Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2517

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<41> СЗ РФ. 24.07.07. N 30. Ст. 3290.


Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов


Комментарий к статье 33


Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и международных соглашений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранным законодательством воздушные суда должны регистрироваться в специальных реестрах воздушных судов. В соответствии с комментируемой статьей гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а экспериментальные воздушные суда учитываются с выдачей соответствующих документов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности. Подобным образом регистрируются (учитываются) воздушные суда в большинстве иностранных государств.

Зарегистрированное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации. Равным образом приобретают национальную принадлежность воздушные суда и в иностранных государствах.

Воздушные суда - единственный вид судов, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ в качестве объектов недвижимости, в отношении которых сохраняется правовой вакуум в вопросе регистрации прав на них. Это привело к значительным сложностям в деятельности лиц, владеющих воздушными судами, и в их отношениях с контрагентами.

В комментируемой статье указано, что государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на воздушные суда, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

В статье 131 ГК РФ сказано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Таким законом является Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако в ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними подтверждается правовой вакуум. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.


Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

Интересно, что в соответствии с п. 10 ст. 33 ВК РФ в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ подлежат включению также сведения о залоге воздушных судов. По смыслу указанной нормы регистрация залога в этом реестре правового значения не имеет. Однако ее информационная ценность для заинтересованных лиц очевидна. Из всего сказанного можно сделать вывод, что возникновение права собственности, другого вещного права на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией соответствующего права, несмотря на требование п. 1 ст. 131 ГК РФ, поскольку порядок регистрации прав не установлен и ни один государственный орган не наделен полномочиями по осуществлению такой регистрации.

Представляется, что до создания системы регистрации прав на воздушные суда в отношении этого вида недвижимости следует применять п. 1 ст. 223 ГК РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а не с момента государственной регистрации, как это предусмотрено п. 2 ст. 223 ГК РФ.

Распространенные в гражданской авиации договоры аренды воздушных судов исключены законодателем из перечня сделок, подлежащих государственной регистрации.

В целом ситуация с регистрацией сделок с воздушными судами в настоящее время полностью аналогична ситуации с регистрацией прав на данные объекты - в Российской Федерации она пока не осуществляется вследствие отсутствия нормативной правовой базы.


В соответствии с комментируемой статьей, пунктом 1 Указа Президента РФ от 8 августа 1998 г. N 938 "О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации" <42> и Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" <43> для осуществления государственной регистрации государственных воздушных судов Приказом Министерства обороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460 утверждены Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, которые устанавливают общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр) по утвержденной форме. Правила являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной авиации.

--------------------------------

<42> СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 3960.

<43> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1593; 2000. N 17. Ст. 1875.


Государственной регистрации подлежат все гражданские воздушные суда, не состоящие в государственных реестрах других государств, эксплуатантами которых являются физические или юридические лица Российской Федерации. Также регистрации подлежат все гражданские воздушные суда как отечественного, так и зарубежного производства, имеющие сертификат (аттестат) летной годности и допущенные к полетам в гражданской авиации.

Не подлежат государственной регистрации метеорологические шары-зонды.

Беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты подлежат пономерному учету.

Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил РФ осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил).

Государственную регистрацию государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.

Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организаций на основании заключенных соглашений.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре с выдачей Свидетельства о государственной регистрации государственного воздушного судна (далее - Свидетельство о регистрации) по утвержденной форме.


С момента занесения государственного воздушного судна в Реестр все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в иных реестрах воздушных судов, считаются недействительными.

Равным образом признается недействительным занесение государственного воздушного судна в реестр другого государства, если оно не исключено в установленном порядке из Реестра.

Государственное воздушное судно, занесенное в Реестр и имеющее Свидетельство о регистрации, допускается к полетам в установленном порядке.

Для занесения воздушного судна в Государственный реестр эксплуатант после оценки технического состояния воздушного судна представляет в Главную инспекцию следующие документы:

- документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие права собственности на воздушное судно (договор купли-продажи, платежные поручения и т.п.);

- заявление о регистрации воздушного судна;

- сертификат летной годности экземпляра;

- приемо-сдаточный акт воздушного судна;

- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам с заключением главного инженера регионального управления воздушного транспорта о технической исправности воздушного судна и его пригодности к эксплуатации. Подпись главного инженера скрепляется печатью регионального управления.

В случае, когда собственником и эксплуатантом воздушного судна являются разные физические или юридические лица, помимо указанных выше документов должен быть представлен договор аренды (лизинга, совместной деятельности, совместной эксплуатации и т.п.) между собственником и эксплуатантом. При получении гражданских воздушных судов производства заводов СССР, СЭВ, СНГ и однотипных с ними, изготовленных по заказу Минобороны, а также бывших в эксплуатации в других ведомствах и государствах, для их регистрации эксплуатант должен представить дополнительные документы, оформленные в установленном Департаментом воздушного транспорта порядке. Главная инспекция вправе потребовать от заявителя другие документы, касающиеся технического состояния воздушного судна или права собственности на воздушное судно.

На основании представленных документов Главная инспекция заносит воздушное судно в Государственный реестр и выдает Свидетельство о регистрации, подписанное начальником (заместителем начальника) Главной инспекции. Подпись скрепляется гербовой печатью Департамента воздушного транспорта. Каждому воздушному судну при занесении в Государственный реестр Главной инспекцией присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые заносятся в Свидетельство о регистрации и наносятся на соответствующие части воздушного судна. При изменении собственника или эксплуатанта воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации воздушного судна делается соответствующая запись, для чего в Главную инспекцию представляются следующие документы:


- заявление о внесении изменений в Свидетельство о регистрации с обоснованием причины замены;

- копии договора купли-продажи воздушного судна, платежных поручений, иных документов, подтверждающих право собственности физического или юридического лица на воздушное судно (в случае если причиной замены Свидетельства является изменение собственника);

- копию приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому лицу (в случае, когда причиной замены Свидетельства является изменение эксплуатанта);

- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;

- копию договора аренды (лизинга) воздушного судна между собственником и эксплуатантом, если физическое или юридическое лицо не является одновременно собственником и эксплуатантом ВС.

При изменении назначения воздушного судна, после его переоборудования эксплуатант обязан представить документы для замены Свидетельства о регистрации:

- заявление о замене Свидетельства о регистрации;

- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;

- документ на право переоборудования воздушного судна, утвержденный Департаментом воздушного транспорта;

- акт проведенных работ по переоборудованию воздушного судна.

В случае непреднамеренной порчи Свидетельства о регистрации оно подлежит замене, для чего необходимо представить заявление о замене Свидетельства и акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна. При утере Свидетельства о регистрации либо его хищении эксплуатация воздушного судна немедленно прекращается до получения дубликата Свидетельства, который выдается Главной инспекцией после представления эксплуатантом документов с приложением материалов служебного расследования фактов утери или хищения Свидетельства. Во всех случаях, требующих внесения изменений в Свидетельство о регистрации либо его замены, а также при аннулировании у эксплуатирующей организации Свидетельства эксплуатанта, предусмотренного Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов воздушного транспорта, Свидетельство о регистрации теряет силу и в 10-дневный срок подлежит возврату в Главную инспекцию через региональное управление воздушного транспорта без передачи его новому собственнику или эксплуатанту.

Аналогично в указанный выше срок направляются в Главную инспекцию Свидетельства о регистрации, по каким-либо причинам признанные Департаментом воздушного транспорта утратившими силу. Свидетельство о регистрации с полностью заполненным разделом "Отметки о передаче воздушного судна" при очередной замене ни собственнику, ни эксплуатанту не выдается, а оставляется для хранения в деле воздушного судна вместе с другими регистрационными документами. Акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна является судовым документом и не может удостоверять право собственности юридического или физического лица на воздушное судно.