Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1446

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья; определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья;

возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия; возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

последующее изменение размера возмещения вреда; увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни и увеличением минимального размера оплаты труда; платежи по возмещению вреда; возмещение вреда в случае прекращения юридического лица.

При возмещении вреда, причиненного имуществу, учитываются его стоимость или стоимость восстановления, а также упущенная выгода. Кроме того, практикуется страхование имущества.

При определении ущерба здоровью граждан необходимо учитывать больничный лист, расходы по лечению и уходу, документы лечебного учреждения, установить причинителя ущерба (ответчика), причинную связь. Если причинителей ущерба несколько, они несут солидарную ответственность. При стихийных бедствиях, кроме того, за счет государства потерпевшим в установленных случаях выплачиваются предусмотренные пособия, пенсии, другие выплаты, а также страховые выплаты из страховых фондов.

Организация и граждане вправе предъявлять исковые требования в арбитражный суд, а отдельные граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде (ст. 11, 80 и др. Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Решение суда или арбитражного суда о прекращении такой деятельности должно служить основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

В процесс бывают вовлечены эксперты, специалисты, сопоставляются мнения, нормы законодательства. Однако, пусть и редкие, победы истцов заканчиваются серьезным ущербом для злостных загрязнителей природной среды, в том числе водоемов, или даже их полным разорением (см.: Панкратов И.Ф., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др. Юридический энциклопедический словарь "Экология" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000).

Сделки, совершенные с нарушением водного и иного законодательства РФ, являются недействительными. Понятие сделок носит гражданско-правовой характер, и указанное положение продолжает предыдущие, закрепляя гражданско-правовые меры защиты водных прав, водных отношений и привлечения к имущественной ответственности за нарушения водного законодательства.

Недействительными прежде всего являются такие сделки с водными объектами, как не основанный на законе захват водных объектов, самовольное водопользование, незаконная переуступка права водопользования. Это наиболее характерные недействительные сделки, но могут быть и другие. Например, к ним можно отнести:


самовольный захват и использование береговой линии или береговой полосы; установление общего пользования водным объектом, находящимся в частной собственности, если это не предусмотрено законом, не зарегистрировано в государственном водном реестре и не предусматриваются выплаты вознаграждения собственнику;

использование водного объекта для предпринимательских целей без договора, без решения о предоставлении водного объекта в пользование и без регистрации в едином государственном водном реестре; введение неустановленной оборотоспособности водных объектов, например незаконный залог, взимание неустановленной платы и другие сделки, которые влекут или могут повлечь незаконное отчуждение водного объекта;

передачу водного объекта от одного пользователя другому с нарушением ВК РФ, ЗК РФ и ГК РФ; передачу водного объекта от одного лица другому в пользование на основании незаконного распоряжения органа власти;

незаконную передачу федерального водного объекта в муниципальную собственность и в собственность отдельных лиц; заключение договоров аренды и предоставление водных сервитутов не в соответствии с ВК РФ и ГК РФ; действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов;

нарушения антимонопольного законодательства, препятствующие пользованию водным объектом; самовольное и незаконное строительство сооружений на водных объектах для забора и сброса воды.

Перечень таких сделок можно продолжить. Недействительные сделки предусмотрены в ГК РФ. Последствия недействительности сделок регулируются в гл. 9 ГК РФ (ст. 153 - 181), где предусматриваются:

оспоримые и ничтожные сделки; последствия недействительности сделки; недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам;

недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности; недействительность мнимой и притворной сделки;

недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности; последствия ограничения полномочий на совершение сделок; сроки давности по недействительным сделкам.

Методика расчета размера вреда при разрешенном загрязнении применима к расчету (определению) размера вреда, причиняемого экологическим, в том числе водным, правонарушением. Этот расчет похож на таксовый порядок, и, пока иного не изобретено, его можно применять по аналогии и в водных отношениях.

При отсутствии методик вред можно определять по фактическим затратам на восстановление нарушенных водных объектов.

Окружающая среда, как известно, включает природные объекты (ресурсы) землю, леса, недра, воды, атмосферный воздух и др. Поэтому виновное причинение вреда им рассматривается как причинение вреда окружающей среде. Возмещение вреда водным объектам, причиненного водным правонарушением, регулируется гражданским законодательством - ГК РФ, где предусматривается полное возмещение вреда, причиненного противоправным и виновным поведением причинителя вреда.


На основании ч. 2 комментируемой статьи ВК РФ Правительство РФ приняло Постановление от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства".


3 июня 2006 года N 73-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 1


Комментарий к статье 1


По общему правилу федеральные законы и иные нормативные правовые акты вводятся в действие через 10 дней после опубликования их текстов в официальных изданиях, если в них не указано иное. Данный Закон опубликован в "Российской газете" 8 июня 2006 г. Однако для крупных актов могут устанавливаться иные сроки, необходимые для подготовки их применения, что и произошло с ВК РФ, который вводится в действие лишь с нового 2007 г.


Статья 2


Комментарий к статье 2


В этой статье устанавливается общее правило о недопустимости распространения требований нового ВК РФ на отношения, возникшие до 1 января 2007 г., т.е. напоминается общепризнанный принцип, заключающийся в том, что закон обратной силы не имеет. Однако это правило имеет два исключения.

Первое обусловлено нормами Конституции РФ. Обратной силы не имеет закон, устанавливающий или отягчающий ответственность (ч. 1 ст. 54). Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Второе исключение содержится в самом Федеральном законе "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", где в ст. 5 и других предусматриваются применение и сохранение некоторых требований ВК РФ 1995 г. и после 1 января 2007 г. и возможность распространения ряда предписаний ВК РФ 2006 г. на отношения, возникшие до его введения в действие.


Статья 3


Комментарий к статье 3


Норма комментируемой статьи носит традиционный для введения новых законов характер, когда признаются утратившими силу предыдущие акты на ту же тему, прежде всего аналогичный головной акт водного законодательства, в частности федеральные законы 2003 - 2005 гг. об изменении полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов в области использования и охраны вод.


Статья 4


Комментарий к статье 4


С декабря 1991 г., т.е. с момента распада Союза ССР, действовало правило, предусмотренное Постановлением Верховного Совета РСФСР о том, что акты Союза ССР продолжают действовать на территории России, если они не противоречат Конституции РСФСР, Декларации о независимости РСФСР и регулируемые ими отношения не регламентированы законодательством РСФСР. В комментируемой статье устанавливается более категорическое правило, исключающее действие норм Союза ССР, касающихся водных отношений.


Статья 5


Комментарий к статье 5


Устанавливается очень важное исключение из общего правила, предусмотренного в ст. 2 комментируемого Закона: осуществляется и подтверждается стабильность водных отношений, узаконенных до введения в действие нового ВК РФ.


Сохранение прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами в соответствии с ВК РФ 1995 г. не исключает введения прав водопользователей в соответствии с новым ВК РФ 2006 г., причем условия и сроки использования водных объектов, как ухудшающие, так и улучшающие положение водопользователей могут быть изменены только по их инициативе.

Определяется момент, с которого должно прекращаться действие правовых актов, являвшихся основанием водопользования до 1 января 2007 г. Этот момент возникает в трех случаях: 1) при предоставлении водного объекта на основании ВК РФ 2006 г., 2) в случае истечения срока действия правового акта (лицензии, договора), принятого, выданного, заключенного в соответствии с ВК РФ 1995 г., 3) при прекращении права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским, водным, горным законодательством, в том числе по судебным решениям принудительного характера, предусмотренным в ч. 3 - 5 ст. 10 ВК РФ 2006 г.


Статья 6


Комментарий к статье 6


В этой статье конкретизируются и развиваются правила ст. 2 и 5 комментируемого Закона.


Статья 7


Комментарий к статье 7


Части 1 - 4 комментируемой статьи носят материальный, нормативный и длящийся продолжительное время характер. Действие их норм распространяется на период действия всего ВК РФ.

Земельные участки относятся к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований согласно Федеральному закону от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (см. ст. 13 комментируемого Закона и комментарий к ней).

Классификация муниципальных образований и их деление на муниципальные районы, городские округа, поселения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2006 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (см. ст. 17 комментируемого Закона и комментарий к ней).

Состав поверхностных водных объектов и порядок установления береговой линии (границы водного объекта) предусматриваются в ч. 2 - 4 ст. 5 ВК РФ. Сочетание вод и земель и регулирование их использования и охраны представляют известную проблему и регламентируются водным и земельным законодательством (см. ст. 14 комментируемого Закона и комментарий к ней).

Привязка водных объектов к земельным участкам, на которых они расположены, является очевидной концептуальной и конструктивной тенденцией нового ВК РФ, свидетельством еще большего включения водных, земельных и иных природных ресурсов в гражданский оборот, распространения на него гражданского законодательства постольку, поскольку он не урегулирован водным, земельным или иным природоресурсным законодательством (ст. 129 и 209 ГК РФ).



Статья 8


Комментарий к статье 8


В соответствии с актами Правительства РФ федеральные государственные органы исполнительной власти должны вести официальный сайт в информационно-телекоммуникационной системе Интернет. Ведет такой сайт и Федеральное агентство водных ресурсов. Комментируемая норма относит вступление в силу ч. 9 ст. 31 ВК РФ еще на 6 месяцев, т.е. до 1 июля 2007 г.


Статья 9


Комментарий к статье 9


Статья 130 "Недвижимые и движимые вещи" ГК РФ находится в подразделе 3 "Объекты гражданских прав" части первой ГК РФ. Вносимым изменением "обособленные водные объекты" исключаются из перечня недвижимого имущества, недвижимости, что можно объяснить упразднением в ВК РФ понятия обособленности (см. комментарий к ст. 1 ВК РФ).

Новая редакция ст. 221 "Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей" ГК РФ с 8 июня 2006 г. выглядит следующим образом:

"В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водных объектах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".

Часть вторая ст. 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался" ГК РФ теперь такова:

"Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность".

Часть вторая ст. 261 "Земельный участок как объект права собственности" ГК РФ в новой редакции выглядит так:

"Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения".


Статья 10


Комментарий к статье 10


Внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" связано с названными изменениями ГК РФ.

Абзац третий ст. 1 "Основные термины" Закона N 122-ФЗ в новой редакции выглядит следующим образом:

"Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы".