ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1428
Скачиваний: 2
4) отражать свое мнение в протоколах заседаний комиссии (подкомиссии), требовать уточнения формулировок выводов и заключений;
5) при несогласии с содержанием и заключением акта расследования авиационного происшествия прикладывать к нему особое мнение в письменной форме;
6) требовать приобщения к акту расследования авиационного происшествия дополнительных материалов и документов.
Эксперт имеет право:
1) знакомиться через председателя подкомиссии с вещественными доказательствами, материалами и документами, необходимыми для подготовки экспертного заключения;
2) вносить предложения о проведении расчетов, моделирования, стендовых и летных испытаний, а также о направлении на исследование составных частей воздушного судна, других вещественных доказательств с указанием цели исследования.
Статья 97. Сохранение доказательственных материалов
Комментарий к статье 97
Вскрытие и прослушивание наземных магнитофонов, вскрытие и расшифровка записей бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии по расследованию запрещаются и могут быть произведены только по решению председателя комиссии.
Руководители организаций, являющихся разработчиком, изготовителем, владельцем воздушного судна, а также руководители организаций, выполнявших управление воздушным движением, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна, потерпевшего бедствие, обязаны, получив информацию об авиационном происшествии, принять меры к обеспечению сохранности конструкторской, эксплуатационной, ремонтной и другой документации, относящейся соответственно к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна, обеспечению его полета.
Все материалы, полученные в результате первоначальных действий должностных лиц при авиационном происшествии, передаются в комиссию по расследованию.
Акт расследования авиационного происшествия и все материалы, полученные в ходе работы комиссии по расследованию, оформляются в дело расследования и хранятся в организации, являющейся владельцем воздушного судна, потерпевшего бедствие. Гриф секретности акта расследования и других материалов, включаемых в дело расследования, определяется председателем комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дело расследования является документом постоянного хранения. Копии дела расследования в течение десяти дней с момента утверждения акта расследования направляются в соответствующий уполномоченный орган и в организацию, являющуюся разработчиком воздушного судна.
Если по факту авиационного происшествия возбуждено уголовное дело, подлинники акта и других материалов расследования направляются в орган прокуратуры, проводящий предварительное следствие. При расследовании авиационных происшествий совместной комиссией копии акта расследования авиационного происшествия направляются в заинтересованные уполномоченные органы. Рассылку материалов расследования осуществляет организация - владелец воздушного судна.
Детали, узлы и агрегаты воздушного судна, с которым произошло авиационное происшествие, передаются организации, являющейся его владельцем, по решению правоохранительного органа, проводившего предварительное расследование. Решение об уничтожении указанных деталей, узлов и агрегатов принимает руководитель организации - владельца воздушного судна по согласованию с органом прокуратуры.
Статья 98. Обеспечение работ на месте авиационного происшествия или инцидента
Комментарий к статье 98
В комментируемой статье законодатель обязал федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также командование воинских частей оказывать всемерное содействие комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента, в том числе посредством выделения в распоряжение комиссии необходимых сил и средств, и принимать меры к обеспечению охраны места авиационного происшествия или инцидента, создавать безопасные условия для работы комиссии на месте авиационного происшествия или инцидента.
Бытовое и техническое обеспечение комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента и привлекаемых к расследованию специалистов законодатель возложил на органы местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 99. Финансирование работ по расследованию авиационного происшествия или инцидента
Комментарий к статье 99
Расходы федеральных органов исполнительной власти, связанные с направлением своих работников для проведения расследования авиационного происшествия, финансируются за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание этих органов.
Затраты организаций, связанные с установлением причины происшествия, осуществляются из средств этих организаций с последующим их возмещением за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава XV. ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Комментарий к главе XV
Воздушные перевозки являются разновидностью общих отношений, связанных с перевозкой, регулирование которых осуществляется гл. 40 ГК. При этом в п. 2 ст. 784 ГК предусмотрено, что "общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами", а условия конкретного договора перевозки "определяются соглашением сторон, если Воздушным кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное".
Таким образом, законодатель предоставил широкие возможности регулирования отраслевыми, в том числе подзаконными, актами вопросов договора перевозки, что обусловлено технологическими особенностями различных видов транспорта.
Помимо ГК и ВК, важнейшими правовыми актами в сфере регулирования воздушных перевозок являются ФАП и международные соглашения в области авиации, в частности Варшавская конвенция 1929 г. (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.).
Статья 100. Перевозчик
Комментарий к статье 100
1. Настоящая статья изменена Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" в целях приведения ее в соответствие с изменениями в законодательстве о лицензировании. В частности, подчеркнуто, что не всякая деятельность в области авиации требует получения лицензии. В Постановлении Правительства РФ от 23.06.2007 N 397, которым утверждены Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, а также грузов, предусмотрено, что перевозки, осуществляемые воздушными судами государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы, не подлежат лицензированию. В совокупности с дополнением ст. 101 ВК п. 3 о коммерческих воздушных перевозках (Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации") как перевозках, осуществляемых за плату, это внесло известную неопределенность в положения гл. XV ВК.
Так, возникают вопросы о том, правомерно ли считать перевозчиком эксплуатанта, не занимающегося предпринимательской деятельностью, допустимо ли эпизодическое заключение таким эксплуатантом договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в какой форме должен заключаться такой договор и всегда ли такие отношения должны оформляться договором, применяются ли, и какие, положения настоящей главы и гл. XVII ВК к участникам таких отношений.
2. Как правило, в целях гл. XV и XVII ВК под перевозчиком понимается эксплуатант воздушного судна, имеющий статус авиационного предприятия (осуществляющий воздушные перевозки за плату и имеющий лицензию), являющийся стороной по договору воздушной перевозки. Вместе с тем существует арбитражная практика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 20.05.2008 N 412/08), согласно которой ВК не требует, чтобы лицо, выступающее перевозчиком в отношениях с пассажирами, совпадало с эксплуатантом конкретного воздушного судна, фактически выполняющим рейс (перевозчиком было признано лицо, указанное в качестве такового в билетах, а не иное лицо, которое по договору о взаимном резервировании предоставило первому лицу во фрахт для международной перевозки воздушное судно с экипажем).
3. Представляется, что к осуществляющимся эпизодически и не носящим характера предпринимательской деятельности воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов или почты (в том числе оплачиваемым) эксплуатантами, которые не обладают статусом авиационных предприятий и соответствующими лицензиями, целесообразно применять положения о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК).
Статья 101. Воздушные перевозки
Комментарий к статье 101
1. Согласно ст. 1 Варшавской конвенции 1929 г., перевозка между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства, без остановки на территории иностранного государства (в том числе не являющегося участником Конвенции), не рассматривается в смысле названной Конвенции как международная.
2. Основным актом, регулирующим международные воздушные перевозки, является Варшавская конвенция 1929 г. Пункт 2 ст. 101 ВК, в сущности, повторяет определение международной воздушной перевозки, данное в п. 2 ст. 2 названной Конвенции.
3. Для целей настоящей статьи под коммерческой понимается всякая платная перевозка (см. комментарий к ст. 100 ВК).
Статья 102. Выполнение правил воздушных перевозок
Комментарий к статье 102
1. В соответствии с п. 1 ст. 102 ВК основным документом, регулирующим воздушные перевозки, являются ФАП воздушных перевозок. Эти ФАП разработаны в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г., ст. 102 и 106 ВК. Они определяют условия воздушной перевозки пассажиров и их вещей (включая вещи, находящиеся при пассажире, далее - ручная кладь), перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее - багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее - груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей (п. 1 ФАП воздушных перевозок).
ФАП воздушных перевозок применяются при внутренних и международных воздушных перевозках пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (п. 2 указанных ФАП). При выполнении международных перевозок эти ФАП применяются в части, не противоречащей международным соглашениям Российской Федерации о воздушном сообщении, а также законам, постановлениям, правилам и предписаниям органов государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляются такие перевозки (п. 3 ФАП).
2. Правила перевозок, установленные перевозчиком (далее - Правила перевозчика), могут быть изменены перевозчиком без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза (п. 4 ФАП воздушных перевозок).
3. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве связи (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 320) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области почтовой связи, является Федеральное агентство связи (Россвязь).
Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
Комментарий к статье 103
1. Комментируемая статья определяет основные условия договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты в соответствии с п. 7 ФАП воздушных перевозок. Иные условия договора воздушной перевозки должны содержаться в Правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
2. Договор воздушной перевозки багажа в названии статьи не указан, поскольку неразрывно связан с договором воздушной перевозки пассажира и служит дополнительным по отношению к нему. Однако в юридической литературе преобладает мнение о том, что это два разных договора, различающихся по своим отдельным признакам.
Так, договор перевозки пассажира взаимный (права и обязанности есть у обеих сторон), возмездный, консенсуальный (считается заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора).
Договор перевозки багажа взаимный, возмездный, реальный, поскольку заключается в момент сдачи багажа к перевозке (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2006. Ч. II. Гл. 38 "Транспортные обязательства". С. 467, 471).
При воздушных перевозках пассажиров и багажа регулярными рейсами данные договоры будут являться публичными. При этом перевозка багажа оплачивается сверх провозной платы за перевозку пассажира только в части превышения установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее десяти килограммов на одного пассажира (п. 122 ФАП воздушных перевозок).
3. Договоры воздушной перевозки груза или почты являются взаимными, возмездными и реальными, если осуществляются регулярными рейсами (Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч. С. 440).
4. В соответствии с п. 6 ФАП воздушных перевозок перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, лицу, ведущему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством сертификата соответствия или другому лицу, однако он остается ответственным за действия перечисленных лиц перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем.
Статья 104. Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)
Комментарий к статье 104
1. Смысл воздушного чартера состоит, прежде всего, в предоставлении за плату всей или части вместимости одного или нескольких воздушных судов для перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Сторонами такого договора являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец воздушного судна (его собственник или лицо, которому воздушное судно принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователем является юридическое или физическое лицо, заинтересованное в воздушной перевозке больших групп пассажиров, партий груза или почты по маршруту, как правило, не совпадающему с маршрутами, установленными расписанием воздушных перевозок транспортом общего пользования.