Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4686

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доля подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения, как и в прошлые годы, составила 45%. Более 60% городов и поселков городского типа удовлетворяют потребности в питьевой воде, используя подземные воды, около 20% из них имеют смешанные источники водоснабжения. В сельской местности доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении равна 80 - 85%.

В результате добычи и извлечения подземных вод на отдельных территориях сохраняются сформировавшиеся за многолетний предшествующий период обширные депрессионные воронки. Такие депрессии развиваются в меловых, каменноугольных и девонских водоносных горизонтах Московского и Днепрово-Донецкого артезианских бассейнов (АБ) в пределах г. Москвы, Московской, Тверской, Калужской, Владимирской, Тульской, Курской, Белгородской, Орловской и Брянской областей; в кембрийских и вендских водоносных горизонтах Ленинградского АБ (Ленинградская область, г. Санкт-Петербург); в неоген-четвертичных водоносных комплексах Азово-Кубанского (Краснодарский край, Республика Адыгея) и Восточно-Предкавказского АБ (республики Дагестан и Калмыкия, Ставропольский край); в каменноугольных и пермских водоносных горизонтах Волго-Сурского АБ (Республика Мордовия, Пензенская область); в девонско-каменноугольном водоносном горизонте Большеуральской гидрогеологической складчатой области (Свердловская область); в палеогеновых и меловых водоносных горизонтах Западно-Сибирского АБ (Тюменская, Томская, Новосибирская области). Понижения уровней в наиболее нагруженных частях воронок составляет 70 - 100 м и более (в районах разработки МПИ до 550 м), а их площадь достигает значительных размеров - до 39 тыс. кв. км.

На территории России, по данным государственного мониторинга состояния недр, выявлено 6202 участка загрязнения подземных вод, при этом более 70% участков загрязнения выявлены в грунтовых водоносных горизонтах, обычно не являющихся источниками питьевого водоснабжения населения. По экспертным оценкам, в целом по Российской Федерации доля загрязненных вод не превышает 5 - 6% общей величины их использования для питьевого водоснабжения населения.

Загрязнение 2408 участков (39% общего количества) связано с деятельностью промышленных предприятий, 922 участков (15%) - с сельскохозяйственной деятельностью, 756 участков (12%) - с коммунальным хозяйством, 418 участков (7%) - в результате подтягивания некондиционных природных вод при нарушении режима их эксплуатации; загрязнение 581 участка (9%) обусловлено деятельностью промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектов (загрязнение подземных вод "смешанное"), а для 1117 участков (18%) источник загрязнения подземных вод не установлен.

Основными загрязняющими подземные воды веществами являются соединения азота (нитраты, нитриты, аммиак или аммоний - на 2598 участках), нефтепродукты (на 1767 участках), сульфаты, хлориды (на 928 участках), тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, кобальт, никель, ртуть или сурьма - на 457 участках), фенолы (на 388 участках). Для 4410 участков (71%) интенсивность загрязнения подземных вод составляет 1 - 10 ПДК, на 1260 участках (20%) изменяется в пределах 10 - 100 ПДК, на 532 участках (9%) превышает 100 ПДК.


Согласно нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 и ГН 2.1.5.2280-07, чрезвычайно опасной степени загрязнения подземных вод (I класс опасности загрязняющих веществ) подвержены 274 участка (4% общего количества загрязненных участков), высокоопасному (II) - 1103 участка (18%), опасному (III) - 2506 участков (41%) и умеренно опасному (IV) - 1761 участок (28%). Для 558 участков (9%) загрязнения подземных вод класс опасности не определен или загрязняющие вещества отсутствуют в нормативных документах.

Наибольшую экологическую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах питьевого водоснабжения, которое за период 1985 - 2008 гг. было отмечено на 3057 водозаборах, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины с производительностью менее 1,0 тыс. куб. м/сут.

На крупных водозаборах подземных вод, находящихся в ведении жилищно-коммунального хозяйства городов, как правило, организованы зоны санитарной охраны, в пределах которых в основном соблюдаются требования СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения". На малых водозаборах в ряде случаев зоны санитарной охраны либо вообще не созданы, либо хозяйственная деятельность в пределах таких зон не соответствует требованиям указанного выше нормативного документа. Особенно часто отсутствие зон санитарной охраны наблюдается на водозаборах, сооруженных на участках с неоцененными запасами подземных вод. В результате отсутствия зон санитарной охраны на таких водозаборах нередко происходит загрязнение подземных вод. Кроме того, отмечаются случаи неудовлетворительного технического состояния водозаборных скважин <380>.

--------------------------------

<380> Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году" // http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=6109&pid=1227.


Адресатами предписаний комментируемой статьи выступает неопределенный круг лиц. Некоторые из них названы в тексте (см. ч. 1 ст. 59), некоторые являются субъектами разных видов деятельности, перечисленных в статье (проектирование, размещение скотомогильников, пользование недрами и т.п.). Статья предназначена и для лиц, осуществляющих экологическое управление (планирование, финансирование природоохранных мероприятий), контроль и надзор за соблюдением законодательства об использовании и охране подземных водных объектов, работников правоохранительных органов, прокуратуры, судей.

3. Основные понятия. Большинство из них содержится и в других статьях Водного кодекса РФ: "физические лица", "юридические лица", "загрязнение", "засорение", "негативное воздействие", "истощение вод" и т.п. (см. комментарий к ст. ст. 1, 5, 55, 56 и др.). Базовыми для данной статьи являются понятия подземных водных объектов и их водосборных площадей, водоносных горизонтов, использования недр, водозаборных сооружений.


3.1. Водосборные площади - территория, сток с которой формирует водный объект.

3.2. Водоносные горизонты - совокупность водоносных пластов, близких по условиям формирования и геологическому строению, гидравлически связанных между собой. Водоносный горизонт является самостоятельной гидродинамической единицей (резервуаром) и обычно имеет общие области питания и разгрузки. Водоносными могут быть слои песка, гравия, гальки, а также известняки и другие трещиноватые массивные породы.

3.3. Водозаборные сооружения - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды из водных объектов с целями удовлетворения потребностей промышленности, сельского хозяйства, хозяйственно-питьевого обеспечения нужд населения и пр.

3.4. Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, недоступных для геологического изучения и освоения.

3.5. Использование недр - деятельность по геологическому изучению недр, добыче полезных ископаемых, строительству подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых, размещению (временному складированию или захоронению) отходов в выработанных шахтах, естественных пустотах и т.п.

4. Содержание требований по охране подземных водных объектов. По части 1 комментируемой статьи они сводятся к принятию мер по предотвращению загрязнения и засорения подземных водных объектов, истощения вод, а также соблюдению нормативов допустимого воздействия на подземные водные объекты (о порядке установления и юридического значения нормативов - см. комментарий к ст. 35).

В части 1 ст. 59 не указано, какие меры в каких случаях должны осуществляться. Здесь определены субъекты принятия мер - это физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное последствие. Поэтому следует обращаться к горному и экологическому законодательству для того, чтобы уяснить как содержание деятельности, так и показатели ее негативных воздействий на подземные водные объекты, т.е. загрязнения, засорения, истощения вод, параметров и условий осуществления предупредительных мер.

1. Статьей 23 Федерального закона "О недрах" предусматриваются следующие требования: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (п. 7); предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод (п. 8); соблюдение уставного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых (п. 9).


Таким образом, законодатель обращает особое внимание на осуществление предупредительных мер, например, при сооружении, эксплуатации и ликвидации подземных хранилищ нефти и газа - эти продукты не должны попадать в подземные водные объекты, равно как и дренажные воды, используемые в горных выработках, сточные воды, образовавшиеся при промывке руды, и т.п. и т.д.

2. Еще одна группа требований содержится в части 4 комментируемой статьи. Они сформулированы максимально общим образом - "меры по охране подземных водных объектов". Но здесь указывается ситуация, при возникновении которой такие меры должны быть приняты, - вскрытие водоносных горизонтов при использовании недр. Она может иметь место при строительстве подземных сооружений, ведении буровых работ, добыче (разработке) полезных ископаемых, прокладке кабелей, сооружении иных вспомогательных устройств, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых.

3. Наконец, третья группа требований направлена на охрану не подземных, а поверхностных водных объектов и других объектов окружающей среды, но формулируются эти требования применительно к этапам деятельности по использованию подземных водных объектов, а именно проектированию, размещению.

Другими объектами окружающей среды, в отношении которых должны быть приняты меры охраны, являются почвы (земли), чтобы не допустить, например, их подтопления, затопления, просадки и т.п.; объекты животного мира - в плане охраны среды (мест) их обитания и т.д. К той же группе относится предотвращение вредных воздействий на поверхностные водные объекты при создании водозаборных сооружений на подземных водных объектах.

5. Содержание специального запрета. Он установлен в части 2 комментируемой статьи для обеспечения особой охраны специального объекта - водосборных площадей подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Здесь запрещается размещать:

а) места захоронения отходов производства и потребления (см. комментарий к ст. 56 ВК РФ). Отметим, что и в данном случае Водный кодекс РФ опирается на требования Закона Российской Федерации "О недрах" (в пункте 11 ст. 23 предусмотрено требование предотвращения накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения). Как видим, водное законодательство несколько сужает предписание законодательства о недрах;

б) кладбища;

в) скотомогильники - место для захоронения трупов животных;

г) иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод; такими объектами являются склады пестицидов, хранилища топлива.

6. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель. В части 3 комментируемой статьи указано лишь, что оно осуществляется в соответствии с санитарным законодательством.



Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы


Комментарий к статье 60


1. Общий обзор статьи. Она состоит из семи частей и содержит развернутые запреты, санкции за их нарушения, отдельные требования по охране водных объектов в процессе сооружения и использования водохозяйственных систем. В части 1 комментируемой статьи формулируются наиболее общие требования к охране водных объектов на всех этапах жизненного цикла водохозяйственных систем: от их проектирования до эксплуатации. Эти требования касаются и такой специальной деятельности, как внедрение новых технологических процессов при функционировании гидротехнических сооружений. По содержанию требования заключаются:

а) в учете влияния на состояние водных объектов;

б) в соблюдении нормативов допустимого воздействия на водные объекты. При этом оговаривается, что российским законодательством могут быть установлены исключения из указанных требований.

Предписания части 2 тесно связаны с нормами статьи 45 ВК РФ (см. комментарий к ст. 45). Здесь содержится отсылочная норма о порядке, условиях, целях изъятия земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, для строительства гидротехнических сооружений только нового водохранилища (на реконструкцию действующих водохранилищ это предписание не распространяется). Указанный порядок, условия и цели определяются земельным (ст. ст. 30, 31 - 35, 49 ЗК РФ) и гражданским законодательством.

В части 3 комментируемой статьи установлен запрет, определенным образом связанный с частью 3 ст. 59 ВК РФ: в обеих нормах регулируются требования к деятельности по орошению и удобрению земель сточными водами. Но если часть 3 ст. 59 является отсылочной к санитарному законодательству нормой, то часть 3 ст. 60 устанавливает конкретный запрет ввода в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах, т.е. без надлежащей организации информационного обеспечения этой деятельности.

Другой запрет содержится в части 4. Это запрет проектирования прямоточных систем технического водоснабжения. Еще один запрет сформулирован в части 5. Он касается ввода в эксплуатацию объектов по транспортировке и хранению особой категории веществ, представляющих опасность для водных объектов, - нефти и нефтепродуктов. На этом этапе оборота нефти и нефтепродуктов законодатель специально запрещает бездействие, т.е. необорудование средствами предотвращения загрязнения водных объектов, во-первых, и контрольно-измерительной аппаратурой, во-вторых.

Шестая часть комментируемой статьи, в свою очередь, разделена на пункты, в которых сформулированы специальные запреты на эксплуатацию водохозяйственных систем. Эти запреты сконструированы применительно к разным видам (целям) водопользования - сбросу сточных вод, забору воды - при определенных характеристиках (показателях) предмета деятельности, условий места и других обстоятельств. В заключительной части 7 комментируемой статьи речь идет о санкциях за нарушение требований и запретов при использовании и охране водных объектов.