Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2544

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) разработка проектов нормативных и методических документов по определению квалификации летного состава государственной авиации, проектов приказов о присвоении, снижении или лишении квалификационных категорий;

5) организация деятельности квалификационных комиссий федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, проведение мероприятий по подготовке председателей этих комиссий и проверка их работы;

6) взаимодействие с квалификационными комиссиями других видов авиации по специальным вопросам, анализ уровня подготовки летного состава государственной авиации, представляемого этими комиссиями к присвоению квалификационных категорий;

7) ведение учета присвоения квалификационных категорий, анализ результатов и подготовка предложений по совершенствованию порядка определения квалификации летного состава государственной авиации;

8) разработка образцов нагрудных знаков классности, квалификационных свидетельств летного состава, бланков и учетно-отчетной документации;

9) рассмотрение обращений и жалоб по вопросам определения квалификации летного состава государственной авиации.

Для оперативного решения указанных задач члены комиссии имеют право выполнять полеты на воздушных судах федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, для чего обеспечиваются необходимыми служебными документами этих органов и организаций.

С момента вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 115-ФЗ "О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации" <1> включение в состав летного экипажа воздушного судна коммерческой гражданской авиации иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

--------------------------------

<82> СЗ РФ. 24.07.2006. N 30. Ст. 3291.


Изменения пункта 4 комментируемой статьи были вызваны следующим.

Договор с иностранным предприятием на производство и поставку гражданских воздушных судов предусматривает подготовку авиационного персонала иностранного предприятия к эксплуатации этих воздушных судов. Подготовка членов летных экипажей при отсутствии комплексных авиационных тренажеров, которые с достаточной степенью подобия имитируют полет самолета, без обучения эксплуатации воздушного судна в полете невозможна, кроме того для получения допуска к перевозкам пассажиров и груза на новом типе воздушного судна необходимо получить тренировку в рейсовых условиях.

Существовавшая редакция пункта 4 статьи 56 Воздушного кодекса не предусматривала возможности такой подготовки.


Поэтому законодатель предусмотрел возможность гражданам иностранного государства входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации, эксплуатируемого гражданином или предприятием Российской Федерации, только для подготовки и допуска к полетам на воздушном судне этого типа, при этом командиром воздушного судна является гражданин Российской Федерации.

Такая норма закона позволит обеспечить подготовку иностранных авиационных специалистов и в то же время защитит российский рынок от экспансии иностранной дешевой рабочей силы.

В настоящее время все большее распространение получает передача воздушных судов одного государства в аренду или на другом законном основании в авиакомпании других государств.

Воздушные суда иностранной регистрации эксплуатируются в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" и др. Возникает потребность и в передаче воздушных судов российской регистрации на эксплуатацию в авиакомпании иностранных государств.

В соответствии со статьями 31 и 32 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) (далее - Конвенция), каждое воздушное судно обеспечивается удостоверением о годности к полетам, которое выдается государством регистрации, а члены летного экипажа обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свидетельствами, которые выдаются государством регистрации воздушного судна. Статья 83 bis Конвенции предусматривает возможность передачи воздушного судна, зарегистрированного в Договаривающемся Государстве, на эксплуатацию в другое Договаривающееся Государство по соответствующему соглашению с передачей всех или части функций государства регистрации воздушного судна государству эксплуатанта. Соглашение о поддержании летной годности, заключаемое государством регистрации и государством эксплуатанта, определяет ответственность государств за поддержание летной годности, порядок удостоверения летной годности, порядок подготовки и допуска авиационного персонала к эксплуатации передаваемых воздушных судов.

Прежняя редакция п. 4 ст. 56 ВК РФ, устанавливая обязательность летной эксплуатации российского воздушного судна гражданами Российской Федерации, ограничивала применение нормы Конвенции, создавая препятствие эксплуатации российских воздушных судов зарубежными авиакомпаниями.


Статья 57. Командир воздушного судна


Комментарий к статье 57


Командир воздушного судна является центральной фигурой всего состава экипажа, так как на него возложена огромная ответственность в процессе руководства работой экипажа воздушного судна, поддержания дисциплины и порядка на воздушном судне, а также принятия необходимых мер по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества. Командир воздушного судна должен иметь необходимый опыт для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа, что подтверждается наличием сертификата пилота.



Статья 58. Права командира воздушного судна


Комментарий к статье 58


В связи с тем что в настоящее время особо актуальна тема обеспечения безопасности полетов, следует обратить внимание на полномочия командира воздушного судна, установленные Конвенцией о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов <83> (Токио, 14 сентября 1963 г.). В главе III данной Конвенции закреплены следующие полномочия командира воздушного судна.

--------------------------------

<83> Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLIV. М., 1990. С. 218.


Если командир воздушного судна имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить на борту преступление и иные незаконные действия, он может применить к такому лицу разумные меры, включая ограничительные, которые необходимы для:

а) обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся в нем лиц или имущества;

б) поддержания должного порядка и дисциплины на борту;

в) предоставления ему возможности передать такое лицо компетентным органам или высадить его.

Командир воздушного судна может требовать или разрешать помощь других членов экипажа и просить или разрешать, но не требовать помощи пассажиров для применения ограничительных мер к любому лицу, к которому он имеет право применить такие меры. Любой член экипажа или пассажир может также предпринять разумные превентивные меры без такого разрешения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо предпринять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества. Ограничительные меры, примененные к лицу, не применяются за пределами любого пункта, в котором воздушное судно совершает посадку, за исключением случаев, когда:

а) такой пункт находится на территории государства, не являющегося участником Конвенции, и его полномочные органы отказываются разрешить высадку такого лица или меры передачи такого лица компетентным органам или высадки были применены;

б) воздушное судно совершает вынужденную посадку и командир воздушного судна не в состоянии передать такое лицо компетентным органам;

в) это лицо соглашается продолжить полет с применением ограничительных мер.

Командир воздушного судна, на борту которого находится лицо, в отношении которого были применены ограничительные меры, в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории какого-либо государства уведомляет полномочные органы этого государства о том, что на борту находится лицо, к которому применены ограничительные меры, и о причинах применения к нему таких мер.

Командир воздушного судна может высадить на территории любого государства, в котором воздушное судно совершает посадку, любое лицо, в отношении которого он имеет достаточные основания полагать, что оно совершило или готовится совершить на борту воздушного судна противоправный акт. Командир воздушного судна уведомляет полномочные органы государства, в котором он высаживает любое лицо в соответствии с вышеназванной Конвенцией, о факте и причинах такой высадки. Он может передать компетентным органам любого Договаривающегося Государства, на территории которого воздушное судно совершает посадку, любое лицо, в отношении которого он имеет достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, который, по его мнению, является тяжким преступлением согласно уголовному законодательству государства регистрации воздушного судна. Командир воздушного судна предоставляет полномочным органам, которым передается всякий предполагаемый преступник, доказательства и сведения, которыми он в соответствии с законодательством государства регистрации воздушного судна располагает на законном основании.


Участие командира судна в досмотре ручной клади, багажа и личного досмотра установлено в правилах производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов этих экипажей. Установлено, что на воздушном судне, находящемся в полете, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров могут производить по решению командира судна лица, входящие в состав экипажа, при необходимости, независимо от согласия пассажиров.

Командир воздушного судна обязан:

- владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета;

- знать уровень профессиональной подготовленности членов экипажа и принимать меры по его повышению, воспитывать у них высокие деловые и моральные качества, сознательное отношение к служебному долгу, объективно оценивать их;

- организовывать работу членов экипажа на земле и в полете в соответствии с требованиями руководящих документов по обеспечению безопасности, регулярности полетов и культуры обслуживания пассажиров;

- соблюдать предполетный отдых и контролировать режим работы и отдыха членов экипажа при выполнении задания на полет;

- уметь правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при принятии решения на вылет и в полете, принимать решение на вылет;

- отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя и экипажа или не уверен в безопасности его выполнения;

- в полном объеме готовиться к полету и руководить предполетной подготовкой экипажа;

- контролировать состояние и готовность воздушного судна, правильность его загрузки;

- выполнять полет в соответствии с заданием, планом полета и требованиями законодательства;

- знать и соблюдать правила осмотрительности, фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи;

- проявлять заботу о пассажирах, принимать меры по обеспечению их безопасности, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

- оказывать, если это можно сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, помощь воздушным, морским и речным судам, а также людям, попавшим в опасность, терпящим или потерпевшим бедствие, при получении сигнала бедствия или при обнаружении их с немедленным сообщением органу УВД о месте и характере опасности или бедствия и оказываемой или возможной помощи;

- осмотреть воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку, проверить правильность записей в бортжурнале о работе и состоянии авиационной техники;

- провести разбор полета (полетов) в экипаже.

Командир воздушного судна имеет право:

- принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна;


- окончательно определять с учетом метеорологической и аэронавигационной обстановки необходимое количество топлива для заправки воздушного судна;

- отступать от плана полета и задания на полет, изменять по возможности в соответствии с установленными правилами режим полета в случае явной угрозы его безопасности, а также в целях спасения жизни людей, находящихся на борту судна, с немедленным докладом об этом органу УВД;

- принимать решения и действовать в соответствии со сложившейся обстановкой независимо от указания органа УВД в тех случаях, когда эти указания создают угрозу безопасности полета;

- сливать топливо, сбрасывать в полете груз, багаж и почту, если это необходимо для обеспечения безопасности полета и посадки воздушного судна;

- принимать решение о прекращении полета и возвращении в пункт вылета или направлении на запасной аэродром или о вынужденной посадке, когда продолжение полета небезопасно по условиям полета, состоянию здоровья членов экипажа и пассажиров, состоянию авиационной техники или другим причинам;

- выполнять посадку при погоде ниже установленного минимума в случаях, не позволяющих продолжать полет до другого аэродрома (недостаток топлива, состояние авиационной техники и др.);

- требовать в пределах своей компетенции от всех лиц, находящихся на борту воздушного судна, безоговорочного выполнения правил, связанных с обеспечением безопасности полета;

- производить в полете при необходимости досмотр ручной клади и багажа пассажиров, а в виде исключения - личный досмотр пассажиров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- принимать все необходимые меры, вплоть до применения оружия, к лицам, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета и не подчиняются его распоряжениям.

Командир воздушного судна несет ответственность за:

- выполнение требований законодательства и других нормативных документов, его касающихся;

- подготовку членов экипажа к выполнению задания на полет;

- соответствие фактического количества пассажиров на борту судна количеству, указанному в перевозочных документах (при наличии в составе экипажа бортпроводника - по его докладу);

- безопасный исход каждого полета и выполнение задания на полет независимо от того, пилотирует ли он воздушное судно лично или передал управление второму пилоту;

- выдерживание установленного режима полета и точность самолетовождения;

- соблюдение дисциплины членами экипажа;

- принимаемые решения;

- своевременное внесение в бортовой журнал замечаний об обнаруженных неисправностях на воздушном судне на земле и в полете, об отклонениях в поведении воздушного судна или в работе его систем, соответствие указанного в бортовом журнале остатка топлива его фактическому наличию при передаче воздушного судна;