ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1525
Скачиваний: 3
Водное законодательство касается вопросов, связанных со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и любых других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. Во многих таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды. Все это и приводит к учету и применению водного законодательства в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с ч. 1 ст. 68 ВК РФ.
В действующем ВК РФ нет перечня правонарушений и ответственности за них, как это было в ВК РСФСР 1972 г. и других прежних природоресурсных законах: концепция формирования российского законодательства предполагает сосредоточение перечня административных правонарушений в КоАП РФ, преступлений - в УК РФ. Это должно способствовать укреплению законности, облегчению пользования кодифицированными актами, недопущению размытости правонарушений и разбросанности их по различным законам и отраслям права.
В КоАП РФ имеется гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", где перечислены водные правонарушения:
нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12);
нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);
нарушение правил водопользования (ст. 8.14);
нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15);
невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16).
К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и т.д. (ст. 8.17 - 8.20).
Относительно водными правонарушениями могут считаться статьи КоАП РФ:
нарушение правил лесопользования (ст. 8.25);
уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);
нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31);
нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);
уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений (ст. 8.35);
нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38) и др.
Опосредованно к водным отношениям относятся также следующие правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ:
несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами (ст. 8.3);
нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);
сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
порча земель (ст. 8.6);
нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11) и др.
Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами гл. 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" КоАП РФ:
пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3);
самовольная добыча янтаря (ст. 7.5);
самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6);
повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки;
самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);
самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10);
пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии);
самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.20) и др. (см. комментарий к ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций (см.: Боголюбов С.А. Комментарии к гл. 7 и 8 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2002. С. 156 - 159, 164 - 172, 179, 183, 194 - 253).
Размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного на то государственного органа - федеральных агентств по водным ресурсам, по недропользованию, лесного хозяйства, санитарно-эпидемиологического надзора и т.д. согласно предоставленной им компетенции. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождают нарушителя от возмещения причиненного вреда.
УК РФ принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. и вступил в силу с 1 января 1997 г. Если раньше в УК 1960 г. экологические преступления были разбросаны по разным разделам, то в новом УК РФ экологические преступления выделены в самостоятельный разд. 26 "Экологические преступления". Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать ст. 250 и 252 УК РФ.
"Статья 250. Загрязнение вод
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом, либо исправительными работами, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Статья 252. Загрязнение морской среды
1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет".
Меры уголовного наказания, предусмотренные названными статьями, отличаются большей широтой и разнообразием, чем в предыдущем УК 1960 г. Данные меры обеспечат уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской Федерации.
Однако этими нормами не исчерпывается перечень общественно опасных деяний, затрагивающих охрану водных объектов. В главе 26 УК РФ предусматриваются:
нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);
нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.
Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба водным объектам наступает в соответствии с гражданским законодательством РФ, в частности, они возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства РФ, вправе предъявлять федеральные органы исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" ее загрязнение может рассматриваться как причинение ей имущественного вреда. За такой вред устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых нормативов за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды. Это относится и к водным объектам. Такие нормативы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. Эти платежи не связываются с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение является как бы разрешенным (лицензиями), т.е. поэтому не является нарушением природоохранительного, в том числе водного, законодательства, и здесь не возникает вопрос о вине причинителя.
Указанные платежи не освобождают причинителей от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, т.е. уже по вине причинителя этого вреда. Это означает, что такой вред рассматривается как неправомерный, неразрешенный, возникший не в связи с разрешением (договором, решением, лицензией), а сверх или помимо него, виновный вред.
Трудности возникают на практике в связи с тем, что и в первом, и во втором случаях ущерб причиняется одинаковыми с объективной стороны (если брать без учета субъективной стороны) действиями, а именно: загрязнением водных объектов путем выбросов, сбросов вредных веществ, размещением отходов. Только в первом случае эти действия не увязываются с экологическим (водным) правонарушением, а во втором случае - увязываются.
Исключение составляют случаи причинения вреда гражданину или юридическому лицу и их имуществу источником повышенной опасности, т.е. без учета вины, или неблагоприятным воздействием окружающей природной среды (наводнения, селевые потоки), ибо здесь не встает вопрос об экологическом правонарушении.
Противоправное виновное поведение причинителя вреда выражается в правонарушении. В отношении водных объектов среды это - загрязнение, засорение, истощение водных объектов. Содержание этих понятий дано в ВК РФ и комментариях к нему, а также в учебниках и других трудах по экологическому и водному праву (Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004; Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда. М.: ИЗиСП, 2004).
Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
Комментарий к статье 69
Общее понятие экологического и любого иного правонарушения применимо к водному правонарушению, которое является основанием гражданско-правовой, имущественной ответственности за причиненный вред водным объектам.
Причинителями вреда по закону являются юридические и физические лица. Причинителем вреда имуществу, здоровью граждан может быть и сама окружающая среда: ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, селевые потоки, оползни, затопления, цунами). В этих случаях потерпевшие - те же юридические и физические лица, предприниматели, сама окружающая природная среда с ее объектами, ресурсами, взятыми как в отдельности, так и в совокупности.
Общее основание ответственности - ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статьях 1064 - 1083 ГК РФ предусматриваются общие положения о возмещении вреда:
предупреждение причинения вреда; причинение вреда в состоянии крайней необходимости; ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником;
ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет;
ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность за совместно причиненный вред; право регресса к лицу, причинившему вред; способы возмещения вреда; учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред.
В статьях 1084 - 1093 ГК РФ содержатся положения, которые также могут иметь отношение к ответственности лиц за причинение ущерба водным объектам:
возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств;