ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1787
Скачиваний: 2
Предписано прилагать также материалы в графической форме и пояснительную записку к ним. В данной документации должны указываться сведения о зонах особого использования (например, о водоохранных зонах), о размещении гидротехнических и иных сооружений на используемом водном объекте.
Следует предположить, что хотя по новому Водному кодексу размещение и строительство гидротехнических сооружений оформляется через принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, пользователь на основании договора не теряет легальную возможность эксплуатировать гидротехнические сооружения, если они уже построены и расположены в пределах доверенного ему водного объекта.
Статья 14. Срок договоров водопользования
Комментарий к статье 14
Законодателем предусмотрен максимальный срок договора водопользования: не более 20 лет. По Водному кодексу 1995 г. предусматривались краткосрочное пользование (до трех лет) и долгосрочное водопользование (до 25 лет). Сократив на пять лет предельный срок договора, законодатель все же обеспечивает устойчивость прав физических и юридических лиц на водоемы и водотоки. Это должно способствовать заинтересованности пользователей в экономном и рациональном отношении к водным ресурсам. В свою очередь, согласно статье 15 ВК РФ 2006 г. добросовестные водопользователи имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок. Конкретный срок пользования водного объекта определяется сторонами конкретного договора водопользования исходя из их экономических интересов и может быть значительно меньше 20 лет.
В части второй комментируемой статьи указано: если при заключении договора по каким-либо причинам был предусмотрен срок, превышающий предельный, то договор считается заключенным на 20 лет. Однако если толковать комментируемую норму в совокупности со статьей 15 ВК РФ 2006 г., то по истечении 20 лет договор может быть заключен на новый срок.
Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок
Комментарий к статье 15
Законодателем создан важный стимул поощрения добросовестных и образцовых водопользователей. Согласно части первой водопользователи, надлежащим образом исполнявшие свои обязанности, в случае истечения срока действия договора сохраняют преимущественное перед другим лицом право на заключение договора водопользования на новый срок. Данное преимущество обеспечивается процедурной нормой, согласно которой водопользователь должен письменно уведомить своего контрагента о желании заключить договор на новый срок не позднее чем за три месяца до истечения прежнего срока. Однако преимущественные права водопользователей действуют только в связи с договорами, не заключенными по результатам аукциона. Поэтому данный стимул для добросовестного водопользования является весьма ограниченным.
В свое время при разработке проекта Водного кодекса предлагалась другая характеристика поведения поощряемого водопользователя, который просто не допускал бы умышленных грубых нарушений своих обязанностей по договору. Однако данная формулировка является слишком мягкой, поэтому с учетом задач повышения дисциплины водопользования она была отвергнута.
Согласно части второй комментируемой статьи условия договора водопользования могут быть изменены по соглашению сторон. Очевидно, коррекция договорных отношений произойдет в сторону поощрений водопользователей.
В части третьей комментируемой статьи предусматривается судебное рассмотрение в случае нарушения преимущественного права водопользователя. Если уполномоченный государственный или муниципальный орган отказался возобновить договор, но в течение года после окончания срока прежнего договора заключил договор с другим лицом, водопользователь вправе по своему выбору требовать в суде либо возмещения убытков, причиненных отказом, либо перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования, возмещения убытков.
Статья 16. Заключение договора водопользования
Комментарий к статье 16
В части первой данной статьи допускается применение гражданского законодательства к отношениям по заключению договоров водопользования. Однако применяться оно может лишь к отношениям, не урегулированным водным законодательством.
В части второй статьи лишь намечен общий круг случаев, когда договор водопользования заключается по результатам аукциона. Если по ВК РФ 1995 г. основанием для заключения договора была лицензия, то по ВК РФ 2006 г. - торги в форме аукциона. В первоначальных проектах Водного кодекса предусматривалось проведение торгов на право заключение договора водопользования как в форме аукциона, так и в форме конкурса. При этом проведение торгов в любой форме предлагали допустить лишь при наличии дефицита водных ресурсов. Однако в комментируемом Кодексе законодатель отказался от проведения конкурсной формы торгов <77>.
--------------------------------
<77> Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". Спецвыпуск. 2003. N 9 - 10. С. 9 - 36.
Как форма торгов аукционы регламентируются статьями 447 - 449 ГК РФ. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Этим аукцион отличается от другой формы торгов - конкурса, при котором в выигрыше оказывается лицо, предложившее лучшие условия (не обязательно лишь финансовые). Следовательно, при определении формы торгов в области водных отношений законодатель обеспечил получение государством наибольших финансовых средств с победителя аукциона. Однако это не означает, что выигравшее физическое или юридическое лицо может игнорировать природоохранные условия договоров водопользования, заключенных по результатам этого аукциона.
Аукционы делятся на открытые и закрытые. В открытом аукционе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Аукцион, в которых участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Данный документ должен содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом аукциона является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. Очевидно, это норма распространяется и на предусмотренные в комментируемой статье "водные" аукционы.
В части третьей комментируемой статьи закрепляются полномочия Правительства РФ определять порядок подготовки и заключения договора водопользования по результатам аукциона, а также порядок проведения самого аукциона. Правительственные акты призваны сделать состязательность в области водопользования реальной, а не лозунговой.
Положения части четвертой комментируемой статьи направлены на обеспечение прозрачности отношений. Условия аукциона не могут быть изменены в одностороннем порядке или даже на основании решения сторон договора. Ведь в противном случае будут иметь место манипуляции с целью удалить неугодных претендентов и другие злоупотребления.
Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования
Комментарий к статье 17
В комментируемой статье в лаконичной форме закрепляется гражданско-правовой порядок изменения и расторжения договора водопользования. Таким образом, в данном случае специальное, т.е. водное, законодательство "уступает место" гражданскому. В свою очередь, согласно статьям 450 - 452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению самих сторон либо по решению суда в связи с требованием одной из сторон.
Это допускается при существенном нарушении договора другой стороной, влекущем для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Возможны и иные случаи, предусмотренные ГК РФ, другими законами или договором (в частности, в связи с существенным изменением обстоятельств).
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на совершенно иных условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
- исполнение договора без изменения его условий значительно нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
- из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Если расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях, то судебные инстанции идут по пути изменения договора водопользования. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Надо полагать, что применение названных положений Гражданского кодекса РФ позволит избежать произвольных действий административных органов в области водных отношений и утвердить суд арбитром в решении водных споров. Административные органы больше не смогут в одностороннем порядке, как это делалось ранее, "своей властью" прекращать права физических и юридических лиц на использование водного объекта. Некоторые авторы предлагали прямо предусмотреть судебный порядок одностороннего расторжения и изменения договоров водопользования в статьях нового Водного кодекса РФ <78>. Уже прокомментированные нормы позволят в известной мере дебюрократизировать водные правоотношения.
--------------------------------
<78> Сиваков Д.О. Водный кодекс и договоры водопользования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 41 - 49.
Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования
Комментарий к статье 18
Появление этой принципиально новой статьи проявляет тенденцию развития водного права: превращение договора водопользования из второстепенного в основной способ регулирования.
Согласно части первой комментируемой статьи за неисполнение или за ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны договора водопользования несут ответственность по гражданскому законодательству. Данная норма необходима потому, что водное право еще не развило свою самобытную систему ответственности, альтернативной гражданскому, административному или уголовному праву. Пока водное право "отвечает" на его нарушение путем прекращения прав на пользование водного объекта (расторжение договора и т.д.). Поэтому за нарушение требований водного законодательства предусматривается гражданская, административная или уголовная ответственность. Когда речь идет о нарушении договора водопользования, применяются положения гражданского права, привнесенные в данном случае в водное законодательство.
В части второй комментируемой статьи указаны санкции (пени) за нарушение условий договора водопользования о платности. Пеня начисляется начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы. Законодатель определяет размер пеней: 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ (далее - Банк России), действующей на день уплаты пеней. Однако эта сумма не должна превышать двух десятых процента за каждый день просрочки. В свою очередь, ставка рефинансирования - процентная ставка, под которую Банк России, будучи кредитором последней инстанции, осуществляет кредитование кредитных организаций. Данное кредитование именуется рефинансированием и является одним из основных методов денежно-кредитной политики Банка России. Приведенные положения содержатся в статьях 4, 35, 40 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <79>. При этом по российскому законодательству ставка рефинансирования является базой исчисления финансовых санкций.
--------------------------------
<79> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
В части третьей комментируемой статьи рассмотрены санкции (штрафы) за превышение закрепленных в договоре водопользования объемов изъятия (забора) воды. Может возникнуть вопрос: почему законодатель умалчивает о штрафах за сброс сточных и (или) дренажных вод сверх "договорного" объема? Дело в том, что по статье 11 ВК РФ для сброса сточных и дренажных вод необходимо решение о предоставлении водного объекта в пользование, а не договор водопользования. Поэтому в случае превышения допустимых объемов сбросов уместно ставить вопрос об ответственности водопользователя за нарушение условий этого административного акта.
В комментируемой статье речь идет о пени и штрафах. Последние согласно статьям 330 - 333 ГК РФ входят в понятие неустойки - одного из способов обеспечения обязательств. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Как известно, в гражданских отношениях практикуется письменное соглашение о неустойке. Однако допускается и так называемая законная неустойка. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Однако, если закон это не запрещает, размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон.
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования к другому лицу