Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1793

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с частью четвертой комментируемой статьи Правительством РФ принято Постановление от 30 ноября 2006 г. N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов", которым установлено, что:

а) гидрографическое районирование территории Российской Федерации (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории Российской Федерации;

б) водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации;

в) границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ.

Министерству природных ресурсов РФ поручено:

а) разработать и утвердить по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды методику гидрографического районирования территории Российской Федерации;

б) разработать с учетом предложений государственных органов субъектов Федерации и утвердить методику водохозяйственного районирования территории Российской Федерации;

в) утвердить границы бассейновых округов.

Федеральному агентству водных ресурсов поручено осуществить гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации.


Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов


Комментарий к статье 33


Схемы комплексного использования и охраны водных объектов призваны выражать отношение к природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, предусмотренной в части первой ст. 9 Конституции РФ. Схемы являются информационной базой выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных, бассейнов их и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также для установления лимитов субъектам Федерации по водопотреблению и водоотведению.

Поскольку водохозяйственные балансы, предусмотренные в пункте 3 части третьей комментируемой статьи, - основа количественной и качественной оценки современного и будущего состояния водных ресурсов, реальным и наглядным проявлением принципов государственного управления в области использования и охраны вод являются водно-балансовые исследования водоемов, регулярно публикующиеся по большинству основных озер и водохранилищ страны, включая бюллетени оперативных водных балансов, составляющиеся ежемесячно по 50 водоемам, ежегодные данные по водным балансам 70 водоемов в изданиях Государственного водного кадастра, многолетние обобщения данных о водных балансах озер и водохранилищ с начала водно-балансовых расчетов.


Разработанными Рекомендациями по расчетам водного баланса крупных озер и водохранилищ предусматриваются:

- определение объема поверхностного притока (расчет по сумме расходов впадающих рек, его особенности в условиях влияния на сток рек хозяйственной деятельности, погрешности определения расходов заборов и сбросов воды, оценка точности расчета притока воды с неизученной площади водосбора);

- осадки на акваторию водоема (расчет и корректировка осадков, методы среднего арифметического, среднего взвешенного, пространственной интерполяции);

- подземный водообмен (его особенности, методы оценки составляющих, определение подземного притока и оттока, изменение объема воды в грунтах берегов);

- испарение с акватории водоемов (методы водных испарителей, теплового баланса, турбулентной диффузии, скорость ветра, температуры воздуха и поверхности воды, расчет испарения с покрытой льдом поверхности водоема);

- изменение объема воды в озерах и водохранилищах (кривые объемов и площадей, расчет среднего уровня, изменение объема в осевшем на берегах льду, случайные и систематические погрешности при расчетах элементов водного баланса, составление оперативного водного баланса, рекомендации по расчету водного баланса неизученных и недостаточно изученных водоемов и т.д.).

В итоге водный баланс представляет соотношение приходной и расходной частей круговорота воды на каком-то пространстве вплоть до планеты в целом, где существует глобальный водообмен. Баланс водохозяйственный определяется как количественное сопоставление наличия водных ресурсов и потребностей в воде в пределах определенного региона.

Таким образом, водные балансы - необходимая и основная часть водохозяйственных балансов, состав и цели которых определяются в части третьей ст. 32 и части третьей ст. 33 ВК РФ. Водохозяйственные балансы тесно связаны сначала с государственным мониторингом, государственным водным реестром, учетом и кадастром вод, а затем - со схемами комплексного использования и государственными программами восстановления и охраны водных объектов.

Возложенные комментируемой статьей (см. также комментарий к частям восьмой и девятой ст. 26) обязанности по составлению водохозяйственных балансов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов, которое с помощью других организаций и предприятий постоянно контролирует и учитывает приток, сброс, заборы воды из водохранилища, отметки уровней воды в верхних и нижних бьефах основного и буферного гидроузлов, на акватории водохранилища и в устьевых участках впадающих водотоков, регулярно (не реже одного раза в месяц) подсчитывает водный баланс водохранилища, выявляет причины возможных неувязок в балансе.

Под "бьефом" понимается участок реки или канала выше или ниже подпорного сооружения - плотины, шлюза и др. (см.: Реймерс Н.М. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 56).


Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), предусмотренные в пункте 4 части третьей комментируемой статьи, представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

Лимиты водопользования существуют для обеспечения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.

Лимиты водопользования устанавливаются водопользователям на основании заявленных ими потребностей, научно обоснованного расчетного объема водопотребления с учетом состояния водного объекта в пределах, установленных в специальных разрешениях на пользование водными объектами.

Лимиты водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам устанавливаются в договоре водопользования либо решении о предоставлении водного объекта в пользование на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах (часть первая ст. 13 и часть первая ст. 22 ВК РФ).

Лимит водопользования рассчитывается на основе индивидуальных и укрупненных норм водопотребления и водоотведения, которые разрабатываются с применением нормативных и методических документов, утвержденных в установленном порядке. Соблюдение лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем и надзором над использованием и охраной водных объектов.

Реализуя требования части четвертой комментируемой статьи, Правительство РФ приняло Постановление от 30 декабря 2006 г. N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы", которым утвердило Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Правительством РФ установлено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов:

- разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными указанным Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов;

- утверждаются МПР России при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

До утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов при предоставлении водных объектов в пользование используются лимиты водопользования (водопотребления, водоотведения), установленные в отношении субъектов Федерации до введения в действие Водного кодекса РФ.


МПР России поручено утвердить методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1097 "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов" (СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4564).

Схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

При несоответствии материалов на бумажном и электронном носителях приоритет имеют материалы на бумажных носителях.

Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Федерации.

Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов.

В разработке схем принимают участие Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти представляют в Федеральное агентство водных ресурсов результаты исследований и иные материалы, необходимые для включения в схемы, в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30, по запросам Федерального агентства водных ресурсов. Состав и форма представления указанных материалов определяются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

При разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по России, отраслям экономики, регионам, а в отношении трансграничных водных объектов - также положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.


Схемами устанавливаются:

а) целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Росгидромета и Ростехнадзора с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна;

б) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации;

в) водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, рассчитываемые Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утверждаемой МПР России по согласованию с Росгидрометом. Очередность подготовки указанных водохозяйственных балансов устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов и их частей;

г) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, а также с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть) и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов;

д) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Федерации и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков;