ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4690
Скачиваний: 3
3.1. Ядохимикаты - несколько устаревшее понятие, охватывающее пестициды и агрохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве, а также дезинфицирующие средства, средства борьбы с домашними вредителями и т.п.
3.2. Нефтепродукты - в узком смысле слова представляют собой продукты переработки нефти (бензин, дизельное топливо и т.п.), а в широком, по всей видимости, подразумеваемом в комментируемой статье, - включают и собственно нефть как углеводородное сырье и продукты ее переработки.
4. История формулирования норм об охране болот и их значение. В советский период охране болот не уделяли внимания, напротив, многие политико-правовые и хозяйственные решения были направлены на уничтожение этого компонента окружающей среды. Затем наметились некоторые изменения в оценке болот. Они были признаны охраняемыми водно-болотными угодьями как места обитания птиц. Кроме того, использование общераспространенных полезных ископаемых - торфа - и его значение в сельскохозяйственном производстве как компонента удобрений и как топлива потребовало правового регулирования. Наконец, определенные правовые и организационные меры реализовывались в связи с обеспечением пожарной безопасности: предупреждением пожаров на торфяниках и ликвидацией их последствий.
Только в наши дни - и это надо специально подчеркнуть - поставлена задача и легитимированы (причем на самом высоком уровне - в ВК РФ) меры по охране болот от загрязнения, засорения и нерационального использования.
5. Содержание запретов и требований. В части 1 комментируемой статьи установлен запрет загрязнения и засорения болот вредными веществами. Список этих веществ открытый, так как законодатель использовал слово "другими". Данный запрет обеспечивается санкциями статей 247 и 250 УК РФ, статей 8.2 и 8.13 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 68 ВК РФ).
Сложнее обстоит дело с предписаниями части 2 комментируемой статьи. В ней установлено специальное требование о том, что осушение болот или иное их использование не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей болот, других водных объектов и к истощению вод. Проблема заключается, во-первых, в недостаточности (а честно говоря - в отсутствии) конкретизирующих данное требование правовых норм и формулирующих их нормативных правовых актов, во-вторых, в смене идеологии, отношения к болотам как к чему-то вредному, мешающему. И та и другая проблема требуют анализа и решения на практике: в правотворческом процессе - его субъектами, при реализации норм комментируемой статьи - ее адресатами.
Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения
Комментарий к статье 58
1. Общий обзор статьи. Она построена аналогичным со статьей 57 ВК РФ образом: в части 1 устанавливаются запреты загрязнения и засорения вредными веществами и продуктами данной категории водных объектов, т.е. ледников и снежников; в части 2 вводятся требования по такому их использованию (забору льда), которое не препятствовало бы сохранению ледников и снежников как компонента окружающей среды.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Всем своим содержанием она направлена на достижение максимально возможного уровня защиты особого объекта - ледников и снежников. Дополнительными целями являются обеспечение правопорядка при обращении с отходами и опасными веществами (продуктами), осуществляемом в строго определенных местах - на ледниках и снежниках, а также обеспечение правопорядка при использовании (заборе) льда. Значение статьи до последнего времени вряд ли можно было оценить по достоинству: отечественное законодательство никогда специально не регулировало охрану этих объектов, хотя международные соглашения по Арктике и Антарктике некоторым образом затрагивали эту проблему <379>.
--------------------------------
<379> См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Волфф Г. Экологические право: Учебник. М.: Эксмо, 2005.
В последнее время в СМИ оживленно обсуждается угроза, возникающая для ледников и снежников из-за добычи морских млекопитающих японскими рыболовами в указанных районах: опасность возникает, если произойдет авария, повлекшая разлив топлива.
Пожалуй, впервые четкие меры по охране ледников и снежников на уровне закона были сформулированы в статье 8.13 КоАП РФ. В части 5 установлена ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов отходами производства и потребления, вредными веществами. Совершение таких действий влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц (подробнее см. комментарий к ст. 68).
Понятно, что сфера применения комментируемой статьи ограничивается местом (пространственным расположением) охраняемых объектов - ледников и снежников. В то же время, учитывая естественно-природные особенности России, становится ясным, что обилие такого рода объектов на территории страны и возрастающее экономическое значение запасов льда как потенциальных источников водоснабжения для маловодных отечественных регионов и зарубежных государств прогностически поддерживает необходимость введения и соблюдения требований статьи 58 ВК РФ. Оно явно будет возрастать. Само собой разумеется, что и в наши дни обеспечение чистоты ледников и снежников является важной экологической задачей.
Адресатами предписаний, содержащихся в комментируемой статье, являются граждане (физические лица), осуществляющие хозяйственную деятельность в местах расположения ледников и снежников, туристы, сотрудники научно-исследовательских станций, лабораторий, должностные лица организаций Минобороны РФ, транспортных организаций, природоохранных и правоохранительных органов.
3. Основные понятия. Многие из них употребляются в большинстве норм главы 6 ВК РФ ("загрязнение", "засорение", "отходы", "вредные вещества" и т.п. - см. комментарий к ст. ст. 55 - 57), часть - в предписаниях статей, регулирующих категоризацию водных объектов и правила их использования (см., например, комментарий к ст. ст. 1, 5), некоторые характеризуют виды деятельности по использованию водных объектов (забор, в данном случае - льда).
4. Содержание запрета. В части 1 комментируемой статьи вводится запрет на сброс сточных вод на ледники и снежники и их засорение отходами, нефтепродуктами и т.п. вредными веществами (материалами, продуктами). В отличие от иных запретов в тексте части 1 ст. 58 употребляется определение "несанкционированный". Это требует специального разъяснения. Само по себе слово "несанкционированный" означает неразрешенный кем-то, кто имеет право (уполномочен) принимать соответствующее решение; в соответствии со статьей 11 ВК РФ забор водных ресурсов (в том числе льда) осуществляется в соответствии с договором водопользования или на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Цели изъятия водных ресурсов, достижение которых не требует указанных документов, перечислены в пунктах 3 - 6 части 3 ст. 11 ВК РФ (см. комментарий к ст. 11). Кроме того, забор льда может производиться по лицензиям (разрешениям) вплоть до истечения срока их действия либо заключения договоров или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
О понятиях отходов, нефтепродуктов, ядохимикатов, других вредных веществ см. пункт 3 комментария к статье 57.
5. Специальные требования. Они установлены в части 2 комментируемой статьи и направлены на предупреждение негативных последствий изъятия льда из ледников и снежников. Законодатель обозначил две группы таких последствий - изменение состояния водных объектов и истощение вод.
Статья 59. Охрана подземных водных объектов
Комментарий к статье 59
1. Общий обзор статьи. Она состоит из пяти частей, в которых устанавливаются запреты и требования по охране подземных водных объектов при проведении хозяйственной и иной деятельности, обязанности водопользователей по осуществлению специальных мер для предотвращения негативных воздействий на подземные воды. Такого рода общие обязанности сформулированы в частях 1 и 5 комментируемой статьи, а для особых ситуаций использования недр со вскрытием водоносных горизонтов - в части 4.
В части 2 установлен запрет размещения сооружений, опасных для состояния подземных водных объектов (кладбищ, скотомогильников и прочего), и захоронения отходов. Этот запрет ограничен по пространственному признаку - водосборными площадями подземных водных объектов и по целевому признаку - использованием подземных водных объектов для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Часть 3 комментируемой статьи содержит указания на источники права, регулирующие использование сточных вод для орошения и удобрения земель: они относятся к санитарному законодательству. Эта норма выпадает из круга вопросов, регулируемых статьей 59; по всей видимости, ее следовало поместить в статью 56.
Даже если исходить из того, что сточные воды, использованные для орошения и удобрения земель, могут попасть в подземные водные объекты, не менее вероятным является их попадание в поверхностные водные объекты, равно как нарушение требований экологического и санитарного законодательства может привести к загрязнению земель (почв), сельскохозяйственной продукции и иным негативным последствиям.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Цели состоят в обеспечении порядка деятельности при использовании подземных водных объектов, при ведении работ, которые могут оказать на них вредное воздействие.
Сфера действия. Статья направлена на установление гарантий исполнения требований по охране подземных вод с помощью санитарного, экологического законодательства, законодательства о недрах, а при нарушении запретов - уголовного или административного законодательства.
Предписания статьи рассчитаны на широкое применение: они затрагивают разные области хозяйствования, в том числе коммунального, сельскохозяйственного производства (животноводство и др.), горнодобывающую промышленность и прочее. При этом охрана подземных вод имеет важное значение для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, на надлежащее функционирование систем жизнеобеспечения (водоснабжения) - в случае нехватки водных ресурсов в поверхностных водных объектах в ряде регионов страны главным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются именно подземные водные объекты, на охрану здоровья (подземные водные объекты используются в лечебно-оздоровительных целях) и т.п.
Статистическая справка.
На территории Российской Федерации (вне зоны развития многолетней мерзлоты и горно-складчатых областей), по данным Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), в 2009 г. весенние максимальные уровни в пределах нормы с отклонениями от нее на величину до +/- 10% многолетней амплитуды были отмечены на Европейской территории России (ЕТР), за исключением ее центральной части и Поволжья. Также в пределах нормы весенние максимальные уровни находились в Предуралье на территории Пермского края и на юге Западной Сибири в пределах территории Томской области и Алтайского края.
Уровни грунтовых вод ниже нормы на 10 - 30% многолетней амплитуды наблюдались в центральной и южной частях ЕТР в пределах Калининградской, Брянской, Орловской, Тульской, Курской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Ростовской и Волгоградской областей, в Ставропольском крае. Низкое положение весенних максимальных уровней отмечалось на территории Вологодской и Кировской областей, в Предуралье на территории Оренбургской области и в центральной части Республики Башкортостан, а также на юге Западной Сибири в пределах Тюменской и Свердловской областей и в Алтайском крае.
Выше нормы на 10 - 30% многолетней амплитуды весенние максимальные уровни грунтовых вод наблюдались на незначительной части ЕТР в пределах Вологодской области. Также выше нормы положение уровней грунтовых вод отмечалось на юге Западной Сибири в пределах части территории Новосибирской и Омской областей. Максимально высокое положение весенних максимальных уровней, превышающих норму более чем на 30% многолетней амплитуды, фиксировалось на отдельных территориях Брянской, Московской, Тверской, Новгородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской областей, а также на севере Калининградской области. Максимальные уровни грунтовых вод наблюдались в Поволжье на отдельных площадях территории Саратовской, Самарской, Ульяновской, Пензенской областей, Чувашской Республики, республик Марий Эл и Татарстан, Пермского края.
Высокое положение уровней грунтовых вод вызвало подтопление некоторых городов и населенных пунктов Российской Федерации, расположенных в пониженных частях рельефа. Подтопление отмечалось в Республике Хакасия; Брянской (н. п. Шемякино и Тарасовка, пос. Выгоничи), Ростовской, Нижегородской (города Нижний Новгород, Дзержинск, Правдинск, Заволжск, Балахна, Бор, Лысково, села Михайловское, Разнежье, Макарьево), Новосибирской и Иркутской областях; в зоне влияния водохранилищ - в Воронежской (Воронежское водохранилище), Смоленской (Десногорское и Вазузское водохранилища), Иркутской (Иркутское и Братское водохранилища) областях, в Республике Марий Эл (Куйбышевское и Чебоксарское водохранилища) и в области подпора уровня морскими водами - в республиках Калмыкия и Дагестан.
Общая величина эксплуатационных запасов подземных вод по состоянию на 1 января 2009 г. составила 95,5 млн. куб. м/сут., в том числе по сумме категорий А + В + С1 - 82,59 млн. куб. м/сут. (табл. 2.4). Степень освоения запасов на разведанных месторождениях подземных вод остается низкой: из 6982 месторождений полностью или частично введено в эксплуатацию лишь 3754 месторождения (54%). Ресурсный потенциал подземных вод России не изменился и составил 869,1 млн. куб. м/сут.
Для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения и обеспечения водой объектов промышленности из подземных водных источников добыто 23,83 млн. куб. м/сут. При этом по целевому назначению использовано 22,26 млн. куб. м/сут. и 2,48 млн. куб. м/сут. потеряно при транспортировке воды в водопроводно-канализационной сети. При вертикальном дренаже и водоотливе было извлечено 4,60 млн. куб. м/сут. подземных и шахтных вод, из которых 3,69 млн. куб. м/сут. сброшено в гидросеть без использования.
Для различных целей использовано 22,26 млн. куб. м/сут., в том числе: на хозяйственно-питьевое водоснабжение 16,44 млн. куб. м/сут. (74%), производственно-техническое водоснабжение - 5,26 млн. куб. м/сут. (24%), остальные 2% - на орошение земель и обводнение пастбищ. Основная часть подземных вод приходится на питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение (ХПВ). Использование подземных вод на ХПВ в расчете на одного человека в среднем по России в 2009 г. составило 115 л/сут. По федеральным округам эта величина составляет: Северо-Западный - 45 л/сут.; Приволжский и Дальневосточный - по 98 л/сут.; Уральский - 103 л/сут.; Южный - 105 л/сут.; Сибирский - 114 л/сут. и Центральный - 166 л/сут.