Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1730

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<111> См.: Комментарий к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" / Руководитель авт. колл. С.А. Боголюбов. СПб.: Росгидрометеоиздат, 2002.


Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 46


Отношения, возникающие при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидроэнергетических сооружений, в основном регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

В нем установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

К гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно пункту 2 ст. 60 ВК РФ для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен статьей 22.1, в которой урегулирован порядок государственной регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах.

Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.

Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, подготовленные в соответствии с водным законодательством, где в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Водопользователи, использующие водные объекты для энергетики, принимают меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивают сохранение температурного режима водных объектов.

Нормы комментируемой статьи подвергаются некоторой критике за расплывчатость предписаний, посвященных требованиям к энергетическим предприятиям, за отсутствие категорических указаний о последствиях нарушений правил водопользования или использования для нужд энергетики очищенных вод, предназначенных для питьевого водоснабжения.


В процессе правоприменения обнаруживается конкуренция норм водного, земельного и горного законодательства относительно использования подземных водных объектов для нужд энергетики, использования вод и земель водного фонда для промышленности, энергетики и сельского, лесного хозяйства <112>. Энергетические предприятия - крупные потребители воды. Особенно "водоемкими" являются имеющие энергетические установки химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность. Большое количество воды расходует сама энергетика. Причем теплые, отработанные воды, используемые для охлаждения агрегатов и реакторов тепловых и атомных электростанций, накапливаются в водоемах. Это вызывает изменение экологических условий водоемов. Термальные загрязнения вызывают уменьшение содержания кислорода в воде, ухудшают условия жизни многих водных организмов, способствуют развитию сине-зеленых водорослей, значительно увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей, изменяют сроки нереста рыб.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 1997.


<112> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Руководитель авт. колл. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007.


Потребляя и используя водные ресурсы, промышленные энергетические (как и иные, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм управления) предприятия должны соблюдать установленные для них российским законодательством и договорами условия водопользования, в частности не допускать перерасход водных ресурсов, их загрязнение и изменение температурного режима. Право этих предприятий на использование водных объектов может быть ограничено, приостановлено или запрещено в случаях, указанных в статье 41 и других статьях ВК РФ (см. комментарий к ст. 45).


Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта


Комментарий к статье 47


Поверхностные водные объекты (ч. 2 ст. 5 ВК РФ) являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в особое пользование (ч. 4 ст. 6 ВК РФ).

Несмотря на незначительный удельный вес в общем грузообороте водный транспорт играет видную роль в народном хозяйстве Российской Федерации, особенно в экономике отдаленных регионов, где сеть дорог еще не развита.

Вместе с тем водный транспорт - один из наиболее существенных пользователей, а также источников загрязнения природных вод: образующиеся при прохождении судов волны вызывают взмучивание аллювиальных отложений на дне водоемов и разрушают берега; в результате накопления продуктов разрушения уменьшаются нагульные и нерестовые площади; за счет утечек либо аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, ветрового сноса пылевидных грузов с барж-площадок, добычи и перегрузки минерально-строительных материалов, слива подсланевых вод происходит загрязнение судоходных рек, водохранилищ и озер. Кроме того, на речных судах накапливается производственный и бытовой мусор, образуются значительные объемы хозяйственно-бытовых и фекальных вод.


Учитывая распространенность использования в нашей стране водных транспортных путей, российское законодательство предусматривает комплексную систему соответствующего надлежащего использования и охраны водных объектов. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 464 была утверждена Федеральная целевая программа "Внутренние водные пути России" на 1996 - 2000 годы с целью сохранения и модернизации сети внутренних водных путей, повышения надежности эксплуатации гидротехнических сооружений и безопасности судоходства.

В последнее время приобретает значение перемещение по водным объектам отходов и особенно опасных отходов. Такое транспортирование допускается при наличии паспорта отходов и специально оборудованных транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <113>.

--------------------------------

<113> См.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об отходах производства и потребления: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.


Порядок транспортирования отходов на конкретных видах транспорта, требования к выполнению погрузочно-разгрузочных работ определяются стандартами (нормами и правилами), утверждаемыми государственными органами по надзору над безопасностью на соответствующем виде транспорта, согласованными с государственными органами Российской Федерации. С момента погрузки на транспортное средство и приемки груза юридическим или физическим лицом, осуществляющим транспортирование, и до выгрузки его в установленном месте из транспортного средства юридическую ответственность за безопасное обращение с ним несет транспортная организация, которой принадлежит данное транспортное средство.

Правила использования водных объектов для транспорта устанавливаются такими нормативными правовыми актами, как Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001), Кодекс торгового мореплавания РФ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.) и др. (Устав речного флота России, Положение о регистре речного флота России, Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП), Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС), постановления начальников морских, торговых и рыбных портов).

Кодекс РФ об административных правонарушениях и административное законодательство субъектов Федерации содержат ряд норм об ответственности в комментируемой сфере водных отношений. К административным правонарушениям относятся нарушения правил, обеспечивающих безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов морского и речного транспорта, а также маломерных судов, которые влекут наложение штрафа на граждан и на должностных лиц. Выбрасывание за борт мусора и иных предметов также влечет предупреждение или наложение штрафа.


Согласно КоАП РФ и иным нормативным правовым актам выпуск в плавание маломерных судов, не зарегистрированных в установленном порядке, или не прошедших технический осмотр, или имеющих неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или не укомплектованных снаряжением, или переоборудованных без соответствующего разрешения, а также допуск к управлению маломерными судами лиц, не имеющих права управления этими судами, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов.

В КоАП РФ и ином административном законодательстве предусматривается, что управление судном, в том числе маломерным, не зарегистрированным в установленном порядке, или не прошедшим технического осмотра, или не несущим бортовых номеров и обозначений, или переоборудованным без соответствующего разрешения, или имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания влечет предупреждение или наложение штрафа; управление судном, в том числе маломерным, лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления таким судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение штрафа.

В соответствии с КоАП РФ и подзаконными актами превышение судоводителями маломерных судов установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, повреждение гидротехнических сооружений или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков влечет предупреждение или наложение штрафа или лишение права управления маломерным судном. Нарушение судоводителями маломерных судов иных правил пользования маломерными судами влечет предупреждение или наложение штрафа.

По КоАП РФ и иным актам управление судном, в том числе маломерным, судоводителем в состоянии опьянения, а также передача управления таким судном судоводителю, находящемуся в состоянии опьянения, влекут наложение штрафа или лишение судоводителя права управления судном. Уклонение судоводителей от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение штрафа или лишение судоводителя права управления судном. Управление судном, в том числе маломерным, на внутренних водных путях лицом, не имеющим такого права и находящимся в состоянии опьянения, или передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа. Допуск к управлению судном, в том числе маломерным, лиц, находящихся в состоянии опьянения, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию судов.


В КоАП РФ и иных актах административного законодательства устанавливается, что эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов Государственной инспекции по маломерным судам или нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований для безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

Таким образом, приведенные нормы предусматривают административную ответственность за нарушение требований, предъявляемых к использованию водных объектов для транспорта.

Кроме того, в административном законодательстве Российской Федерации и ее субъектов предусматриваются:

- нарушение правил движения на морском транспорте;

- нарушение правил, обеспечивающих безопасность пользования средствами морского транспорта;

- нарушение правил безопасности движения на речном транспорте;

- нарушение правил погрузки, разгрузки и складирования грузов в портах;

- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте.

В КоАП РФ определяются органы морского и речного транспорта, органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны, лесного хозяйства и т.п., полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Большинство плавательных средств являются маломерными, приводящими к значительном числу несчастных случаев на воде. В России на учете в территориальных государственных инспекциях по маломерным судам (ГИМС) состоят более миллиона маломерных судов и тысячи баз (сооружений) для их стоянок.

В результате аварий с маломерными судами гибнут тысячи человек; за год пресекаются десятки тысяч нарушений правил пользования маломерными судами и сотни нарушений правил пользования базами (сооружениями) для их стоянок. Все это (с учетом роста маломерного флота, увеличением рекреационных потребностей морей и нагрузок на воды) актуализирует необходимость регулирования порядка использования вод для плавания на маломерных судах.

Надзор за правильным пользованием маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах и базами (сооружениями) для их стоянок в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам РФ МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" <114>.