Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1727

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<114> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5499.


ГИМС проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных судов и других водных транспортных средств, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок.

Некоторыми нормативными правовыми актами регулируются отношения по использованию водных объектов для плавания на маломерных судах.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502, содержат общие обязанности судоводителей и судовладельцев, порядок регистрации, эксплуатации, оснащения спасательными и противопожарными средствами маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок, перечень неисправностей, при наличии которых запрещается плавание маломерных судов, включают права ГИМС, правила аттестации граждан на право управления маломерным судном, учета и технического освидетельствования судов и баз их стоянок <115>.

--------------------------------

<115> См.: Российская газета. 2005. 14 сент.


Приказом МЧС России утвержден Перечень должностных лиц ГИМС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях <116>.

--------------------------------

<116> См.: Российская газета. 2005. 30 июня; Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2003.


На основании части второй комментируемой статьи Правительство РФ приняло Постановление от 30 декабря 2006 г. N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов". В Правилах определен порядок использования поверхностных водных объектов или их части (далее - водный объект) для взлета, посадки воздушных судов.

Использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов Федерации.

Границы акватории водного объекта, предоставленного в пользование для указанных целей, в дневное время обозначаются ограничительными буями и вехами, в ночное время - сигнальными огнями.

Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ, и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройства акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах.


Юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:

а) осуществляют взлет, посадку воздушных судов таким образом, чтобы не создавать препятствий водопользователям на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, и ограничений их прав, а также помех и опасности для судоходства и людей;

б) обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;

в) руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе об особо охраняемых природных территориях, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, водных биоресурсах, природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающим, в частности, соответствующие режимы особой охраны для водных объектов:

- отнесенных к особо охраняемым водным объектам;

- входящих в состав особо охраняемых природных территорий;

- расположенных в границах зон, округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения;

- расположенных в границах рыбохозяйственных заповедных зон;

- содержащих природные лечебные ресурсы;

- расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта в границах зон округа их санитарной охраны;

г) принимают меры по охране используемых для взлета, посадки воздушных судов водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения, в том числе вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также охране водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

д) соблюдают иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов запрещаются:

а) сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

б) размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения и ликвидации утечек нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ;


в) снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.


Статья 48. Использование водных объектов для сплава древесины


Комментарий к статье 48


Водные объекты, используемые для судоходства, сплава древесины, взлета (посадки) воздушных судов, определяются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Организации, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Весьма неблагоприятное воздействие на состояние водных объектов оказывает сплав древесины, получивший особо широкое распространение на реках, где судоходство лимитируется габаритами водных путей. Под влиянием сплава древесины, прежде всего молевого, нарушается естественное состояние русел, происходит засорение водотоков и водоемов затопленной древесиной, разрушаются нерестовые участки, образуются заторы, препятствующие передвижению рыб и способствующие заилению русел и нерестилищ.

Затапливаемая древесина придает воде токсические свойства и изменяет ее гидрохимический состав. В результате поступления и последующего распада легкоокисляемых органических соединений в воде снижается содержание растворимого кислорода, изменяется цветность, увеличивается окисляемость. Систематическое многолетнее воздействие сплава древесины на водные объекты приводит к изменению структуры и уменьшению видового разнообразия водных биоценозов; как правило, ухудшается состав ихтиофауны и выпадают ценные виды рыб.

В целом сплав древесины представляет серьезную угрозу для водных экосистем, наносит существенный материальный ущерб рыбной промышленности и другим отраслям экономики. Следовательно, крайне необходимо принимать меры, которые могли бы свести к минимуму негативные последствия его воздействия, как и воздействие водного транспорта на геоэкосистемы речных бассейнов <117>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 1996.


<117> См.: Боголюбов С.А., Емельянова В.Г., Жариков Ю.Г., Панкратов И.Ф. Комментарий к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" // Законодательство и экономика. 1995. N 21, 22.


Изменение в Водном кодексе РФ слов "лесосплав" на "сплав древесины" обусловлено содержанием и толкованием статьи 5 и части первой ст. 29 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. (под лесом понимается экологическая система или природный ресурс, а под заготовкой древесины - деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозкой из леса) и статями 25 и 39 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <118>.


--------------------------------

<118> Российская газета. 2006. 8 дек.


Статья 49. Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей


Комментарий к статье 49


Основным, считающимся специальным правовым актом, регулирующим порядок использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, является Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", действующий на всей территории Российской Федерации. На основе содержащихся в нем нормативных положений развивается правовое регулирование в данной сфере общественных отношений.

Во исполнение указанного Закона Правительство РФ приняло 7 декабря 1995 г. Постановление N 1426, которым утвердило Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения <119>.

--------------------------------

<119> См.: Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях". М.: Центр охраны дикой природы, 2001.


Уникальность, особая ценность природных лечебных ресурсов (лечебных минеральных вод, лиманов и озер, участков морских вод, используемых для лечения и отдыха) обусловили признание их законом особо охраняемыми. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов признаются на основании научных исследований и многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Федерации).

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется на основании Гражданского кодекса РФ.

Законом устанавливается строго целевое использование природных лечебных ресурсов: для лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха. Минеральные воды могут использоваться для промышленного разлива. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных законом, допускается с соблюдением установленных законодательством условий.

В исключительных случаях использование водных лечебных ресурсов для питьевого водоснабжения или иных целей имеют право разрешить органы исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с государственным федеральным органом управления использованием и охраной водного фонда - Федеральным агентством водных ресурсов, государственным федеральным органом, осуществляющим управление курортами, а по подземным водным объектам - по согласованию с органом управления использованием и охраной недр - Федеральным агентством по недропользованию.


Пользователями природных ресурсов могут быть юридические лица и граждане. Предоставление природных лечебных ресурсов в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией. Порядок ее выдачи определяется Правительством РФ. На курортах и в курортных регионах разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями.

Среди обязанностей пользователей следует обратить внимание на выполнение установленных законом требований о рациональном использовании и сохранении полезных свойств природных лечебных ресурсов при их разработке:

- объемы добычи природных лечебных ресурсов лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации;

- применяемые технологии добычи, подготовки и использования природных лечебных ресурсов должны гарантировать защиту от преждевременного истощения, загрязнения, защиту полезных ископаемых от утраты их полезных свойств;

- применяемые при эксплуатации технологические методы должны основываться на технологических схемах разработки.

Качество добываемых природных лечебных ресурсов должно быть подтверждено специальными медицинскими заключениями. Их использование в лечебных целях допускается в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на такой вид деятельности. В случае нарушения установленных правил пользование природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено. Причем это не освобождает виновных от ответственности, предусмотренной законодательством.

Для обеспечения защиты и сохранения природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей с прилегающими участками от загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, представляющие собой особо охраняемые территории <120>.

--------------------------------

<120> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт, 2006.


За нарушение установленного Законом порядка использования природных лечебных ресурсов и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с Трудовым, Гражданским, Уголовным кодексами РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 64 и 66 ВК РФ).


Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей


Комментарий к статье 50


Комментируемая статья развивает положения части первой ст. 7, части пятой ст. 37 и части второй ст. 41 Конституции РФ. Рекреация означает восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища (на лоне природы) или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников природы <121>.