ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1803
Скачиваний: 2
Выделение водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое органами местного самоуправления, органами пожарной охраны МЧС России или собственником предприятия, строения или иного объекта, должно сопровождаться обозначениями и специальными знаками на местности, предупреждающими физических и юридических лиц о выделении данного водоема (водного объекта) и недопустимости его использования для иных целей. Площадь выделяемого водного объекта и сопряженных с ним земель водного фонда зависит от величины защищаемых от пожара строений и степени риска возгорания.
Наиболее часто для пожаротушения выделяются пруды, то есть мелководные водоемы (водохранилища) площадью не более 1 кв. км (п. 178 ГОСТ 19179-73) <135>. В последние годы после перевода пожарной службы из МВД в МЧС России подготовлено и принято немало подзаконных актов, пополняющих нормативно-правовую базу обеспечения пожарной безопасности.
--------------------------------
<135> См.: Стандартные термины в водном хозяйстве: Справочник. М.: МПР России, 1999.
Готовность водных объектов к забору воды для пожаротушения проверяется в ходе государственного пожарного и иного вида контроля независимо от форм собственности и организационно-правовых форм управления ею, а также от отнесения водных объектов к федеральному, региональному (субъектов Федерации) контролю и надзору, локальному или муниципальному ведению <136>.
--------------------------------
<136> См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.
Возможность приватизации отдельных водных объектов (ст. 8 ВК РФ и комментарий к ней) не предполагает исключение действия части первой комментируемой статьи относительно водных объектов, находящихся в частной собственности. Независимо от целей использования водных объектов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности, забор из них должен допускаться незамедлительно и неограниченно для ликвидации пожара и спасения людей и имущества.
В Федеральном Собрании РФ обсуждается законопроект о запрещении приватизации и огораживания водных объектов, предназначенных для пожаротушения. Проблема заключается в необходимости четкого понимания, уяснения и обозначения таких водных объектов и их признаков, поскольку потенциально каждый водный объект в случае пожара может стать необходимым для его тушения.
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Комментарий к статье 54
Положения настоящей статьи базируются на статьях 69, 71, пункте "м" части первой ст. 72 Конституции РФ и Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <137>. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями) утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
--------------------------------
<137> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
Дальнейшее регулирование этой сферы государственных и общественных отношений осуществлялось в Федеральных законах от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и др. <138>.
--------------------------------
<138> См.: Андриченко Л.В. Правовое регулирование организации и деятельности коренных малочисленных народов. М.: ИЗиСП, 2005.
В нормативных правовых актах должны преломляться и конкретизироваться предусмотренные в комментируемой статье и иных федеральных нормативных правовых актах права коренных малочисленных народов и обязанности Федерации, ее субъектов. Их требования должны основываться на нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся согласно части четвертой ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы. Так, к среде обитания малочисленных народов имеют отношение и участвуют в регулировании водопользования одобренные на международном, федеральном и региональном уровнях:
- Конвенция N 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1957 г.);
- Рекомендация N 104 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1957 г.);
- Конвенция N 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г.);
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята Комиссией по правам человека на ее сорок восьмой сессии в 1992 г.);
- Устав Совета народности саами северных стран (принят на XI конференции народности саами в Тромсе в 1980 г.);
- Политическая программа народа саами (принята в 1989 г.);
- Декларация Саммита лидеров коренных народов Арктики (заключена 20 июня 1991 г. в г. Херсхольме);
- Декларация свободного развития народов Севера (принята Международной конференцией параллельной СБСЕ активности народов Севера "Права человека и народы Севера" 2 октября 1991 г.);
- Декларация Международной конференции коренных народов по территории, охране окружающей среды и развитию (подписана в г. Кари-Ока (Бразилия) 30 мая 1992 г.);
- Закон СССР от 26 апреля 1990 г. "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР";
- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. "О депутатской Ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока";
- распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г. "О некоторых вопросах деятельности Международного фонда развития малых народов и этнических групп на территории РСФСР";
- Постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145 "О Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годах";
- Постановление Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 591 "О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов";
- Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе и Магаданской области";
- Постановление Верховного Совета РФ от 25 декабря 1992 г. "О включении Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годах в перечень федеральных целевых программ";
- Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г. "Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера";
- распоряжение Председателя Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г. "О социальной поддержке групп населения с низкими доходами Таймырского автономного округа";
- Указ Президента РФ от 22 апреля 1992 г. N 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера";
- Постановление Правительства РСФСР от 4 января 1992 г. N 15 "Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры малочисленных народов Севера";
- Постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. "О сохранении природного комплекса среды проживания удэгейцев, нанайцев и орочей в Пожарском районе Приморского края";
- Постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. "Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера";
- Постановление Правительства РФ от 11 января 1993 г. N 22 "О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера";
- решение Совета народных депутатов Корякского автономного округа от 26 марта 1992 г. "О внесении изменений в Положение о порядке распределения лимитов вылова анадромных (лососевых) видов рыб на территории Корякского автономного округа";
- решение Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 1990 г. "Об образовании территорий приоритетного природопользования";
- Устав Фонда малочисленных народов Севера (принят Учредительным собранием 27 мая 1992 г.);
- Законы Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов о родовых общинах.
Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 55. Основные требования к охране водных объектов
Комментарий к статье 55
Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления их охраны, определение некоторых общих требований к ней и обозначение ответственных за нее государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц.
Центральными органами специальной компетенции, осуществляющими управление в области охраны вод, являются МПР России и Федеральное агентство водного хозяйства, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Возложенные на них полномочия они осуществляет непосредственно либо через свои территориальные органы.
Отнесенное к совместной компетенции управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации, нуждается в регулировании, основанном на их взаимодействии и разграничении полномочий.
Уполномоченными Правительством РФ федеральными государственными органами исполнительной власти решаются важнейшие вопросы охраны водных объектов: разработка и реализация федеральных государственных программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод (ст. 24 ВК РФ).
В "Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" предусматриваются основные направления деятельности в области охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение Волги", восстановление нарушенной прибрежной полосы Черного моря, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.
На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Субъекты Федерации организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора над использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проведение других региональных водоохранных мероприятий в соответствии с положениями статей 25 и 26 ВК РФ.
Субъекты Федерации принимают участие в решении общегосударственных вопросов по восстановлению и охране водных объектов; разработке и реализации федеральных программ по восстановлению и охране водных объектов; в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов; в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
Осуществление органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Федерации установленных законодательством полномочий направлено на обеспечение сбалансированности экономного, рационального использования и улучшения состояния водных объектов.
Для выполнения требований части второй комментируемой статьи и предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.
К производственно-техническим относятся разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ.
Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.
К федеральным законам, регулирующим обязанности по осуществлению предусмотренных в части второй комментируемой статьи мероприятий, относятся, кроме Водного кодекса, Федеральные законы о животном мире, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах, о недрах, Земельный кодекс РФ и т.д.
Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Комментарий к статье 56
В тексте Водного кодекса не расшифровываются понятия "загрязнение" и "засорение". В статье 1 ВК РФ 1995 г., признанного 3 июня 2006 г. утратившим силу, под загрязнением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Под засорением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.