Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1728

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральные органы исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда осуществляют возложенные на них полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Территориальные органы включают бассейновые органы, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органы управления, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе м структуре федеральных органов исполнительной власти" определены функции федеральных министерств, служб и агентств. В ведении Министерства природных ресурсов РФ создано Федеральное агентство водного хозяйства. До этого управление использованием и охраной вод осуществлялось самим МПР России и его подразделениями.

Деятельность Федерального агентства водных ресурсов и подведомственных ему органов координируется МПР России и его территориальными органами в пределах их компетенции.

Основными функциями уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (в области управления использованием и охраной водных объектов) являются:

- планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

- ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

- осуществление государственного контроля над использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

- подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

Основные задачи и функции Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) определены согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" (с последующими изменениями).

Росводресурсы является федеральным органом исполнительной власти для оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере водных ресурсов и водного хозяйства. Росводресурсы предоставляет права пользования федеральными водными объектами (выдает лицензии, заключает договоры), разрабатывает схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также водохозяйственные балансы, ведет водный кадастр, реестр договоров пользования водными объектами, регистр гидротехнических сооружений. Кроме того, Росводресурсы осуществляет мониторинг водных объектов и предоставляет информацию об их состоянии, что является государственной услугой.


В Постановлении Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" определено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год на финансирование следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Федерации (далее - переданные полномочия):

а) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части первой ст. 21 ВК РФ;

б) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации;

в) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Федерации.

Органы государственной власти субъектов Федерации не позднее 1 апреля текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели (показатели деятельности) и мероприятия, направленные на их достижение.

Субвенции перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов.

Учет операций по использованию субвенций осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов Федерации, открытых уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющим переданные полномочия, в территориальных органах Федерального казначейства.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющий переданные полномочия, направляет в Федеральное агентство водных ресурсов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании предоставленных субвенций и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также направляет в МПР России заверенные в установленном порядке копии нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации по вопросам переданных полномочий.


Содержание и формы представления отчета о расходовании предоставленных субвенций и о достижении целевых прогнозных показателей устанавливаются МПР России.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность отчетности, представляемой в соответствии с Правилами.

Контроль над целевым использованием субвенций осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В последней части комментируемой статьи предусматриваются права и обязанности, т.е. компетенция уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которая проявляется (в том числе) в принятии нормативных правовых актов, имеющих обязательное значение для граждан и юридических лиц. К таким актам можно отнести, например, Приказ МПР России от 23 марта 2005 г. N 70 "Об утверждении перечня видов специального водопользования" <92>.

--------------------------------

<92> Российская газета. 2005. 14 июня.


Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений


Комментарий к статье 27


Органы местного самоуправления наделяются прежде всего полномочиями в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Компетенция и полномочия органов местного самоуправления устанавливаются в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <93> (с изм. от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ).

--------------------------------

<93> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; Российская газета. 2004. 30 дек.


Административной реформой, проводимой в стране, природоохранная и природоресурсная компетенция органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению подлежит расширению, а на муниципальные образования возлагаются значительные полномочия по осуществлению муниципального экологического, в том числе водного, контроля. Должностным лицам муниципального контроля передается ряд полномочий, которыми обладают должностные лица государственного экологического контроля.

Органам местного самоуправления могут также передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Муниципальные образования и органы местного самоуправления являются субъектами, участниками водных отношений (см. ст. 7 настоящего Кодекса и комментарий к ней), вследствие чего наделяются законом прежде всего собственной компетенцией, которая не считается государственно-управленческой в полном смысле этого понятия (ст. 12 Конституции РФ).


Полтора десятка лет в ведении муниципальных образований находились вопросы местного значения, которыми они активно пользовались: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (на правах которой могут быть водные объекты); комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии, рациональное использование вод, приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения); регулирование планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование водных объектов для промышленности, сброса сточных и дренажных вод, обеспечения пожарной безопасности, рекреации); регулирование использования водных объектов местного значения (используемых для нужд проживающего в муниципальном образовании населения); участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования (осуществляемой специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды); обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.

В Законе от 6 октября 2003 г. понятие вопросов местного значения, как и понятия и классификация городских и сельских поселений, подверглось изменениям. Кроме указанных переданных Законом от 6 октября 2003 г. полномочий органы местного самоуправления наделяются компетенцией в области водных отношений конституциями республик, уставами других субъектов Федерации. В субъектах Федерации принимаются законы о местном самоуправлении, о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления, о компетенции органов местного самоуправления, которыми передаются отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для их реализации некоторые материальные и финансовые средства (см. также комментарий к ст. 6 ВК РФ и комментарий к ст. 17 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").


Статья 28. Бассейновые округа


Комментарий к статье 28


Сочетание рационального использования и охраны вод всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Федерации, т.е. сочетание бассейнового и административного принципов управления, одного из основных направлений осуществления экологической политики России, было предусмотрено в абзаце 3 ст. 69 ВК РФ 1995 г. Однако статьи о бассейновых округах в старом Водном кодексе не было, хотя округа как единицы управления использованием и охраной вод существовали в системе министерств мелиорации и водного хозяйства (1970 - 1980 годы), экологии (начало 1990-х годов), комитетов по водным ресурсам.

Законодательное оформление и закрепление двадцати бассейновых округов придает им правовую стабильность, легитимность и способствует официальному включению в систему управления использованием и охраной водных объектов. Учреждение и функционирование бассейновых округов, создание на их базе бассейновых советов (ст. 29 ВК РФ) и заключение на их базе и между ними бассейновых соглашений являются оптимальной и оправдавшей себя формой управления водными ресурсами.


В части третьей комментируемой статьи обозначено очередное полномочие Правительства РФ - устанавливать порядок утверждения границ бассейновых округов, что предполагает рассмотрение этого полномочия в системе управления в области использования и охраны водных объектов.

В соответствии со статьей 110 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть.

В области использования и охраны водных объектов Правительство РФ на основании статьи 114 Конституции РФ:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии и др.;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка <94>.

--------------------------------

<94> См.: Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005.


Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Большинство полномочий Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, перечисленных в статье 24 настоящего Кодекса, осуществляются в соответствии с российскими законами Правительством РФ. Реализуя свою компетенцию, Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ).

Постановлениями Правительства РФ был утвержден План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, установлены границы режима округов санитарной охраны курорта Талги в республике Дагестан, месторождения минеральных вод в г. Волгограде и Красноуфимского месторождения минеральных вод в Свердловской области и т.п.

Водные отношения затрагиваются нормативными правовыми актами, регулирующими использование и охрану других природных ресурсов.

Так, постановлениями Правительства РФ утверждены органы, осуществляющие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации. Издаются постановления Правительства РФ о мерах по усилению охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней.