Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1732

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В области использования и охраны водных объектов Правительство РФ реализует полномочия Российской Федерации по заключению и выполнению международных договоров. Примерами могут служить Постановления Правительства РФ "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства", "О продлении в отношениях между Российской Федерацией и США срока действия Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по некоторым вопросам морского судоходства".


Статья 29. Бассейновые советы


Комментарий к статье 29


Опыт функционирования в течение полувека бассейновых советов показывает, что их авторитет, значение и роль в управлении водными ресурсами определяются должностным положением, профессионализмом, компетентностью и активностью представителей органов и организаций, делегированных в советы.

Создание и легитимация бассейновых советов не означают подмену ими государственных бассейновых органов управления водным фондом, но подкрепляют их и приближают к оптимальной системе сочетания государства, местного самоуправления и элементов гражданского общества <95>.

--------------------------------

<95> См.: 111-я международная конференция "Реки Сибири" // Зеленый мир. 2005. N 17 - 18.


На основании части четвертой комментируемой статьи Правительством РФ принято Постановление от 30 ноября 2006 г. N 727 "О порядке создания и деятельности бассейновых советов", которым утверждено Положение о создании и деятельности этих советов.

Согласно этому Положению бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов, расположенных в границах бассейнового округа, создаются в соответствии с Водным кодексом РФ в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов.

Бассейновый совет осуществляет разработку рекомендаций по:

- порядку установления и определения целевых показателей качества воды в водных объектах;

- формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

- определению лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности;

- определению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов в отношении каждого субъекта Федерации;

- обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем;

- определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей;


- финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий;

- осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов.

Бассейновый совет создается решением Федерального агентства водных ресурсов на пять лет в составе председателя бассейнового совета, двух его заместителей и членов бассейнового совета, которые осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

В состав бассейнового совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

От федеральных органов исполнительной власти в бассейновый совет включаются представители Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства по энергетике, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Количественный и персональный состав бассейновых советов утверждается Федеральным агентством водных ресурсов по представлениям соответствующих органов, организаций, водопользователей, общественных объединений и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Председателем бассейнового совета является руководитель соответствующего территориального органа Федерального агентства водных ресурсов. Председатель бассейнового совета:

- формирует повестку дня заседаний бассейнового совета;

- организует работу бассейнового совета и председательствует на его заседаниях;

- подписывает протоколы заседаний бассейнового совета;

- вносит предложения по изменению состава бассейнового совета;

- направляет информацию о деятельности бассейнового совета и решения бассейнового совета руководителям органов государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным лицам;

- распределяет обязанности между своими заместителями и членами бассейнового совета.

Заместители председателя бассейнового совета избираются решением большинства членов бассейнового совета на один год по представлению председателя бассейнового совета. Заместители председателя бассейнового совета по поручению председателя бассейнового совета:


- организуют подготовку и председательствуют на заседании бассейнового совета;

- представляют бассейновый совет в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях.

Заседания бассейнового совета проводятся в соответствии с планом деятельности бассейнового совета, им утверждаемым, но не реже одного раза в полугодие. В случае необходимости и по инициативе, поддержанной не менее чем одной третьи членов бассейнового совета, может быть назначено внеочередное заседание бассейнового совета.

На заседание бассейнового совета могут приглашаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений, не входящие в состав бассейнового совета.

Место проведения очередного заседания бассейнового совета определяется на заседании бассейнового совета и отражается в решении бассейнового совета. Заседание бассейнового совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины его членов.

Члены бассейнового совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам, в том числе другим членам бассейнового совета. В случае отсутствия члена бассейнового совета на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

Решения бассейнового совета принимаются простым большинством голосов его членов, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, но выразивших свое мнение в письменной форме. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. Особое мнение членов бассейнового совета, голосовавших против принятого решения, излагается в письменной форме и прилагается к решению бассейнового совета.

Решения, принимаемые на заседаниях бассейнового совета, оформляются протоколами, которые подписывает председатель бассейнового совета или его заместитель, председательствовавший на заседании. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Бассейновый совет имеет право запрашивать в установленном порядке материалы по вопросам, относящимся к его полномочиям. Рекомендации бассейновых советов направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области использования и охраны водных объектов.

Организационно-техническое обеспечение деятельности бассейнового совета, в том числе размещение в информационных системах общего пользования информации о создании бассейновых советов, дате и месте проведения заседания бассейнового совета, повестке дня, решениях бассейнового совета, осуществляется соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Регламент работы бассейнового совета утверждается на его заседании.



Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов


Комментарий к статье 30


Государственная система наблюдений должна охватывать всех собственников водных объектов независимо от форм собственности на них и, следовательно, всех без исключения водопользователей, водопотребителей, понятие которых раскрывается в пункте 8 ст. 1 ВК РФ. Полномочия собственников и обладателей иных прав на водные объекты предусматриваются в статьях 8 и 9 ВК РФ.

Государственный мониторинг водных объектов тесно соприкасается с экологическим (природоохранным, природоресурсным) мониторингом и, по мнению ряда специалистов, включается в него. В части первой ст. 63 Закона об охране окружающей среды предусматриваются цели наблюдения за состоянием окружающей среды.

В части третьей той же статьи указано, что информация о состоянии окружающей среды используется государственными органами и органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Описание целей и содержания государственного мониторинга водных объектов, включенное в федеральный закон, имеет прежде всего технический, организационно-прикладной характер, но приобретает юридическое значение, правовые последствия и становится обязательным для правоприменителей <96>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (рук. авт. колл. С.А. Боголюбов) включен в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 1999, NN 4, 5.


<96> См.: Комментарий к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" / Под ред. А.И. Бедрицкого. СПб.: Гидрометеоиздат, 2002; Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2001.


Статья 31. Государственный водный реестр


Комментарий к статье 31


Одной из заметных новелл комментируемого Водного кодекса является введение в водное законодательство Российской Федерации вместо государственного водного кадастра государственного водного реестра, призванного учитывать и фиксировать количество и качество водных ресурсов по территориям, характеризовать состояние поверхностных вод, участников водных отношений и их статус и т.п.

Дословно реестр (регистр) означает опись, перепись <97>.

--------------------------------

<97> См.: Михельсон М.И. Толковый словарь иностранных слов, пословиц и поговорок. М.: Транзиткнига, 2006. С. 712.


Государственному водному реестру суждено обеспечить и укрепить водный правопорядок в стране и наладить полную информированность общества о водных ресурсах России.

Упоминаемое в части восьмой комментируемой статьи законодательство о недрах и водное законодательство постоянно находятся в Российской Федерации в состоянии конкуренции по поводу регулирования использования и охраны подземных водных объектов. Различные аспекты этого регулирования решаются в Водном кодексе РФ по-разному в статьях 52, 59 и других.


Положения частей шесть - девять комментируемой статьи носят конкретный юридический характер и могут порождать конкретные водные и иные правоотношения, права, обязанности и юридическую ответственность их участников. Установление в федеральном законе и в подзаконных актах сроков исполнения, размеров платы и действий федеральных органов исполнительной власти призвано регламентировать работу органов публичной власти, деятельность государственных и муниципальных служащих, облегчить осуществление за ними государственного, производственного и общественного контроля.

Согласно нормативным правовым актам Правительства РФ федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и иные федеральные органы исполнительной власти открыли и ведут свои официальные сайты в сети Интернет <98>.

--------------------------------

<98> См.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М.: Норма, 2007.


Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации


Комментарий к статье 32


В частях первой и второй комментируемой статьи используются слова "гидрографическое" и "гидрографические". Под гидрологией понимается наука, изучающая природные воды, явления и процессы, в них протекающие; под гидрографией понимается раздел гидрологии суши, посвященный описанию рек, озер, водохранилищ и их отдельных частей с качественной и количественной характеристиками их положения, физико-географических условий, режима и использования; гидрографическая сеть - это совокупность рек, озер, болот, каналов, водохранилищ в пределах какой-либо территории (см.: Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2004. С. 259).

Предусмотренное в части первой комментируемой статьи районирование предполагает территориальное обобщение гидрографических единиц и пространственное отчленение их от других гидрографических единиц, поименованных в ч. 2 комментируемой статьи. Отличают районирование как процесс выявления дифференциации и интеграции комплекса признаков и явлений и как результат районирования в виде карт, схем и т.п. (см.: Реймерс Н.М. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 437). Понятие речного бассейна (часть вторая комментируемой статьи) предусматривается в п. 18 ст. 1 ВК РФ.

С гидрографическим районированием, имеющим физико-географическую направленность, тесно связано водохозяйственное районирование территории РФ, предусмотренное в части третьей комментируемой статьи, имеющее народнохозяйственное значение. В статье 1 ВК предусматриваются понятия водного хозяйства, водохозяйственной системы, водохозяйственного участка (п. п. 2, 11, 12). Предусмотренными в частях второй и третьей уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти являются в настоящее время МПР России и Федеральное агентство водных ресурсов.