ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2622
Скачиваний: 3
Глава VII. АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ
Статья 52. Понятие авиационного персонала
Комментарий к статье 52
Комментируемая статья устанавливает требования, предъявляемые к авиационному персоналу. Для более эффективного осуществления деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения персонал должен иметь высококлассную специальную подготовку и сертификат.
В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" <74> статья 52 Воздушного кодекса РФ была дополнена новым абзацем, которым установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
--------------------------------
<74> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3483.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" <75> в статье 17 определяет, что забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. ст. 3 - 8, 12 - 16 данного Федерального закона. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. Также являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.
--------------------------------
<75> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Необходимость внесения изменений обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона от 08.07.1999 N 150-ФЗ, которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного кодекса РФ, нормам ст. 413 действующего Трудового кодекса Российской Федерации. Этой статьей регламентируется порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются, в частности предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются, лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ, на период проведения забастовки на предприятиях авиационного транспорта, авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др. Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст. 8 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", ст. 37 Конституции РФ и главой 3 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в редакции от 6 ноября 2001 г.) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.
Забастовка определена в ст. 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и в ст. 398 Трудового кодекса РФ как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.
Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг) обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.
В связи с несоответствием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ ст. 413 ТК Российской Федерации нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав, авиаработники вынуждены проводить акции протеста нелегитимного характера.
Вместо предусмотренной статьей 413 Трудового кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ, приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок уже через несколько дней реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей. Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.
Приведение норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, в части порядка разрешения коллективных трудовых споров, позволит избежать необходимость проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.
Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" <76> дополнена новыми пунктами 3 и 4 в целях создания правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.
--------------------------------
<76> СЗ РФ. 28.03.2005. N 13. Ст. 1078.
Целью правового регулирования отношений, возникающих при обеспечении авиационной безопасности, является защита жизни и здоровья авиапассажиров, объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и иных опасных предметов. Действующая в настоящее время Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.
События последних лет (ряд террористических актов, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, образование новых очагов напряженности в связи с военными действиями в Ираке) показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса (террористические акты в августе 2004 года, по маршрутам Москва - Сочи, Москва - Волгоград), что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспортного комплекса. Одной из таких мер является привлечение в обязательном порядке к предполетному и послеполетному досмотру сотрудников органов внутренних дел.
Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности
Комментарий к статье 53
В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи Приказом Минтранса России от 11 декабря 2006 г. N 148 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам летных экипажей для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации" <77>, согласно которым установлены общие требования к членам летных экипажей для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации и обязательны к исполнению эксплуатантами, авиационными учебными центрами и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
--------------------------------
<77> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.01.2007. N 5.
Переподготовка кандидатов на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации производится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в авиационных учебных центрах либо в зарубежных учебных центрах, прошедших процедуру одобрения и признания, в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации, по программам, утверждаемым в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
К прохождению переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации допускаются члены летных экипажей гражданской авиации либо члены летных экипажей других видов авиации, прошедшие дополнительную подготовку в объеме, необходимом для получения сертификата (свидетельства) специалиста гражданской авиации, годные к летной работе по состоянию здоровья в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", с учетом возраста, квалификации, стажа работы по специальности, образованию, профессиональных качеств.
Кандидаты, направляемые на переподготовку на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации, эксплуатационная документация которых изложена на английском языке, должны владеть английским языком в степени, достаточной для ее понимания и выполнения эксплуатационных процедур.
Выпускники высших учебных заведений гражданской авиации и кандидаты для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации, оснащенные дисплейной (цифровой) индикацией, не имевшие опыта эксплуатации воздушного судна аналогичного типа, проходят дополнительную подготовку по специальной программе.
Обладатели свидетельств членов летных экипажей, имеющие перерыв в летной работе, пилоты вертолетов допускаются для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации (самолеты) после прохождения специальных программ. <78>
--------------------------------
<78> О требованиях, предъявляемых при переподготовке, см. Приложение 13 к данной главе.
Положением о Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801 <79>, установлено, что Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ (далее - Служба безопасности полетов) является центральным органом военного управления Вооруженных Сил РФ и самостоятельным подразделением Министерства обороны РФ, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.
--------------------------------
<79> СЗ РФ. 2001. N 48. Ст. 4521.
Служба безопасности полетов в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
1) регулирует деятельность в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами, оперативное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам организации и проведения расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
2) проводит учет и анализ поступающей информации об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах с государственными воздушными судами, результатов проведенных в ходе их расследований специальных исследований, выполнения планов мероприятий по предотвращению повторных авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
3) ежегодно анализирует состояние безопасности полетов государственных воздушных судов, готовит предложения по снижению влияния выявленных опасных факторов, присущих авиационным системам, и представляет до 15 февраля соответствующую информацию руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций;
4) осуществляет методическое руководство и оказание практической помощи органам безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям и иным организациям, осуществляющим эксплуатацию, проектирование, производство и испытание воздушных судов, средств управления и обеспечения полетов;