Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1510

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При рассмотрении дел о таком оспаривании арбитражный суд в судебном заседании проверяет оспариваемые акт или его отдельные положения, решения и действия (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также определяет, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При непредставлении органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Арбитражный суд, установив, что такие оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. А если они соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Кроме того, арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части данный акт или отдельные его положения не подлежат применению.


Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Если решение уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления оспаривает гражданин, то применяется процедура, установленная гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск 3-месячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.


Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.


Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений


Комментарий к статье 24


Положения комментируемой статьи закрепляют перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере водных отношений, при этом необходимо отметить, что данный перечень существенно отличается от соответствующего круга полномочий федеральных органов, установленных ст. 65 ВК РФ 1995 г.

Данные изменения прежде всего обусловлены тенденцией активного перераспределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в ходе административной реформы. Особую роль в данном перераспределении сыграли положения Федеральных законов: от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" <2> и от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <3>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

<2> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25.

<3> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.


В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, поэтому соответствующие права в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, относятся, согласно комментируемой статье, к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом необходимо отметить, что представляется некорректным права собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом относить к полномочиям органов государственной власти. Правоспособность таких органов в качестве обязательного элемента предусматривает помимо полномочий их права и обязанности, и права собственника данных органов в отношении водных объектов, как и любого другого имущества, необходимо отделять от их властных полномочий.

Порядок реализации всех полномочий, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти в области водных отношений, конкретизируется положениями отдельных статей ВК РФ:

основные требования к порядку разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесения изменений в эти схемы (ст. 33);

порядок осуществления федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, а также определение этого порядка (ст. 36). При этом критерии отнесения к объектам, подлежащим как федеральному, так и региональному государственному контролю и надзору в данной сфере, - Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 <1> (см. комментарий к ст. 36).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4713.


В пункте 20 комментируемой статьи за федеральными органами исполнительной власти было закреплено полномочие по утверждению перечня объектов, подлежащих федеральному государственному водному контролю. Данный Перечень был утвержден Приказом МПР России от 18 декабря 2006 г. N 288 <2>.

--------------------------------

<2> БНА ФОИВ. N 5. 29 января 2007 г.


Пункт 21 данной статьи относит установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный водный контроль, к числу полномочий федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере. Перечень указанных лиц в настоящее время закреплен в п. 6 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 <3>;

--------------------------------

<3> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 259.


организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов (ст. 30);

ведение государственного водного реестра (ст. 31);

подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 21 - 23) осуществляется в настоящее время в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 <4>;


--------------------------------

<4> Там же. Ст. 295.


общий порядок подготовки и заключения договора водопользования (ст. 12 - 19);

правовой статус и порядок создания и осуществления деятельности бассейновых советов (ст. 29);

гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ (ст. 32);

расчет взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (ст. 20), осуществляется согласно Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 764 <5>;

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5467.


общие требования к порядку утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ст. 35) определены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 514.


утверждение правил использования водных ресурсов водохранилищ и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, а также общие положения об установлении режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ (ст. 45);

порядок резервирования источников питьевого водоснабжения в соответствии со ст. 34 должен быть определен Правительством РФ, и 20 ноября 2006 г. Постановлением Правительства РФ N 703 были утверждены Правила резервирования источников питьевого водоснабжения;

порядок использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов согласно ст. 47 должен быть установлен Правительством РФ, однако на момент вступления в силу ВК РФ такой порядок не принят;

методика исчисления вреда, причиненного водным объектам, в силу ч. 2 ст. 69 должна быть утверждена Правительством РФ, однако такая методика пока не утверждена.

Необходимо отметить, что перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, закрепленных комментируемой статьей, не является исчерпывающим, о чем отдельно указано в ее п. 22, и может быть дополнен актами Правительства РФ, регулирующими водные отношения.


Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений


Комментарий к статье 25


Основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе и в сфере использования и охраны водных объектов, закреплены ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ <1> "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 3 июня 2006 г.). Так, п. 59 ч. 2 указанной статьи к таким полномочиям относит осуществление:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.