Файл: ВодК_комм_2_Боголюбов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1809

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экологические требования к эксплуатации водохранилищ, гидротехнических и других сооружений гидроэнергетики определяются в Законах об охране окружающей среды и о безопасности гидротехнических сооружений.

В Типовых правилах эксплуатации водохранилищ предусматриваются режимы и назначение попусков, графики диспетчерского регулирования попусков, величины или пределы колебания величин забора воды, размеры судоходных и иных попусков воды среднесуточных и базовых, допустимый диапазон суточного и недельного регулирования и т.д. Правила включают: пропуск высоких вод (создание паводковой комиссии), наблюдение за уровнями воды, пропуск паводка; гарантированную отдачу воды в маловодье (корректировка отдачи, ограничение или прекращение подачи, экономические расчеты); наполнение и сработку водохранилища (экологические требования).

Правилами предусматриваются специализированные попуски: рыбохозяйственные - на период нерестилищ в поймах и дельтах рек; сельскохозяйственные - в весенне-летний период в ирригационные системы; энергетические - в связи с маневрированием мощности ГЭС в суточном и недельном разрезе; водно-транспортные - для обеспечения навигационного уровня; ливневые - при выпадении сильного интенсивного дождя; чрезвычайные - при штормовом ветре, буре и т.п.; зимние - в период замерзания, ледостава, уменьшения попусков.


Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах


Комментарий к статье 63


Леса в водоохранных зонах подвергались повышенной охране в соответствии с Основами лесного законодательства РФ и Лесным кодексом РФ <149>.

--------------------------------

<149> См.: Постатейный комментарий к Основам лесного законодательства РФ / Отв. ред. Л.А. Заславская, Е.И. Немировский // Законодательство и экономика. 1994. N 3, 4; Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1997.


В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек, озер и водохранилищ в Водный кодекс включена статья об использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов. Эти леса имеют большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов (см. комментарий к ст. 59). В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные защитные полосы.


КонсультантПлюс: примечание.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 63 ВК РФ, автор, видимо, не учел, что по состоянию на 15.05.2007 (дата комментария) данная норма была изменена Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.


Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ, во второй части комментируемой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос. В этих лесах запрещены сплошные рубки, осуществляемые только в спелых и перестойных насаждениях и проводящиеся главным образом для заготовки древесины при условии воспроизводства лесов согласно части пятой ст. 17 ЛК РФ от 4 декабря 2006 г. <150>.


--------------------------------

<150> Российская газета. 2006. 8 дек.


В Лесном кодексе РФ статьями 10, 105, 106 и 107 предусматриваются подразделение лесов по целевому назначению, правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, правовой режим ценных лесов, правовой режим особо защитных участков лесов и т.п. Важное значение для лесопользования в водоохранных зонах имеет его организационно-правовая форма, определяемая лесным, земельным, гражданским законодательством <151>.

--------------------------------

<151> См.: Крассов О.И. Право собственности на леса // Экологическое право. 2006. N 2. С. 12 - 16; N 3. С. 7 - 15; Чубуков Г.В., Духно Н.А. Конституционный принцип многообразия форм собственности на природные ресурсы // Аграрное и земельное право. 2006. N 3. С. 17 - 24.


Выборочные рубки в отличие от сплошных проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесных насаждений.

Такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерб лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 6 о водных объектах общего пользования).

Согласно пункту 2 второй части ст. 102 ЛК РФ леса водоохранных зон относятся к защитным в соответствии с их экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями. Согласно части третьей ст. 102 выделяются особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования - берегозащитные и почвозащитные участки леса вдоль водных объектов, склонов оврагов <152>.

--------------------------------

<152> См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова.


Повышенной охраны заслуживают запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы.

Согласно статье 104 ЛК РФ в этих лесах запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.


Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водный объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами


Комментарий к статье 64


Право каждого на охрану здоровья, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, предусматриваются в статье 41 Конституции РФ.


Уяснение требований комментируемой статьи возможно в контексте с содержанием статей 49 и 50 Водного кодекса и комментариями к ним.

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов. Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он был установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г. Это Постановление продолжало действовать до издания соответствующего российского правового акта. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения, и их притоки. Во втором поясе запрещается использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускаются только с разрешения органов санитарного надзора.

Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод, и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Органы местного самоуправления обязаны оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Федеральным законом от 27 января 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.


Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях - округа санитарной охраны.

В составе округа выделяются три зоны. В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне - юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации для регионального и местного значения.


Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы


Комментарий к статье 65


Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания - Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) <153>.


--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) (под ред. М.В. Пономарева) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2005.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002.


<153> См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.


Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.