Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1718

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышение установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, о повышенных уровнях радиации, опасных для здоровья человека и окружающей среды, принимать меры к ликвидации очагов заражения.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, не соблюдающие правила обращения с радиоактивными материалами, по решению суда, вынесенному по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, лишаются права пользования ими, либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков.

Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются.

Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду. Правила охраны окружающей среды в интересах охраны здоровья человека от вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится с разрешения федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Нарушение указанных правил влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение деятельности предприятий и иных объектов в судебном порядке по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

На охрану природных ресурсов от загрязнения радиоактивными веществами направлены Указ Президента РФ от 20 апреля 1995 г. N 389 "О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива", распоряжение Президента РФ от 9 апреля 1993 г. N 224-рп "О мерах по безопасной эксплуатации объектов ядерной энергетики", Постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. N 505 "Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации" и ряд других подзаконных актов.


Таким образом, охрана водных объектов от загрязнения и засорения является основным направлением сохранения водных ресурсов и предусматривается в многочисленных нормативных правовых актах.


Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 57


Под болотами понимается избыточно увлажненный участок поверхности земли, характеризующийся накоплением в верхних горизонтах остатков растительности, превращающейся в торф. Болота отличаются от заболоченных территорий слоем торфа в 30 см и более. Осушение - это комплекс гидротехнических и других мер по удалению излишков воды из почв и горных пород для различных хозяйственных целей <139>.

--------------------------------

<139> См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. С. 54, 329, 627.


Подобной статьи в ВК 1995 г. не было. Ее появление обусловливается более значительным вторжением хозяйственной деятельности человека в водные системы, особенно в европейской части России, и осознанием роли болот в поддержании водохозяйственного баланса и среды обитания.

Направленное на повышение плодородия почв и оздоровление местности осушение болот не должно приводить к обеднению водой той или иной местности, в частности на торфяных почвах. В последние десятилетия встает вопрос об обводнении прежде осушенных болот, что обусловлено задачами пожаротушения и возвращения болотам свойств накопления воды, создания условия обитания объектов животного мира.

В свою очередь, предусмотренные в части первой комментируемой статьи ядохимикаты представляют собой химические вещества, используемые для борьбы с нежелательными в хозяйственном или медицинском отношении организмами <140>.

--------------------------------

<140> См.: Экология: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000.


Правовой статус болот как водных объектов предусматривается в пункте 4 части второй и пункте 4 части четвертой ст. 5 настоящего Кодекса. О водно-болотных угодьях приняты и действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации, разработанные в развитие европейских и иных международных соглашений об их сохранении.

Некоторые меры охраны болот предусматриваются в части второй ст. 52 ВК РФ (см. комментарий к ней). Понятие "истощение вод" раскрывается в пункте 15 ст. 1 ВК РФ <141>.

--------------------------------

<141> См.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Об отходах производства и потребления: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.


Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения


Комментарий к статье 58


Понятия "загрязнение" и "засорение" даются в комментарии к статье 56 Кодекса. Ледники представляют собой движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Эти определения, носящие естественнонаучный характер, приводились в статье 13 ВК РФ 1995 г.


Ледники и снежники являются источниками пополнения ресурсов чистой пресной воды. В ледниках заключено около 24 тыс. куб. км пресной воды, в то время как во всех реках Земли одновременно ее содержится 1,2 тыс. куб. км. Запасы влаги, содержащиеся в них, обеспечивают питание рек, водохранилищ и озер. Причем в отличие от снега на равнинах ледники и снежники, находящиеся в горах, тают долго и интенсивно, они питают водой реки и иные водоемы летом, когда ощущается особенно большая потребность в воде.

Дискуссии о потеплении климата планеты Земля ставят вопрос о сохранении ледников как источников чистой питьевой воды, особенно расположенных вблизи Арктики, Антарктики, Гренландии. Их повышенное таяние и загрязнение могут повлечь повышение уровня мирового океана, лишение человечества части освоенной суши и значительной части пресной воды.

Порядок использования и охраны ледников и снежников определяется водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации. Как резерв чистой пресной воды ледники и снежники охраняются усиленным образом от загрязнения и засорения. Забор льда из них может производиться в количествах, не оказывающих негативное влияние на состояние поверхностных и подземных вод.

Ледяной покров рек и иных водоемов нельзя загрязнять нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, а также засорять бытовыми и иными отходами и отбросами. В части первой комментируемой статьи предусматривается запрещение несанкционированного сброса (в отличие от любого сброса в ВК РФ 1995 г.).


Статья 59. Охрана подземных водных объектов


Комментарий к статье 59


При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение подземных водных объектов.

Закон не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации, а относит обязанности по охране подземных водных объектов ко всем без исключения физическим и юридическим лицам. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный порядок для этих работ. Лишь добыча наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), допускается без специального разрешения.

Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает вопрос: кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ? Целесообразно применять солидарную ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно использовать договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них и за что несет ответственность.


Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия. Здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы изменяют формы речного русла и берегов, могут вызвать оползни и размывы. Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления (как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства, рыбного хозяйства, рекреации на воде <142>.

--------------------------------

<142> См.: Жариков Ю.Г., Крассов О.И., Сыродоев Н.А. и др. Комментарий к Закону РФ "О недрах" / Под ред. С.А. Боголюбова // Законодательство и экономика. 1999. N 4, 5.


Водосборной площадью считается территория, сток с которой формирует водный объект (ВК РФ 1995 г.). Законодательство Российской Федерации о недрах упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), используемый в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (а это может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов.

Проведение этих работ требует согласования с контрольно-надзорными органами. Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы.

В последнее время в связи с ростом урбанизации и повышением экологических требований вызывают беспокойство состояние кладбищ и скотомогильников, в которых споры опасных заболеваний могут сохраняться столетиями. В бассейне реки Волги насчитываются сотни указанных захоронений, прошедших учет и инвентаризацию. Но многие остаются пока не известными и обнаруживаются после загрязнения и заражения подземных водных объектов.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой внесены в администрации десятков субъектов Федерации представления, предписания и предостережения (в зависимости от состояния и опасности объекта) об устранении нарушений водного законодательства в связи с нахождением на водосборной площади кладбищ и скотомогильников, которые могут стать источниками массовых инфекционных заболеваний.

Правовое регулирование орошения и удобрения земель осуществляется наряду с санитарным законодательством в Федеральном законе от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <143>.

--------------------------------

<143> См. Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель" / Под ред. С.А. Боголюбова, Ю.Г. Жарикова. М.: Сельхозиздат, 1998.


Под водозабором понимается комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов (ст. 1 ВК 1995 г.). В частях первой, четвертой и пятой комментируемой статьи предусматриваются обязанности по принятию и осуществлению неких мер, хотя сами меры не называются, не перечисляются и, следовательно, остаются на усмотрение водопользователей.


Охране подземных водных объектов при проведении работ, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", посвящается немало подзаконных нормативных правовых актов. Так, Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 г. N 68 утвержден Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации с перечислением органов, граждан и юридических лиц, имеющих право на эту деятельность, их обязанностей по охране подземных вод.

Министерством сельского хозяйства РФ 21 февраля 2005 г. издан Приказ N 23 "О Временном порядке рассмотрения и согласования материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации".

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 г. N 69 были утверждены Правила разработки месторождений теплоэнергетических вод.

Нередко регулирование охраны подземных водных объектов осуществляется в подзаконных нормативных правовых актах, посвященных недропользованию. Так, в Приказе МПР России от 15 декабря 2006 г. N 286 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса" предусматривается учет балансовых и забалансовых запасов питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовых и забалансовых запасов рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов <144>.

--------------------------------

<144> Российская газета. 2007. 7 февр.


Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19 введены в действие Санитарные правила "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01".


Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы


Комментарий к статье 60


Деятельность, связанная с гидротехническими сооружениями, предусматривается в статье 46 и других статьях Водного кодекса РФ (об использовании гидротехнических сооружений см. Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений").

Регулирование земельных отношений для строительства новых ГТС и водохранилищ осуществляется в Земельном и Гражданском кодексах РФ. Так, предоставление и изъятие земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматриваются статьями 30 и 49 ЗК РФ, выбор, порядок предоставления, органы, осуществляющие предоставление земельных участков, - статьями 29, 31 - 33 ЗК РФ.