Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1726

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<121> См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. С. 449.


Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением требований охраны жизни людей на воде.

Водные объекты, примыкающие к ним иные природные объекты образуют порой единое рекреационное целое и создают благоприятные условия для отдыха, спорта и туризма. Активный отдых на воде осуществляется на живописных и безопасных для здоровья и жизни людей водоемах. Открытые водоемы с чистой водой должны в теплое время года быть доступны для купания населения. Места, выделенные для купания, должны быть удобными, безопасными для населения, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям для купания и пляжей, располагаться выше по течению реки и вдали от мест ближайшего загрязнения водоема: спуска сточных вод, стирки белья, водопоя скота, пристаней.

При определении прохождения туристских маршрутов, мест проведения массовых мероприятий обращается внимание на соблюдение требований природоохранного и природоресурсного (составляющего в целом экологическое) законодательства. Так, действующее законодательство об особо охраняемых природных территориях запрещает использование для рекреации водных объектов, признанных заповедными. Не все формы активного отдыха на водных объектах допускаются в национальных и природных парках: здесь не рекомендуется проводить массовые спортивные соревнования и зрелищные мероприятия.

При разработке туристских маршрутов и определении мест массового отдыха должны обеспечиваться мероприятия по сохранению среды обитания животного мира, условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных для животных участков территорий и акваторий <122>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002.


<122> См.: Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" / Руководитель авт. колл. С.А. Боголюбов. М.: Юстицинформ, 2003.


В соответствии с законодательством об использовании и охране рыбных ресурсов любительский и спортивный лов рыбы неистребительными орудиями лова в определенных размерах разрешается во всех водоемах на условиях общего водопользования с соблюдением правил рыболовства и водопользования (см. комментарий к ст. 6). Спортивный и любительский лов рыбы не допускается в водоемах и участках водоемов, признанных государственными заповедниками, специальными биологическими заказниками для охраны редких и ценных видов рыб и водных животных, рыбопитомниках, прудовых и культурных рыбных хозяйствах.


Особые условия устанавливаются для водоемов, где спортивный и любительский лов рыбы организуется обществами рыболовов и охотников и другими добровольными спортивными обществами, некоммерческими и коммерческими организациями, имеющими спортивные секции. На общественные объединения в этих случаях возлагаются дополнительные обязанности по поддержанию устойчивости водоемов, выращиванию в них молоди рыб, обеспечению соответствующего правопорядка (ст. 51 ВК РФ).

В последнее десятилетие исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации используются не только для разведки и добычи минеральных и биологических ресурсов, что должно регулироваться международными актами и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами, но и для рекреации российских граждан и граждан других государств <123>.

--------------------------------

<123> См.: Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2003.


Применение к названным в комментируемой статье отношениям требований водного и градостроительного законодательства Российской Федерации предполагает также учет норм земельного, гражданского, горного, лесного и иного законодательства, регулирующего подобные и смежные отношения, если они не урегулированы Водным кодексом РФ согласно части второй ст. 2 <124>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк.


<124> См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.


Статья 51. Использование водных объектов для целей рыболовства и охоты


Комментарий к статье 51


Водные объекты или их участки, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, предоставляются преимущественно для этих целей. В данных случаях использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может быть ограничено в соответствии с настоящим Кодексом. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Граждане и юридические лица, систематически использующие водные объекты для рыбного хозяйства, должны содержать берега водных объектов в местах их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными законодательством Российской Федерации <125>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2005.



<125> См.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О., Кузнецова Н.Д. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах": Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.


При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических и других сооружений на водных объектах, используемых для рыбного хозяйства, предусматриваются и осуществляются мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов, рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений.

Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. N 950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" предусматриваются серьезные меры по обеспечению прав России на находящиеся в ее ведении водные объекты рыбохозяйственного назначения <126>.

--------------------------------

<126> СЗ РФ. 1997. N 35. Ст. 4060.


Постановлениями Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" <127> и от 26 февраля 1999 г. N 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" реализуются требования федеральных законов и вышеназванного Указа Президента РФ об отстаивании интересов России на находящиеся в ее ведении водные объекты и их рыбопромысловые ресурсы <128>.

--------------------------------

<127> СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4553.

<128> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1243.


Приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. N 569 утверждено Положение о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. В Положении предусматриваются субъекты, объекты и основные направления указанного контроля, права, обязанности, в том числе информационные, и ответственность должностных лиц, уполномоченных осуществлять названный контроль <129>.

--------------------------------

<129> Российская газета. 2005. 27 окт.


Использование внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, для целей рыболовства и охоты основывается на положениях статей 4 и 67, пункта "в" ст. 71 Конституции РФ и нормах международного права.

Водные объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим разрешение на охоту и лицензию на пользование объектами животного мира, органами исполнительной власти субъектов Федерации и специально уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда (в настоящее время Федеральным агентством водных ресурсов) и др.

Водное законодательство состоит из Водного кодекса РФ и других принимаемых в соответствии с ним федеральных и региональных законов (ст. 2 ВК РФ и комментарий к ней). Законодательство о животном мире состоит из Федерального закона "О животном мире" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Федерации <130>.


--------------------------------

<130> См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" / Под ред. С.А. Боголюбова.


Статья 52. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых


Комментарий к статье 52


Законодательство о недрах, как и водное законодательство, относится согласно пункту "к" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством и законодательством о недрах <131>.

--------------------------------

<131> См.: Жариков Ю.Г., Крассов О.И., Сыродоев Н.А. и др. Комментарий к Закону РФ "О недрах" / Под ред. С.А. Боголюбова // Законодательство и экономика. 1999. N 4, 5.


Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.

Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять в установленном порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственный орган управления использованием и охраной недр и уполномоченный Правительством РФ государственный орган исполнительной власти в области использования и охраны вод.

Извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях допускается при наличии договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую среду.

В части второй комментируемой статьи предусматривается один из немногих случаев, когда в положениях об использовании водного объекта содержатся некоторые предписания о его охране при наличии отдельной статьи 57 "Охрана болот от загрязнения и засорения" ВК РФ. Объясняемое это тем, что утрата болотом режима водного объекта может быть не связана с его загрязнением и засорением.

В российском законодательстве происходит постоянная конкуренция требований законодательства о недрах и водного законодательства по отношению к регулированию использования и охраны подземных вод. В части первой комментируемой статьи приоритет отдается водному законодательству; в некоторых других статьях Кодекса, а также в Законе о недрах приоритетность регулирования использования и охраны подземных вод решается по-разному, в том числе с преимущественным применением законодательства о недрах.


Под предусмотренной в части второй комментируемой статьи рекультивацией понимается искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т.п.); комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и улучшение условий окружающей среды. Согласно ГОСТу 17.5.1-78 рекультивация должна быть неотъемлемой частью технологических процессов <132>.

--------------------------------

<132> Реймерс Н.Ф. Природопользование. С. 449.


Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности


Комментарий к статье 53


Предусмотренные в комментируемой статье отношения регулируются также Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с последующими изменениями и дополнениями.

Пожарная безопасность - один из видов безопасности граждан, общества и государства от различного рода угроз, в том числе глобального, техногенного характера, возрастающих по мере вмешательства человека в природную среду, повышения его антропогенного воздействия на окружающий его мир. От бытовых пожаров ежегодно гибнут тысячи людей, подвергается порче и разрушению их имущество. Задачи по их предупреждению и ликвидации последствий возлагаются на пожарную службу МЧС России.

Выделение водоемов для пожаротушения является частью пожарной профилактики, т.е. комплекса мер для предупреждения и локализации пожаров, системы государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану людей и материальных ценностей от пожаров. Мероприятия пожарной профилактики проводятся в стадии проектирования, строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов. Наряду с выделением водных объектов к ним относится обеспечение противопожарной безопасности технологическими установками, системами электрооборудования, средствами оповещения и эвакуации людей и т.п. <133>.

--------------------------------

<133> Новый энциклопедический словарь. М., 2004. С. 934.


Пожары бывают лесные, степные, торфяные <134>. Большой урон наносят лесные пожары (в Сибири и на Дальнем Востоке): выгорание лесной подстилки, мха, трав и кустарников (низовой пожар), вызванное, как правило, небрежным обращением с огнем в лесу, поджогами и техногенными причинами. Ветром раздувается верховой лесной пожар по макушкам и вершинам деревьев.

--------------------------------

<134> Реймерс Н.Ф. Природопользование. С. 364, 365.


Пожар степной - естественно возникающие и (или) искусственно вызываемые палы в степях. Длительное ежегодное выжигание степной растительности ведет к опустыниванию. Пожар торфяной - самовозгорание торфяного болота, как правило, осушенного, но иногда (например, жарким летом в европейской части России) естественного при перегреве его поверхности лучами солнца или в результате небрежного обращения с огнем. С этим видом пожара борьба особенно затруднена ввиду распространения огня под поверхностью земли в слое до 2 - 3 м, приводя к значительным экономическим потерям и человеческим жертвам.