Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1722

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделение водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое органами местного самоуправления, органами пожарной охраны МЧС России или собственником предприятия, строения или иного объекта, должно сопровождаться обозначениями и специальными знаками на местности, предупреждающими физических и юридических лиц о выделении данного водоема (водного объекта) и недопустимости его использования для иных целей. Площадь выделяемого водного объекта и сопряженных с ним земель водного фонда зависит от величины защищаемых от пожара строений и степени риска возгорания.

Наиболее часто для пожаротушения выделяются пруды, то есть мелководные водоемы (водохранилища) площадью не более 1 кв. км (п. 178 ГОСТ 19179-73) <135>. В последние годы после перевода пожарной службы из МВД в МЧС России подготовлено и принято немало подзаконных актов, пополняющих нормативно-правовую базу обеспечения пожарной безопасности.

--------------------------------

<135> См.: Стандартные термины в водном хозяйстве: Справочник. М.: МПР России, 1999.


Готовность водных объектов к забору воды для пожаротушения проверяется в ходе государственного пожарного и иного вида контроля независимо от форм собственности и организационно-правовых форм управления ею, а также от отнесения водных объектов к федеральному, региональному (субъектов Федерации) контролю и надзору, локальному или муниципальному ведению <136>.

--------------------------------

<136> См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.


Возможность приватизации отдельных водных объектов (ст. 8 ВК РФ и комментарий к ней) не предполагает исключение действия части первой комментируемой статьи относительно водных объектов, находящихся в частной собственности. Независимо от целей использования водных объектов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности, забор из них должен допускаться незамедлительно и неограниченно для ликвидации пожара и спасения людей и имущества.

В Федеральном Собрании РФ обсуждается законопроект о запрещении приватизации и огораживания водных объектов, предназначенных для пожаротушения. Проблема заключается в необходимости четкого понимания, уяснения и обозначения таких водных объектов и их признаков, поскольку потенциально каждый водный объект в случае пожара может стать необходимым для его тушения.


Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


Комментарий к статье 54


Положения настоящей статьи базируются на статьях 69, 71, пункте "м" части первой ст. 72 Конституции РФ и Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <137>. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями) утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.


--------------------------------

<137> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.


Дальнейшее регулирование этой сферы государственных и общественных отношений осуществлялось в Федеральных законах от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и др. <138>.

--------------------------------

<138> См.: Андриченко Л.В. Правовое регулирование организации и деятельности коренных малочисленных народов. М.: ИЗиСП, 2005.


В нормативных правовых актах должны преломляться и конкретизироваться предусмотренные в комментируемой статье и иных федеральных нормативных правовых актах права коренных малочисленных народов и обязанности Федерации, ее субъектов. Их требования должны основываться на нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся согласно части четвертой ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы. Так, к среде обитания малочисленных народов имеют отношение и участвуют в регулировании водопользования одобренные на международном, федеральном и региональном уровнях:

- Конвенция N 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1957 г.);

- Рекомендация N 104 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1957 г.);

- Конвенция N 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г.);

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята Комиссией по правам человека на ее сорок восьмой сессии в 1992 г.);

- Устав Совета народности саами северных стран (принят на XI конференции народности саами в Тромсе в 1980 г.);

- Политическая программа народа саами (принята в 1989 г.);

- Декларация Саммита лидеров коренных народов Арктики (заключена 20 июня 1991 г. в г. Херсхольме);

- Декларация свободного развития народов Севера (принята Международной конференцией параллельной СБСЕ активности народов Севера "Права человека и народы Севера" 2 октября 1991 г.);

- Декларация Международной конференции коренных народов по территории, охране окружающей среды и развитию (подписана в г. Кари-Ока (Бразилия) 30 мая 1992 г.);

- Закон СССР от 26 апреля 1990 г. "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР";


- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. "О депутатской Ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока";

- распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г. "О некоторых вопросах деятельности Международного фонда развития малых народов и этнических групп на территории РСФСР";

- Постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145 "О Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годах";

- Постановление Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 591 "О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов";

- Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе и Магаданской области";

- Постановление Верховного Совета РФ от 25 декабря 1992 г. "О включении Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годах в перечень федеральных целевых программ";

- Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г. "Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера";

- распоряжение Председателя Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г. "О социальной поддержке групп населения с низкими доходами Таймырского автономного округа";

- Указ Президента РФ от 22 апреля 1992 г. N 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера";

- Постановление Правительства РСФСР от 4 января 1992 г. N 15 "Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры малочисленных народов Севера";

- Постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. "О сохранении природного комплекса среды проживания удэгейцев, нанайцев и орочей в Пожарском районе Приморского края";

- Постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. "Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера";

- Постановление Правительства РФ от 11 января 1993 г. N 22 "О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера";

- решение Совета народных депутатов Корякского автономного округа от 26 марта 1992 г. "О внесении изменений в Положение о порядке распределения лимитов вылова анадромных (лососевых) видов рыб на территории Корякского автономного округа";

- решение Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 1990 г. "Об образовании территорий приоритетного природопользования";

- Устав Фонда малочисленных народов Севера (принят Учредительным собранием 27 мая 1992 г.);

- Законы Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов о родовых общинах.



Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Статья 55. Основные требования к охране водных объектов


Комментарий к статье 55


Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления их охраны, определение некоторых общих требований к ней и обозначение ответственных за нее государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц.

Центральными органами специальной компетенции, осуществляющими управление в области охраны вод, являются МПР России и Федеральное агентство водного хозяйства, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Возложенные на них полномочия они осуществляет непосредственно либо через свои территориальные органы.

Отнесенное к совместной компетенции управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации, нуждается в регулировании, основанном на их взаимодействии и разграничении полномочий.

Уполномоченными Правительством РФ федеральными государственными органами исполнительной власти решаются важнейшие вопросы охраны водных объектов: разработка и реализация федеральных государственных программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод (ст. 24 ВК РФ).

В "Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" предусматриваются основные направления деятельности в области охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение Волги", восстановление нарушенной прибрежной полосы Черного моря, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.

На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Субъекты Федерации организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора над использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проведение других региональных водоохранных мероприятий в соответствии с положениями статей 25 и 26 ВК РФ.


Субъекты Федерации принимают участие в решении общегосударственных вопросов по восстановлению и охране водных объектов; разработке и реализации федеральных программ по восстановлению и охране водных объектов; в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов; в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Осуществление органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Федерации установленных законодательством полномочий направлено на обеспечение сбалансированности экономного, рационального использования и улучшения состояния водных объектов.

Для выполнения требований части второй комментируемой статьи и предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.

К производственно-техническим относятся разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ.

Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

К федеральным законам, регулирующим обязанности по осуществлению предусмотренных в части второй комментируемой статьи мероприятий, относятся, кроме Водного кодекса, Федеральные законы о животном мире, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах, о недрах, Земельный кодекс РФ и т.д.


Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 56


В тексте Водного кодекса не расшифровываются понятия "загрязнение" и "засорение". В статье 1 ВК РФ 1995 г., признанного 3 июня 2006 г. утратившим силу, под загрязнением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Под засорением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.