Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1714

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулирование гражданских и иных связанных с ними прав на воды, землю и иные природные ресурсы и объекты, являющиеся предметом гражданского (имущественного) оборота, осуществляется в статьях 260 - 287 гл. 17 ГК РФ.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, производится в соответствии с Водным, Градостроительным, Земельным кодексами РФ, экологическими требованиями, установленными в Федеральных законах "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе" <145>.

--------------------------------

<145> См.: Веселов А. Новый Градостроительный кодекс // Экологическое досье России. 2005. N 6.


При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую среду.

Определение мест строительства хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, производится в соответствии с Земельным, Градостроительным кодексами РФ, Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Их месторасположение согласуется с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти, органами в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и с согласия в ряде случаев органов местного самоуправления. В необходимых случаях при размещении хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, решение о месте их расположения принимается по результатам обсуждения или референдума.

При технико-экономическом обосновании проекта (ТЭО), проектировании хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, надо учитывать уровень научно-технического прогресса, предельно допустимые нагрузки на водные объекты, предусматривать надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными отходами, их обеззараживание и утилизацию, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных ресурсов.

ТЭО и проекты на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, проходят государственную экспертизу на предпроектную и проектную документацию, государственную экологическую экспертизу, а при необходимости - общественную экологическую экспертизу.

При государственной экологической экспертизе устанавливаются соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических, иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.


Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими им нормативными актами субъектов Федерации. Проведение ее осуществляется на федеральном уровне и региональном уровне.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых согласно их уставам является охрана окружающей природной среды.

Развивая общие экологические нормы, при проектировании и строительстве вновь создаваемых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых систем водоснабжения. Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения допускается в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы.

Строительство, реконструкция хозяйственных и других объектов может производиться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной предпроектной и проектной и государственной экологической экспертизы в строгом соответствии с действующими санитарными, строительными нормами и правилами.

Строительство, реконструкция хозяйственных и других объектов не разрешается до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Утвержденный проект или стоимость проектных работ не могут быть изменены в ущерб требованиям экологической безопасности. Меры по охране водных объектов и окружающей среды должны приниматься в ходе строительных работ.

Ограничение, приостановление или запрещение водопользования и эксплуатации водохозяйственных систем предусматриваются в статьях 10 и 41 ВК РФ, ст. 34 и ст. 43 Закона об охране окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 апреля 2005 г. N 234) предусматриваются цели, порядок формирования и ведения указанного регистра, определены и ответственные органы: Ростехнадзор, Росводресурсы, МПР России и Минтранс России.


Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ


Комментарий к статье 61


Перечень работ, при проведении которых необходимо осуществление охраны водных объектов, предусматривается в главе 5 ВК РФ, но не может быть исчерпывающим. Например, добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться способами, не оказывающими вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.


При проведении работ, осуществляемых на дне водных объектов, направленных на использование недр, но не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

Ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах осуществляется по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда <146>.

--------------------------------

<146> См.: Лукинская М. Юрий Чайка заступился за Байкал // Российская газета. 2007. 7 февр.


В процессе согласования работ определяются водоохранные требования к их производству (ст. ст. 55 и 56 ВК РФ, ст. ст. 34 - 39, 46, 51 и 52 Закона об охране окружающей среды). Поскольку многие работы на водных объектах проводятся на территории поселений, их осуществление регулируется также в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ <147>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк.


<147> См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ИЗиСП Проспект, 2007.


Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, должны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. В комментируемой статье не называются конкретные меры, которые должны осуществлять водопользователи. Они определяются в общем виде в статьях 42, 55 и 56 ВК РФ, а также в ином федеральном законодательстве.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов нельзя осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние; осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, в соответствии со статьями 10 и 41 ВК РФ.

Основные обязанности граждан и юридических лиц по охране вод, в том числе при проведении работ, определены в статье 39 Водного кодекса. Эти основные обязанности по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и вредного воздействия вод развиваются и определяются федеральным законодательством, а также инструкциями, правилами и нормами, установленными в пределах их компетенции федеральными министерствами, а также федеральными службами и федеральными агентствами.


В подзаконных актах регулируется охрана водных объектов при проведении самых различных работ на водах, находящихся в ведении Российской Федерации. Так, Постановлениями Правительства РФ утверждены следующие документы:

- от 19 января 2000 г. N 44 - Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

- от 30 июля 2004 г. N 391 - Правила проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и о внесении дополнения в пункт 9 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

- от 9 ноября 2004 г. N 610 - Положение о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.


Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии


Комментарий к статье 62


Толкование комментируемой статьи может осуществляться с учетом статьи 46 ВК РФ. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод (о пропусках паводков, специальных попусках, наполнении и сработке водохранилищ см. часть вторую ст. 45 Кодекса).

Под попуском понимается искусственный эпизодический или периодический сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле. Попуск производят в целях энергетики, повышения расходов, уровней и глубин воды на ниже лежащих участках реки по запросам судоходства, орошения, рыбоводства и других водопользователей. Санитарные попуски используются для очищения русла реки и улучшения в ней качества воды.

Неожиданный и несвоевременный попуск может принести серьезный экономический ущерб, например спровоцировать икрометание у рыбы с последующим иссушением икры после перекрытия створа плотина (см.: Реймерс Н.М. Природопользование. С. 372).

Экологические попуски и объемы безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта определяются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда совместно с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, что предусмотрено в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается.


Для достижения нормативов качества окружающей среды установлено требование об определении для каждого источника загрязнений норматива предельно допустимых воздействий. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются в виде допустимых выбросов (ПДВ и ПДС), а также лимитов - временно согласованных выбросов (ст. 35 ВК РФ).

Норматив ПДВ и ПДС - величина, выражающая предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника выброса или сброса. Для источников загрязнений, которые без совершенствования технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС, устанавливаются лимиты выбросов, сбросов. С учетом возможностей производства они поэтапно должны доводиться до уровня предельно допустимых выбросов и сбросов. Контроль над этим осуществляют органы охраны окружающей среды.

Проекты указанных нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения <148>. В развитие Водного кодекса РФ Правительством РФ установлен порядок разработки предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.

--------------------------------

<148> См.: Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов проекта Водного кодекса РФ. Нижний Новгород: Экологический центр "Дронт", 2005; Экспертное заключение по проекту Водного кодекса РФ чл.-корр. РАН, советника президиума РАН А.В. Яблокова; Экспертное заключение по проекту Водного кодекса РФ. Программы Международного социально-экологического союза "Общественность и оценка воздействия.


Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным ресурсам (лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству, особо ценным регионам, например, по озеру Байкал) разрабатывались органами лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, охраны природы в ведомственных положениях и инструкциях.

Законом об охране окружающей среды установлена обязательность учета предельно допустимых нагрузок на природную среду при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, реконструкции городов (см. комментарий к ст. 35).

Под попусками воды понимается искусственный эпизодический или периодический сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле. Попуски производят для нужд энергетики, повышения расходов, уровней и глубин воды на лежащих ниже участках реки по запросам судоходства, орошения, рыболовства, водопользования и других водопользователей.

Отличают санитарные попуски для очищения русла реки и улучшения качества воды в ней (например, весенний попуск в реке Москве). Неожиданный и несвоевременный для отдельных отраслей народного хозяйства попуск может принести серьезный экономический ущерб, например, спровоцировать икрометание у рыбы (с последующим иссушением икры после перекрытия створов плотины).