Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1719

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим подробнее судоходство. При разработке проекта нового Водного кодекса ввелась острая дискуссия по поводу оформления транспортного водопользования. Представители водного транспорта активно возражали против заключения договоров водопользования для нужд судоходства, а также против взимания с транспортных организаций водных платежей по этим договорам. В ходе разработки Водного кодекса РФ 2006 г. интересы водного транспорта были в значительной мере учтены. Однако отсутствие договоров и решений не освобождает транспортные организации от соблюдения экологических обязанностей. Как указано в статье 47 ВК РФ, использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.

Деятельность водного транспорта регламентируется двумя сводами законов: Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <73> и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <74>.

--------------------------------

<73> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

<74> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.


Согласно статье 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливается режим пользования акваториями и береговой полосой в пределах внутренних водных путей. В названной статье запрещено оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. К сожалению, в настоящее время состояние внутренних водных путей оставляет желать лучшего.

Согласно статье 11 указанного Кодекса предусмотрено возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями физических и юридических лиц на внутренних водных путях. Имеется в виду повреждение или уничтожение средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта. Кроме того, в статье 121 предусмотрена ответственность за ущерб, вызванный разливом с судов нефти или других веществ.

Нормы Кодекса торгового мореплавания РФ касаются в том числе экологических аспектов судоходства. В частности, имеются в виду глава 18 "Ответственность за загрязнение с судов нефтью" и глава 19 "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ".

Необходимо также рассмотреть водопользование, связанное с рыбным хозяйством. Здесь в нормы комментируемой статьи вкралась неточность. Пункт 7 ч. 3 ст. 11 ВК РФ (о воспроизводстве водных биологических ресурсов) отчасти совпадает с пунктом 10 той же части той же статьи (о рыболовстве, рыбоводстве и охоте), ибо воспроизводство водных биоресурсов и есть рыбоводство.

По водным биоресурсам заключаются договоры пользования рыбопромысловыми участками, предусмотренные Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <75>.


--------------------------------

<75> Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под. ред. В.Н. Гуцуляка. М.: Центр морского права, 2005; Пономарев М.В., Сиваков Д.О., Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д. Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.


В статье 40 названного Закона перечислены следующие условия договора пользования рыбопромысловым участком: наименование, площадь, границы участка, сведения о пользователе, разрешенные виды рыбохозяйственной деятельности, срок пользования участком и порядок пользования биоресурсами. Следовательно, в заключении договоров водопользования и в выдаче разрешений на пользование водным объектом нет необходимости.

Порядок изъятия водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий определяется, как известно, законодательством, регулирующим деятельность организаций и предприятий МЧС России. В свое время в различных лесных и лесистых местностях создавались пруды, призванные аккумулировать воду для тушения пожаров. Однако в настоящее время они обмелели, обезводились и замусорились.

В четвертой части комментируемой статьи предусмотрен общий принцип, определяющий полномочия органов власти по предоставлению в пользование водных объектов или их частей. Заключение договоров или вынесение решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся законными представителями собственника соответствующего водного объекта. Полномочия этих органов по владению, пользованию и распоряжению водными объектами определены статьями 24 - 27 ВК РФ (см. комментарий к этим статьям). Рассматриваемые нами полномочия по предоставлению в пользование физическим и юридическим лицам водных объектов, находящихся в федеральной собственности, могут быть преданы федеральными органами власти органам власти субъектов Федерации.


Статья 12. Договор водопользования


Комментарий к статье 12


В соответствии с определением договоров пользования водными объектами уполномоченные на то исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязуются за плату предоставить водный объект или его часть в пользование. В данном случае речь идет о разнообразных поверхностных водных объектах (водотоках и водоемах). Исключение составляют подземные водные объекты, использование которых согласно статье 9 ВК РФ регламентируется законодательством о недрах. Хотя ВК РФ 1995 г. допускал заключение договоров пользования подземными водными объектами, практика правоприменения оставила эту норму нереализованной. Использование, в том числе добыча, подземных вод предусматривалось и, наверное, будет предусматриваться в дальнейшем в рамках недропользования. При этом не исключается, что обновленное законодательство о недрах предусмотрит договор добычи подземных вод.


Из полномочий собственника вытекает и право заключать договор водопользования. В полномочия органов государственной власти Российской Федерации входят владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Аналогичные полномочия утверждаются за органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления относительно водных объектов, находящихся соответственно в региональной или муниципальной собственности.

Однако далеко не всегда федеральные органы сами будут заключать договоры водопользования. В Водном кодексе предусмотрен механизм передачи отдельных федеральных полномочий региональным органам, что обеспечивается за счет субвенций из федерального бюджета. В результате органы государственной власти субъектов Федерации предоставляют в договорное пользование водные объекты, находящиеся на территории одного региона (республики, края, области и т.д.), осуществляют относительно этих водных объектов водоохранные мероприятия и предотвращают негативное воздействие вод. Согласно статьям 24 и 26 ВК РФ федеральные органы определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, а также выделяют субвенции и контролируют их расходование.

Контрагентами государственных и муниципальных органов власти являются физические и юридические лица, которым водное законодательство позволяет быть водопользователями.

Существенное условие договора - платность водопользования. По гражданскому законодательству (ст. 423 ГК РФ) договоры водопользования возмездны по своему характеру. Возмездность является обеспечением принципа платности водопользования. Причем в данном случае речь идет не о налоговом, а о хозяйственном платеже, регламентированном статьей 20 ВК РФ.

Договорные отношения пользования водными объектами подпадают под действие гражданского законодательства (положения об аренде). В этом комментируемый Водный кодекс повторяет положения статьи 54 ВК РФ 1995 г., предусматривающие применение норм гражданского законодательства "о сделках, договорах и аренде". Например, соседняя Украина прямо предусмотрела пользование водными объектами (или их частями) на основании договора аренды. Однако арендуются только водные объекты местного значения. Они могли использоваться для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, лечебных и оздоровительных целей (ст. ст. 43 и 51 Водного кодекса Украины 1995 г.) <76>.

--------------------------------

<76> Экологическое законодательство Украины / Сост. М.В. Шульга. Харьков: Консум, 2000. С. 3 - 60.


Действие гражданско-правового института аренды возможно лишь "во вторую очередь", т.е. в той степени, в которой это не противоречит Водному кодексу РФ и существу договора водопользования. Рассматриваемая норма - частный случай общего правила о преимущественном действии специальных норм экологического законодательства перед общими нормами гражданского законодательства. Согласно статье 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе водные ресурсы) могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Данный принцип объясняется тем, что применение исключительно норм гражданского права при регулировании рассматриваемых отношений не сможет обеспечить решение природоохранных задач (они несвойственны гражданскому праву).


Заключение российским хозяйствующим субъектом договора водопользования в условиях рыночной экономики признается общим правилом. Однако договоры водопользования имеют существенные отличия от гражданско-правовых договоров.

Содержание договоров пользования водными объектами во многом определено императивными нормами водного законодательства, которые могут значительно ограничивать волю сторон в интересах охраны водных объектов. Согласно статье 9 Конституции РФ природные ресурсы, в том числе водные, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вместе с тем с отменой лицензирования договоры водопользования стали в большей степени регулироваться гражданским правом, что можно видеть на примере порядка заключения, изменения, расторжения и несения ответственности по данным договорам.

Согласно части третьей комментируемой статьи только регистрация в государственном водном реестре позволяет считать договор заключенным. В соответствии с ВК РФ 1995 г. для регистрации договоров водопользования существовал специальный государственный реестр договоров, который должен был соответствовать данным государственного водного кадастра. В настоящее время в связи со вступлением в силу с 1 января 2007 г. комментируемого Кодекса система государственного учета вод реформируется, в результате чего водный кадастр будет преобразован в государственный водный реестр. Согласно статье 31 ВК РФ государственная регистрация договоров водопользования станет осуществляться в рамках названного водного реестра. Таким образом, банк данных по прошлым и будущим договорам не должен быть утерян и предан лицам, обязанным вести этот реестр.


Статья 13. Содержание договора водопользования


Комментарий к статье 13


В комментируемой статье названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего, это предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект или его часть. При этом должны быть указаны береговая линия, служащая границей водного объекта, или же границы части водного объекта (залив, заводь, затон, рукав, гавань). Законодатель признает необходимым указать в договоре цели, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора или изъятия водного ресурса).

Под целями водопользования подразумеваются питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, сброс сточных (дренажных) вод, производство электрической энергии, деятельность водного и воздушного транспорта, лесосплав, рекреация, рыболовство и охота, разведка и добыча полезных ископаемых, обеспечение пожарной безопасности, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Под видами - совместное и обособленное водопользование.

В договоре указывается и срок водопользования, который согласно статье 14 ВК РФ не может превышать 20 лет. Между тем по Водному кодексу 1995 г. договоры долгосрочного водопользования могли заключаться максимум на 25 лет. Таким образом, законодатель в данном вопросе пошел на некоторое ужесточение.


Должны указываться размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. В соответствии со статьей 20 ВК РФ платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от речного бассейна. К существенным условиям договора водопользования относят также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, а также порядок прекращения пользования водным объектом.

Перечисленные существенные условия договоров водопользования в целом совпадают с условиями договоров пользования водными объектами, предусмотренными статьями 49 и 57 ВК РФ 1995 г. (тогда они совпадали с содержанием лицензии). В лицензиях и договорах водопользования требовалось указывать способы водопользования; в комментируемой же статье это не предусмотрено. Кроме того, и само понятие способов водопользования несколько усовершенствовалось. Ведь согласно статье 85 ВК РФ 1995 г. использование водных объектов разделялось на изъятие (забор воды) либо без изъятия водных ресурсов (сброс, использование в качестве водных путей и др.). В статье 38 ВК РФ 2006 г. перечислены три способа водопользования: водопользование с забором (изъятие) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды; забор (изъятие) водного ресурса из водного объекта без возврата воды; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В части второй комментируемой статьи содержится диспозитивная норма. Наряду с обязательными условиями в договоре водопользования стороны могут по своему усмотрению закрепить и иные условия. В этом будет проявляться инициатива сторон, вызванная конкретными хозяйственными обстоятельствами.

Содержание договоров водопользования должно отражать права и обязанности водопользователей, предусмотренные статьей 39 ВК РФ. В частности, водопользователи обязаны наблюдать за водными объектами и прилегающими водоохранными зонами, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные и гидротехнические сооружения, вести учет объема забора и сброса водных ресурсов. При этом данные своих регулярных наблюдений и учета водопользователь обязан своевременно и бесплатно представлять в уполномоченный орган.

В ходе разработки проекта Водного кодекса предлагалось предусмотреть отдельную статью о правах и обязанностях контрагентов водопользователей. В соответствии с планируемой статьей уполномоченные органы государственной или муниципальной власти должны проводить проверки соблюдения договора (или решения), предупреждать водопользователя о необходимости устранить выявленные недостатки в разумный срок, применять к водопользователю меры ответственности, требовать изменения или расторжения договоров водопользования. Предложенной статьи в новом Кодексе нет, однако ее положения нашли отражение в других статьях и главах ВК РФ 2006 г.