Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1520

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На примере взаимодействия России с Казахстаном видна конструктивная деятельность в области использования и охраны трансграничных водных бассейнов.

По инициативе государственных органов управления водными ресурсами двух государств в 1992 г. для урегулирования взаимоотношений по различным водохозяйственным аспектам была создана Российско-Казахстанская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов. Она подготовила соответствующее Соглашение между Правительствами РФ и РК, на основании которого ныне государства взаимодействуют по трансграничным водам.

Интересы территорий, расположенных в трансграничном бассейне, обсуждаются на заседаниях рабочих групп комиссии и самой комиссии и определяют круг задач, которые необходимо решить. В число главных задач обе стороны включили подготовку бассейновых двух- или многосторонних соглашений о совместной деятельности для выполнения программ устойчивого экономического развития бассейна.

Обязательными пунктами Соглашения стороны считают поддержание и совершенствование сети государственного мониторинга, оценку адекватности применения стандартов и других средств в целях обеспечения совместимости данных. Традиционно на встречах рабочих групп обсуждается вопрос о прогнозе прохождения паводков в бассейнах, режимах работы водохранилищ в этот период с целью предотвращения и уменьшения возможных ущербов. Координация действий сторон в экстремальных ситуациях также является предметом Соглашения.

Активно обсуждается механизм анализа и обмена теми данными и информацией о водных и земельных ресурсах, которые требуются для планирования и социально-экономического развития, разработки конкретных проектов, связанных с эксплуатацией ресурсов и организацией особой охраны бассейна.

Сегодня даже в богатой международной практике сложно найти механизм, позволяющий полностью удовлетворять довольно противоречивые интересы сторон; преодолеть проблему граничного вододеления между Россией и Казахстаном возможно путем переговоров, широкого обсуждения, взаимных компромиссов.

Договаривающиеся стороны осознают, что хозяйственная деятельность в пределах водосборного бассейна должна строиться на основе принципа обеспечения сохранения целостности водных экосистем от любых видов деградации.

Соглашение должно предусматривать мониторинг и контроль за качеством трансграничных вод, контроль за случайными сбросами в трансграничные водоемы, совместные экологические экспертизы, установление особо охраняемых территорий и водных объектов, повышенную охрану земель водоохранных зон и прибрежных береговых полос (подробнее см.: Абдраимов Б.Ж., Боголюбов С.А. Земельное право России и Казахстана: проблемы развития, процессуальные формы реализации. М.: Юристъ, 2006).


Сложная экономическая ситуация в обоих государствах делает проблематичным обсуждение общебассейновых проблем, требующих срочных крупных инвестиций, однако стороны понимают, что для будущих поколений цена сегодняшнего бездействия может перевесить финансовые затраты на реализацию общебассейновых программ.

Вносится очередное предложение о переброске с севера части стока сибирских рек на юг: при этом, разумеется, должно быть проинвентаризировано и проанализировано современное использование имеющихся вод, спрогнозированы экологические последствия такой переброски, учтены интересы населения, проживающего на соответствующей территории. Сопоставление всех "за" и "против" будет соответствовать требованиям ВК РФ.


Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий


Комментарий к статье 67


Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций на водных объектах являются разновидностью зон экологического, природного неблагополучия. По этим вопросам в Государственной Думе готовится федеральный законопроект.

Основанием его разработки служит ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой порядок объявления и режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о них. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций определяется Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см.: Горбачев А.Н. Правовое регулирование в зонах экологического неблагополучия. М., 2000).

Предполагается, что зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации должна прекращаться деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливаться работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваться отдельные виды природопользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Мероприятия по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации финансируются в первую очередь за счет средств предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.


Зонами экологического бедствия должны объявляться участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Предполагается, что в зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.) право пользования недрами, например, может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию на их пользование (ст. 20 Закона РФ "О недрах").

Обеспечение функционирования и дальнейшего развития российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возложены на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Положение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ.

Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод должны осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными собственниками водных объектов, которые обязаны принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод, таких, как наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.

Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах призваны принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Эти мероприятия проводятся по согласованию с федеральным уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.


Правительством РФ утвержден План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации; ежегодно утверждается план основных мероприятий РФ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утверждены Федеральные целевые программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае".

Значительную угрозу представляет подтопление. В целях защиты городов, населенных пунктов, хозяйственных и других объектов от подтопления подземными водами, предотвращения аварийных ситуаций и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки систематически принимаются постановления Правительства РФ, одобряются меры по защите от подтопления территорий Российской Федерации. Среди них:

разработка концепции защиты освоенных территорий России от подтопления и его неблагоприятных последствий; организация и введение учета наличия и состояния подтопленных земель на территориях Российской Федерации;

обеспечение контроля за соблюдением нормативных требований при использовании подверженных подтоплению земель включая их застройку и эксплуатацию зданий и сооружений;

разработка и осуществление неотложных организационных и инженерных мероприятий по защите территорий от подтопления; изучение процессов подтопления территорий промышленных районов и сельскохозяйственных земель.

На предупреждение затоплений и подтоплений направлены Постановления Правительства РФ "О мерах по защите от подтопления территорий Российской Федерации", "О первоочередных мероприятиях по защите населения и предотвращению затопления хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря" и др.

Одним из распространенных в России видов стихийных бедствий и подтоплений являются ежегодные паводки в апреле - мае. Ежегодным постановлением Правительства РФ, например "Об организации безаварийного пропуска паводка... года", предусматривались обеспечение безопасности и информирование населения, подготовка его возможной эвакуации, организация медицинской помощи и жизнеобеспечения, комплекс первоочередных противопаводковых работ по защите городов, населенных пунктов и хозяйственных объектов, расположенных на паводкоопасных территориях.

Подобные постановления адресуются: Федеральному агентству водных ресурсов; Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Министерству промышленности и энергетики РФ; органам исполнительной власти субъектов РФ, т.е. организаций, заинтересованных в предупреждении высокого весеннего паводка.


Паводковые комиссии, создаваемые Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, являются наиболее распространенными из специальных комиссий для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Комиссиям предоставляются широкие права, в частности по приостановлению водопользования в соответствии с ВК РФ; внесению предложений и принятию решений, за неисполнение которых устанавливается и применяется административная ответственность в соответствии с КоАП РФ; ограничению прав собственности на водные объекты согласно ГК РФ.

Обильные водостоки как на европейской, так и на азиатской части России актуализируют проблемы предупреждения вредного воздействия вод. Наводнения на реках Лене и Кубани уже в XXI в., повлекшие человеческие жертвы и принесшие значительный ущерб поселениям, имуществу, потребовали пересмотра отношения общества, государства к финансированию противопаводковых мероприятий, к принятию срочных мер, предусмотренных водным законодательством.

Против виновных в невыполнении требований законодательства возбуждены уголовные дела, за короткий период с федеральной помощью восстановлен г. Ленск в Республике Саха (Якутия), перенесены на более высокие места строения ряда поселений в Краснодарском крае.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк.


На предупреждение вредного воздействия вод направлен ряд норм Градостроительного кодекса РФ (подробнее см.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ИЗиСП-Проспект, 2006).


Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства


Комментарий к статье 68


Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, - часть административных правонарушений.

Статья 4 ВК РФ касается водных отношений, под которыми в ст. 5 ВК РФ 1995 г. подразумевались использование и охрана водных объектов, в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, причем подчеркивает, что к этим отношениям применяется водное законодательство в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.

Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, то есть направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, то есть направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.