Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1461

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".


Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов


Комментарий к статье 30


В части 1 комментируемой статьи закреплено законодательное определение понятия "государственный мониторинг водных объектов". В соответствии с этим государственный мониторинг водных объектов осуществляется в отношении водных объектов, находящихся как в государственной, так и в муниципальной и частной собственности. При этом необходимо отметить, что в определении государственного мониторинга водных объектов, закрепленном ст. 78 ВК РФ 1995 г., круг водных объектов, в отношении которых данный мониторинг осуществлялся, указан не был, однако отмечалось, что в процессе государственного мониторинга водных объектов ведутся наблюдения за гидрологическими, гидрогеологическими, а также гидрохимическими показателями их состояния.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды. Дефиниция понятия "мониторинг окружающей среды" содержится в ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <1>, согласно которой под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) следует понимать комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. При этом государственный мониторинг окружающей среды должен осуществляться органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с их компетенцией.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


Следует отметить, что Федеральный закон "Об охране окружающей среды" относит установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга к полномочиям федеральных органов государственной власти (ст. 5), предоставляя аналогичным органам субъектов РФ право лишь на участие в его осуществлении согласно нормативным правовым актам Российской Федерации (ст. 6).

В статье 63 данного Федерального закона значительно конкретизированы цели государственного мониторинга окружающей среды, а именно - он должен проводиться в целях:

наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и влиянием на нее этих источников;

обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

При этом данная информация используется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, подготовки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в сфере охраны окружающей среды субъектов РФ, а также мероприятий по охране окружающей среды.


Порядок осуществления государственного экологического мониторинга регулируется Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1278.


Как уже было сказано в комментарии к ст. 24, порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов установлен Положением о ведении мониторинга водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 307. Данное Положение закрепляет основные цели проведения мониторинга водных объектов:

своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработка и реализация мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;

оценка эффективности водоохранных мероприятий;

информационное обеспечение управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Необходимо отметить, что такие цели в значительной мере соответствуют целям государственного мониторинга водных объектов, закрепленным в ч. 3 комментируемой статьи.

Часть 4 рассматриваемой статьи устанавливает основные направления государственного мониторинга водных объектов, во многом схожие с теми, которые перечислены в п. 5 Положения о ведении мониторинга водных объектов, а именно - мониторинг:

поверхностных водных объектов суши и морей;

подземных водных объектов;

водохозяйственных систем и сооружений.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от данного перечня основных направлений государственного мониторинга водных объектов положения ч. 5 комментируемой статьи выделяют как самостоятельное направление мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон.

Согласно ч. 6 рассматриваемой статьи государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 Положения о ведении мониторинга водных объектов он проводится:

на локальном уровне (водопользователями, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами и представляют данные наблюдений в органы государственной власти);

на территориальном уровне (территориальными органами Росводресурсов и Росгидромета во взаимодействии с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень);


на региональном (бассейновом) уровне (бассейновыми водохозяйственными управлениями, региональными геологическими центрами и другими органами, а также территориальными управлениями Росгидромета ведутся обобщение, накопление, хранение, распространение информации, региональные (бассейновые) банки данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень);

на федеральном уровне (Федеральным агентством водных ресурсов совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обобщаются данные мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведутся банки данных, готовятся данные мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, проводится информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке).

Что касается финансирования работ, связанных с ведением государственного мониторинга водных объектов, то в п. 12 Положения о ведении мониторинга водных объектов прямо указано, что оно осуществляется за счет средств как федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, так и экологических фондов и водопользователей.

Согласно п. 7 комментируемой статьи государственный мониторинг водных объектов организуется и проводится специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ. В настоящее время такими полномочиями на федеральном уровне наделено Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в соответствии с п. 5.6.5 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 <1> (в ред. от 6 июня 2006 г.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.


Статья 31. Государственный водный реестр


Комментарий к статье 31


Понятие и цели ведения государственного водного реестра установлены ч. 1 и 3 комментируемой статьи. Основной целью его ведения является информационное обеспечение деятельности в области комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, а также планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и его последствий. При этом статус информации, содержащейся в данных этого реестра, и ограничения ее оборотоспособности определены ч. 6 данной статьи.

Состав сведений, содержащихся в государственном водном реестре, приведен в ч. 2 и 4 рассматриваемой статьи. При этом в ч. 2 отдельно указано, что в водном реестре регистрируются договоры водопользования, которые согласно ч. 3 ст. 12 ВК РФ считаются заключенными с момента такой регистрации. Следовательно, можно утверждать, что данный реестр в понимании комментируемого ВК РФ включает сведения государственного водного кадастра, состав сведений и порядок ведения которого утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1403 "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации" <1>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5566.


Между тем ВК РФ 1995 г. различал данные государственного водного реестра и государственного кадастра. В частности, согласно ст. 59 ВК РФ 1995 г. в государственном реестре договоров пользования водными объектами осуществлялась государственная регистрация договоров водопользования. При этом указанный реестр в обязательном порядке должен был соответствовать данным государственного водного кадастра, а также государственной регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий. Что же касается государственного водного кадастра, то он в соответствии со ст. 79 ВК РФ 1995 г. представлял собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов, о водопользователях, велся по единой системе и основывался на данных государственного учета вод.

В настоящее время согласно комментируемой статье данные, содержавшиеся в государственном водном кадастре, включены в сведения государственного водного реестра, при этом следует предположить, что порядок ведения последнего должен быть изменен и приведен в соответствие с положениями нового ВК РФ. Данный шаг потребует принятия соответствующего постановления Правительства РФ, что, следует предположить, и будет осуществлено в ближайшем будущем.

Сбор и хранение сведений о подземных водных объектах в силу ч. 5 рассматриваемой статьи ведутся согласно Закону РФ "О недрах", который не регулирует порядок сбора и хранения сведений о водных объектах непосредственно, устанавливая правовые основы оборота геологической информации о недрах в целом.

В силу ст. 27 Закона РФ "О недрах" геологическая информация о недрах включает данные о геологическом строении, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащиеся в геологических отчетах, картах и иных материалах. При этом такая информация может находиться в собственности как государственной, так и пользователя недр.

Данная информация, предоставляемая недропользователями в соответствии с Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 215 <1>, аккумулируется в федеральном и территориальных фондах геологической информации о недрах. Эти фонды созданы в форме федеральных государственных учреждений, находящихся в настоящее время в ведении Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов, и предоставляют геологическую информацию о недрах заинтересованным лицам. При этом перечень таких лиц и Порядок предоставления информации определены Приказом МПР России от 12 декабря 2005 г. N 340 "Об утверждении порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" <2>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1110.

<2> БНА ФОИВ. 2006. N 10.


Минимальный размер платы за ее предоставление (10 тыс. руб.) утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 января 2002 г. N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах" <3> (в ред. от 23 марта 2005 г.), а порядок определения размера данной платы - Приказом МПР России от 15 декабря 2005 г. N 344 "Об утверждении Методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр" <4>.

--------------------------------

<3> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 524.

<4> БНА ФОИВ. 2006. N 15.


Часть 6 рассматриваемой статьи относит данные государственного водного реестра к государственным информационным ресурсам и констатирует, что они носят открытый характер, за исключением информации ограниченного доступа.

Подтверждением этому является ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> (далее - Закон N 149-ФЗ), устанавливающая, что к государственным информационным ресурсам относятся как информация, содержащаяся в государственных информационных системах, так и иные сведения и документы, имеющиеся в распоряжении государственных органов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.


Определение понятия "государственные информационные системы", позволяющее отнести к таковым данные государственного водного реестра, содержится в ч. 1 ст. 13 Закона N 149-ФЗ, согласно которой государственными информационными системами признаются федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов органов государственной власти. При этом под информационными системами вообще понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Закона N 149-ФЗ).

Режим информации ограниченного доступа также устанавливается информационным законодательством и законодательством о государственной и иных видах тайн. В частности, ст. 3 Закона N 149-ФЗ в качестве одного из принципов правового регулирования отношений в данной сфере устанавливает принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

При этом, как указано в ст. 5 Закона N 149-ФЗ, информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений и может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не введены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Такие ограничения могут устанавливаться применительно к информации, составляющей государственную, коммерческую, врачебную и иные виды тайн. Наиболее строгим режимом охраны обладает информация, отнесенная к государственной тайне.