Файл: ВодК_комм_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1472

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВК РФ выделил полосу земли вдоль береговой линии водного объекта, которая предназначается для общего пользования. ВК РФ 1995 г. предусматривал полосу суши (бечевник) с аналогичными целями использования. В отличие от ВК РФ 1995 г. в новой редакции ВК РФ на уровне федерального закона принят размер береговой полосы: 20 и 5 м.


Статья 7. Участники водных отношений


Комментарий к статье 7


Комментируемая статья перечисляет субъектов (участников) водных отношений. К их числу относятся Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. Правовой статус участников водных отношений определяется различными нормативными правовыми актами. ВК РФ не выделяет особый статус участников водных правоотношений, поэтому при его установлении следует применять иное законодательство.

Гражданско-правовой статус субъектов водных отношений отражен в ГК РФ: способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.


К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.


Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ


Статья 8. Право собственности на водные объекты


Комментарий к статье 8


В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно комментируемой статье водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением ряда случаев.

К таким случаям отнесен ряд объектов (пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому, юридическому лицу), которые могут находиться соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.


Таким образом, закон связывает возникновение и прекращение права собственности на водный объект с возникновением или прекращением права собственности на земельный участок, на котором находится такой водный объект. В ВК РФ 1995 г. аналогичным правовым режимом обладали обособленные водные объекты. В соответствии со ст. 1 ВК РФ 1995 г. обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В новой редакции ВК РФ термин "обособленный водный объект" не используется. Взамен него для характеристики водных объектов, которые могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством, применены термины "пруд" и "обводненный карьер". В правовых отношениях эти объекты выступают как принадлежность земельного участка, в границах которого они расположены. В соответствии со ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Вместе с тем следует отметить, что ВК РФ не установил критерии отнесения водных объектов к пруду или обводненному карьеру, что может создать проблемы в правоприменительной практике, когда водные объекты будут субъективно относиться именно к этим видам водоемов и отчуждаться в составе земельного участка. В результате могут быть нарушены интересы общества и причинен имущественный вред государству.


Статья 9. Право пользования водными объектами


Комментарий к статье 9


Пользование природными ресурсами заключается в полезном использовании или извлечении из них полезных свойств. Право пользования является субъективным правом участников правоотношений по охране и использованию водного объекта, возникает на основании либо решения о его предоставлении в пользование, либо договора водопользования. В ВК РФ 1995 г. для возникновения права водопользования требовалось наличие сложного юридического состава: лицензии на водопользование и договора.

Законом РФ "О недрах" предусмотрено следующее основание возникновения права пользования подземными водными объектами: решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Письмом Федерального агентства по недропользованию от 19 мая 2005 г. N ПС-03-33/2686 "О лицензировании подземных водных объектов" разъяснено, что лицензия на право пользования участком недр с условиями пользования является государственным разрешением на пользование участком недр, удостоверяющим право водопользователя на пользование подземным водным объектом.


Лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод определяет основные условия пользования подземными водными объектами. Для добычи подземных вод установлен разрешенный (предельно допустимый) водоотбор подземных вод в кубических метрах в сутки, что и является в соответствии с п. 14 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383, лимитом водопотребления.

Внесенные изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ не изменяют установленного законодательством РФ порядка лицензирования подземных водных объектов и касаются только платежей за их пользование. Лицензия, удостоверяющая право водопользователя на пользование подземным водным объектом, оформляется на основании действующего законодательства о недрах и дополнительного оформления еще одной лицензии (лицензии на водопользование), а также заключения договора пользования водным объектом не требуется. Установления ежегодных лимитов водопотребления подземных вод также не требуется, если лицензией на право пользования недрами с целью добычи подземных вод установлен их предельно допустимый водоотбор.

Порядок лицензирования деятельности по пользованию подземными водами регулируют Закон РФ "О недрах", Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", Инструкция Роскомнедр от 14 апреля 1994 г. по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны. Собственникам или владельцам земельных участков для удовлетворения их потребности в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения конкурса. Не допускается также аукционная система предоставления лицензии на право разработки месторождений питьевых подземных вод.

Пользование недрами для добычи подземных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод осуществляется в два этапа. На первом этапе в установленный в лицензии срок ее владелец ведет подготовку проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта стандартам (нормам, правилам) по безопасному ведению работ и экологической безопасности. При необходимости уточняются границы горного отвода и земельного участка. На втором этапе реализуется согласованный проект в соответствии с условиями лицензии. Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается.


Дополнительными требованиями к проекту пользования недрами в таких случаях являются:

регламентирование максимально возможных величин водоотбора и сброса сточных вод, объемов захоронения и концентраций вредных веществ, отходов и сточных вод с учетом возможности активизации неблагоприятных геологических процессов;

компенсация негативного воздействия в зоне влияния эксплуатации проектируемых сооружений на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений;

регламентирование возможного уменьшения поверхностных водных ресурсов и снижения уровня грунтовых вод в результате действия проектируемого водозабора;

организация зон санитарной охраны водозаборов при добыче питьевых и минеральных вод;

создание и ведение мониторинга подземных вод в пределах горного отвода и на прилегающей к нему территории.

Владельцы лицензий обязаны предоставлять при добыче подземных вод (в том числе дренажных) в систему государственного мониторинга данные мониторинга подземных вод в пределах района действия лицензии, в частности, при добыче:

питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;

теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;

промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;

минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных для бальнеотерапевтического применения;

подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод.

При проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться извлечение подземных вод:

при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;

при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов;

при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий;

при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников). Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.