водный объект). К предмету в данном случае законодатель отнес два вида вредных веществ.
1. Первый - это биологические (бактериологические) вещества (организмы), являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Следует полагать, что речь идет о заболеваниях и человека, и животных, и растений. Российское законодательство (экологическое и санитарно-эпидемиологическое) подробно регулирует безопасность обращения с такими веществами, порядок их регистрации, хранения, использования и т.п.
Биологические (бактериологические, микробиологические) вещества. Биологические вещества, потенциально опасные для здоровья человека и окружающей среды, природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве, регистрируются в обязательном порядке по единой системе федерального Регистра потенциально опасных химических и биологических веществ с учетом информации о номенклатуре, производстве и применении этих веществ, их назначении, свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде. Регистрация и контроль за применением биологических средств защиты растений, регуляторов роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтических препаратов осуществляются в соответствии с иными нормативными правовыми актами. В эту группу веществ в зависимости от степени патогенности (болезнетворности), т.е. способности вызывать инфекционные заболевания других организмов, входят опасные для человека и животных, опасные только для животных, опасные только для растений соединения белковой природы.
Веществами, опасными и для человека, и для животных, являются вирусы, занимающие промежуточное место между сложнейшими химическими веществами и простейшими организмами, не способные к жизнедеятельности вне живых клеток; риккетсии - бактеориоподобные микробы; бактерии, т.е. одноклеточные микроорганизмы; токсины, т.е. продукты жизнедеятельности бактерий или микроскопических грибков (микотоксины); любые рекомбинантные объекты, т.е. генетически измененные микроорганизмы или их фрагменты, которые содержат последовательности (участки) нуклеиновой кислоты, кодирующие факторы патогенности или любого из токсинов.
Патогены, опасные для животных, - это вирусы, бактерии и генетически измененные микроорганизмы. Патогены, опасные для растений, - вирусы, бактерии, микроскопические грибки и генетически измененные микроорганизмы. Особое место занимают генно-инженерно-модифицированные организмы, т.е. любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способное к воспроизводству и передаче наследственного генетического материала, отличное от природных организмов, полученное с применением методов генной инженерии и содержащее генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты, комбинации генов, а также трансгенные организмы - микроорганизмы, генетическая программа которых изменена с помощью методов генной инженерии; токсины - продукты жизнедеятельности микроорганизмов, обладающие ядовитостью (экзотоксины, т.е. белковые продукты, выделяемые бактериями в окружающую среду; определяющие болезнетворные свойства микробов эндотоксины, компоненты бактерий, образующиеся после разрушения бактериальных клеток).
В отношении микробиологических или других биологических агентов и токсинов устанавливается определенный порядок обращения, совокупность требований безопасности, особый порядок экспортного контроля и лицензирования (см. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней от 22 января 2007 г.; Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий от 29.08.2001).
2. Второй вид предмета нарушения данного запрета - вредные вещества, для которых не установлены нормативы ПДК.
Данный запрет в случае его нарушения может повлечь, как и в других случаях, предусмотренных частью 6 статьи 60 ВК РФ, применение ограничения, приостановления либо прекращения деятельности (сброса сточных вод), а также мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности по статьям 8.2 КоАП РФ, 247, 248 УК РФ (см. комментарий к ст. ст. 68 и 69).
9. Санкции. Они определены в части 7 комментируемой статьи и могут быть реализованы при двух условиях:
а) должны быть нарушены требования к исполнению и охране водных объектов;
б) эти нарушения должны быть совершены при эксплуатации водохозяйственных систем.
Нарушения, допущенные на этапе проектирования или размещения, строительства водохозяйственных систем, могут быть устранены иными способами (предупреждением, вынесением постановления об устранении нарушения и прочее) без ограничения или прекращения (временно либо постоянно) функционирования водохозяйственной системы. Следует в данной ситуации толковать термин "эксплуатация" в более широком смысле, как процесс, охватывающий и реконструкцию водных систем, которая, кстати, может производиться по ходу эксплуатации, и ввод в эксплуатацию, как ее предшествующую стадию.
Собственно порядок применения этих санкций в Водном кодексе РФ не раскрывается. Но все же в ряде его норм содержатся указания на действия уполномоченных лиц (органов), которые при надлежащем их осуществлении можно расценить как реализацию к нарушителям санкций в виде ограничения и прекращения эксплуатации водохозяйственных систем.
Юридические основания для этого содержатся в первую очередь в статье 10, регулирующей порядок принудительного прекращения права пользования водными объектами (см. комментарий к ст. 10), а также в статьях главы 3 ВК РФ, регламентирующих содержание, условия и ответственность водопользователей по договору водопользования или по решению о предоставлении водного объекта в пользование. В отношении подземных водных объектов действует порядок приостановления или прекращения права пользования недрами (ст. ст. 20, 21 Закона Российской Федерации "О недрах").
В отличие от санкций в виде прекращения или ограничения деятельности, т.е. эксплуатации водохозяйственных систем, такая санкция как приостановление имеет более четкое правовое регулирование. Дело в том, что статья 3.12 КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности. Оно заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В результате возникает правовая коллизия: приостановление должно быть оформлено решением мирового судьи, а прекращение - органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявшим решение о предоставлении водного объекта в пользование
Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ
Комментарий к статье 61
1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей, в которых устанавливаются требования охраны водных объектов при проведении некоторых видов работ, связанных с воздействием на состояние водных объектов.
В первой части содержится отсылочная - к экологическому и градостроительному законодательству - норма о порядке проведения строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и иных работ (список, таким образом, является открытым). Эти требования ограничены по пространственному и правовому признакам: речь идет лишь о соблюдении требований по охране водных объектов при ведении работ в границах, во-первых, водоохранных зон, а во-вторых, в границах особо ценных водно-болотных угодий. Кроме того, использован и признак, характеризующий последствия проведения работ: изменение дна и берегов водного объекта. Во второй части комментируемой статьи указаны обязанности водопользователей при заборе (изъятии) водных ресурсов. Как и в других случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ, они должны принимать меры по предотвращению вредных последствий.
Но в данной статье указаны цели этих мер:
- предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения;
- предотвращение загрязнения грунтовых вод;
- предотвращение подъема уровня грунтовых вод.
Наконец, в части 3 устанавливается обязанность водопользователей, которые осуществляют орошение, осушение и другие мелиоративные мероприятия, выполнять меры:
а) по охране окружающей среды;
б) по защите водных объектов;
в) по защите водосборных площадей водных объектов.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Цели состоят во введении дополнительных и конкретизирующих положения статей 55, 56 и других статей главы 6 ВК РФ правил. В целом статья предназначена для обеспечения правопорядка при осуществлении специальных видов работ как непосредственно на водном объекте, так и на связанных с ним компонентах (элементах), объектах окружающей среды. Именно поэтому среди целей статьи можно выделить и взаимоподкрепление требований водного, экологического, градостроительного и иного законодательства. Эта статья по своим целям является примером реализации комплексного подхода к охране водных объектов.
Сфера действия статьи рассчитана на широкое применение, так как перечисленные в ней виды работ (строительство, дноуглубление, взрывные, буровые, осушение, орошение и т.д.) ведутся постоянно на самых разных водных объектах страны как часть сельскохозяйственного производства, добычи общераспространенных полезных ископаемых, геологоразведки, обеспечения судоходства, создания транспортной инфраструктуры; предупреждения паводков и т.д. и т.п.
Отсюда адресатами норм являются лица, занятые на такого рода работах в различных сферах экономики (хозяйствования), должностные лица органов, осуществляющих управление, контроль и надзор не только за водопользованием, но и за безопасностью ведения соответствующих работ, охраной окружающей среды, работники правоохранительных органов и прокуратуры, судьи. Статья не содержит прямых запретов, но они подразумеваются и с учетом норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса должны соблюдаться весьма широким кругом лиц.
3. Основные понятия. В комментируемой статье вводится ряд понятий, характеризующих виды работ. В отличие от общего понятия "строительство" или "строительство водоохранных систем и гидротехнических сооружений" здесь понятие "строительство" ограничивается его последствиями (или целями) - изменение дна и берегов водного объекта. Понятно, что любое строительство на водном объекте так или иначе меняет (может изменить) конфигурацию берегов водного объекта (или его дно), но указание на место строительства - водоохранную зону и особо ценные водно-болотные угодья - является определяющим. Иными словами, строительство сооружений, зданий, установок и других объектов, проводимое в этих местах, подчиняется требованиям экологического и градостроительного законодательства. В части 3 комментируемой статьи употребляется ряд терминов, характеризующих мелиоративные работы и мероприятия.
Естественно, в статье встречаются и понятия, часто применяемые в других нормах Водного кодекса РФ: водопользователь, водный объект и т.п. (см. комментарий к ст. ст. 1, 5 и др.).
4. Правовое регулирование проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и буровых работ в водных зонах и в границах особо ценных водно-болотных угодий. Российское законодательство предусматривает перечень и виды взрывных работ на водных объектах: неотложные дноуглубительные работы на обмелевших реках для поддержания судоходства и других законных видов водопользования, вскрытия ледовых заторов, предотвращения аварий и пр.; текущие (плановые), например, при добыче общераспространенных полезных ископаемых, строительстве дамб, мостов и пр., а также порядок их ведения, включая уведомление органов рыбоохраны и согласование с ними всех планируемых взрывных работ.
О понятии водоохранных зон см. комментарий к статье 65 ВК РФ.
Особо ценные водно-болотные угодья являются разновидностью охраняемых водных объектов (см. комментарий к ст. 66).
5. Содержание специальных обязанностей водопользователей. Такие обязанности определены в части 2 комментируемой статьи.
Во-первых, это предотвращение попадания рыб и других водных биоресурсов в водозаборные сооружения. Оно осуществляется в соответствии с требованиями экологического законодательства об охране рыбных запасов и других водных биоресурсов.
Непринятие мер может выражаться в заборе воды из водоемов и водотоков без разрешения органов по охране рыбных запасов либо в несогласованном месте водозабора, либо с использованием ненадлежащего типа рыбозащитного устройства или без такового, либо с превышением объемов забираемой воды, а также в связи с изменением уровня воды в гидросооружениях, в том числе в водохранилищах, в период массовых миграций и размножения рыбы и водных животных в пределах территорий, занимаемых такими производственными объектами, без согласования со специально уполномоченными органами; непринятии мер для обеспечения рыбохозяйственных попусков в период нереста рыб; необеспечении свободной миграции рыб при пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков); непроведении работ по заглублению и фиксации трубопроводов при пересечении рек (для предотвращения всплытия) или необеспечении трубопроводов техническими устройствами, отключающими поврежденные в результате аварии участки, и т.п.
Во-вторых, это осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня в результате забора воды из водных объектов.
6. Охрана водных объектов при орошении и проведении иных мелиоративных работ. Об орошении сточными водами см. комментарий к статьям 59 и 60 ВК РФ.
Мелиоративные работы (мероприятия) - согласно статье 2 Федерального закона "О мелиорации земель" представляют собой проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация.