Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2549

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечение своевременного и качественного технического обслуживания воздушных судов;

- обеспечение высокого уровня безопасности, регулярности полетов и культуры обслуживания пассажиров;

- анализ причин отказов и неисправностей авиационной техники и внедрение мероприятий по их предупреждению;

- совершенствование технических знаний летного и инженерно-технического состава и практических навыков по вопросам технической эксплуатации авиационной техники;

- планирование использования воздушных судов, их технического обслуживания, ремонта, специальных осмотров и конструктивных доработок авиационной техники;

- контроль за соблюдением правил технической эксплуатации воздушных судов специалистами служб и организаций;

- осуществление мероприятий по сохранности авиационной техники на земле.

К работам по эксплуатации воздушного судна допускаются лица инженерно-технического состава, а также другие специалисты, имеющие свидетельство о допуске к обслуживанию. В случае, когда полеты воздушных судов выполняются на аэродромы и посадочные площадки, где не обеспечено их техническое обслуживание, экипаж выполняет осмотр воздушного судна. Результаты осмотра и работы, выполненные при устранении неисправностей, записываются в бортовой журнал. При нахождении на аэродроме лиц инженерно-технического состава, не имеющих допуска к техническому обслуживанию воздушного судна данного типа, инженерная служба обязана организовать техническое обслуживание и его подготовку к вылету под руководством и контролем экипажа.

Аэродромное обеспечение включает комплекс мероприятий по поддержанию летных полей аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов:

- подготовку летного поля и зон радиомаячных систем посадки;

- содержание и ремонтные работы в летний период;

- зимнее содержание летного поля;

- другие работы.

Ответственность в аэропортах за подготовленность аэродромов и их оборудования к полетам воздушных судов несут командиры авиапредприятий, начальники аэропортов. На аэродромах и посадочных площадках, где аэродромные службы по структуре не предусмотрены, контроль за состоянием летного поля приказом командира авиапредприятия (начальника аэропорта) возлагается на специалиста из числа других служб и имеющего контрольный лист-обязательство. Схема расстановки и движения воздушных судов, спецтранспорта, средств механизации и людей определяется в каждом аэропорту инструкцией по производству полетов. Подготовку летного поля к полетам воздушных судов, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом, определение значения коэффициента сцепления осуществляет аэродромная служба. Должностные лица аэродромной службы производят запись в специальный журнал, находящийся у дежурного штурмана аэропорта, о предстоящих ремонтных и строительных работах на летном поле и информируют службу движения. Работы на летном поле во всех случаях проводятся только с разрешения руководителя полетов и информации аэродромной службы под руководством ответственных лиц службы, выполняющей эти работы.


После доклада ответственных лиц об окончании работ специалисты аэродромной службы должны убедиться, что при проведении работ не было допущено никаких отклонений, препятствующих безопасному выполнению полетов. Ответственное лицо службы, проводящей работы на летной полосе, обязано прекратить работы и освободить летную полосу от всех видов средств механизации по указанию руководителя полетов (диспетчера) и в случаях отсутствия или потери радиосвязи между ответственным лицом за производство работ и руководителем полетов (диспетчером старта). Контрольную проверку радиосвязи между диспетчером старта и ответственным лицом аэродромной службы необходимо выполнять через каждые 15 мин. работы на ВПП. В целях обеспечения безопасности полетов весь спецтранспорт и механизмы, работающие на летной полосе и РД, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями, включаемыми независимо от времени суток. Запрещается занимать летную полосу и РД спецтранспорту и механизмам: не оборудованным (с неисправными) светосигнальными средствами; не оборудованным радиосредствами, обеспечивающими двустороннюю радиосвязь с руководителем полетов (диспетчером), без сопровождения машиной ответственного лица службы, проводящей работы, и без разрешения руководителя полетов.

Машина ответственного лица службы, проводящей работы, должна быть дополнительно оборудована радиостанцией для прослушивания радиообмена на рабочей частоте диспетчера посадки. Радиотелефонный обмен должностных лиц аэродромной службы (водителей машин) с руководителем полетов (диспетчером) записывается на аппаратуре автоматической контрольной звукозаписи. При работе на летной полосе и РД средства радиосвязи, габаритные и проблесковые огни, установленные на машинах, выключать запрещается. Каждая машина, работающая на летной полосе и РД, должна быть оборудована буксирным устройством для удаления ее с места работы при выходе из строя.

Руководитель полетов - начальник смены службы движения аэропорта (летного учебного заведения) обязан:

- по докладу должностного лица аэродромной службы о состоянии летного поля и после личного осмотра принимать решение о начале, прекращении, возобновлении или ограничении полетов;

- контролировать своевременность измерения значения коэффициента сцепления, а также состояние и готовность ВПП к приему и выпуску воздушных судов.

Условия торможения самолетов на ИВПП характеризуются значением коэффициента сцепления, толщиной и видом атмосферных осадков на покрытии. Влияние осадков учитывается в соответствии с РЛЭ самолета. При значениях коэффициента сцепления ниже 0,3 полеты самолетов с ГТД запрещаются. Взлет и посадка самолетов на ВПП допускаются при наличии на поверхности покрытия сухого свежевыпавшего снега толщиной не более 50 мм, слякоти - 12 мм и воды - 10 мм. При необходимости временного прекращения по техническим причинам приема и выпуска воздушных судов дается информация о времени начала и окончания работ в адреса, предусмотренные табелем сообщений о движении воздушных судов в гражданской авиации, но не позднее чем за два часа до начала работ. Продолжительность очистки аэродромных покрытий от метеоосадков не должна превышать установленных норм. Информация о времени окончания работ является основанием для вылета воздушных судов из других аэропортов с расчетом прилета на данный аэродром не ранее указанного времени окончания работ.


Электросветотехническое обеспечение полетов предусматривает:

- планирование использования электросветотехнических средств, а также их технического обслуживания;

- содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;

- учет и анализ отказов и неисправностей электросветотехнических средств, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности этих средств;

- подготовку и допуск инженерно-технического состава службы ЭСТОП к технической эксплуатации электросветотехнического оборудования.

Электросветотехническое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с Регламентами технического обслуживания светотехнического оборудования, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ), Правилами устройств электроустановок (ПЭУ), Наставлением по светотехническому обеспечению полетов и электроустановкам в гражданской авиации (НАСТОП ГА). Организация эксплуатации электросветотехнического обеспечения полетов осуществляется службами ЭСТОП авиапредприятий и ОЭНС УГА.

Все электросветотехнические средства должны отвечать нормам годности к эксплуатации в Российской Федерации гражданских аэродромов; светотехнические средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Светосигнальное оборудование аэродрома должно быть включено:

- при ночных полетах - за 15 мин. до захода солнца или расчетного времени прибытия (вылета) воздушных судов;

- в дневных условиях - при видимости 2000 м и менее;

- в других случаях - по указанию руководителя полетов или по требованию экипажа.

Светосигнальное оборудование должно быть выключено:

- с восходом солнца;

- в дневное время - при видимости более 2000 м;

- при отсутствии полетов или перерыве в прилетах (вылетах) воздушных судов более 15 мин.

Соответствие режимов работы электросветотехнических средств установленным параметрам периодически проверяется с использованием специального оборудования. Ежедневный летный контроль светосигнального оборудования аэродромов производится по указанию руководителя полетов (диспетчера) экипажами, выполняющими полеты, с обязательной записью результатов о проверке в специальный журнал. Выключение электросветотехнических средств для технического обслуживания (ремонта) производится по плану, утвержденному командиром авиапредприятия (начальником аэропорта), с предварительным согласованием с руководителем полетов (диспетчером) и с записью в оперативный журнал службы ЭСТОП. Руководитель полетов (диспетчер) в светлое время суток должен предоставлять время для проведения ежедневного технического обслуживания электросветотехнических средств в соответствии с регламентом на ежедневное техническое обслуживание. Запрещается использование средств, на которых не выполнены или не завершены работы по ежедневному техническому обслуживанию. Информация о возникновении аварий и неисправностей в светосигнальном оборудовании и системе электроснабжения должна быть записана в специальном журнале и немедленно передаваться сменным инженером службы ЭСТОП руководителю полетов (диспетчеру). Все оперативные переключения в системе электроснабжения производятся только по согласованию с руководителем полетов. В случае изменения направления рабочего старта сменный инженер службы ЭСТОП обязан доложить руководителю полетов о готовности светотехнических средств к работе с новым стартом.


Орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами и осуществляется и предусматривает:

- орнитологическое обследование района аэродрома;

- ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию;

- проведение визуальных и радиолокационных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой;

- сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов;

- доведение до экипажей информации об орнитологической обстановке и своевременное предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах (в районе аэродромов), на маршрутах (в районе полетов);

- проведение занятий по авиационной орнитологии с летным составом, специалистами УВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Порядок орнитологического обеспечения полетов в каждом авиапредприятии и обязанности должностных лиц определяются инструкцией, утверждаемой командиром авиапредприятия (начальником аэропорта) в соответствии с инструкцией по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродромах ГА. Руководящий состав подразделений и служб, обеспечивающих безопасность полетов, должен знать особенности орнитологической обстановки своего аэродрома, уметь правильно определять степень ее опасности и принимать необходимые меры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. На аэродромах должны приниматься все возможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов.

Обеспечение полетов службой организации перевозок включает организационные и технологические мероприятия, направленные на максимальное использование коммерческой грузоподъемности, безопасное выполнение полетов воздушных судов и повышение культуры обслуживания пассажиров. Служба организации перевозок обеспечивает:

- безопасность и регулярность полетов, высокое качество обслуживания пассажиров и грузовой клиентуры;

- расчет и комплектование коммерческой загрузки воздушных судов;

- расчет центровки и загрузки воздушных судов;

- установленный порядок оформления пассажиров, багажа, почты и грузов;

- загрузку и разгрузку воздушных судов в соответствии с центровочным графиком;

- безопасный подъезд средств механизации к воздушным судам и от них;

- оформление перевозочной и сопроводительной документации;

- досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, контроль за перевозкой опасных грузов.

Расчет центровки воздушных судов производит диспетчер по центровке (при его отсутствии - второй пилот) в соответствии с руководством по центровке и загрузке воздушных судов гражданской авиации. Погрузочно-разгрузочными работами на воздушных судах руководит диспетчер по загрузке (при его отсутствии - один из членов экипажа). К посадке в воздушное судно допускаются пассажиры, прошедшие регистрацию и досмотр. От досмотра освобождаются лица, определенные специальными правилами. Багаж пассажиров, не явившихся на посадку, подлежит снятию с воздушного судна. Вылет воздушного судна с багажом пассажиров, не явившихся на посадку, запрещается. Служба организации перевозок (командир воздушного судна) имеет право изменить место, предоставленное пассажиру в салоне воздушного судна, если это необходимо для обеспечения допустимых центровок.


Посадка и высадка пассажиров производятся под руководством и контролем работников службы организации перевозок и бортпроводника (члена экипажа). Количество пассажиров на борту воздушного судна (за исключением детей в возрасте до 5 лет, а на международных авиалиниях - до 2-х лет) должно соответствовать количеству кресел, оборудованных привязными ремнями, но не выше установленных норм для данного типа воздушного судна. Перевозка пассажиров в количестве, превышающем количество мест, установленных на данном воздушном судне, допускается только с разрешения уполномоченного органа. Вопросы обеспечения и организации перевозок при подготовке воздушных судов к вылету решаются службами перевозок, а в полете - командиром воздушного судна. Работники службы организации перевозок несут ответственность за соблюдение установленных организационных и технологических мероприятий обеспечения полетов.

Режимно-охранное обеспечение полетов включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов, которые проводятся в соответствии с требованиями законодательства и документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации являются:

- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа;

- специальный осмотр воздушных судов;

- ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;

- организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима;

- охрана авиационной техники и объектов и др.

Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа осуществляется в соответствии с требованиями специальной инструкции. Осмотр воздушных судов осуществляется в соответствии с перечнями мест осмотра, разработанными для каждого типа воздушного судна. Аэродромы классов А, Б, В, Г и Д, важные объекты авиапредприятий должны иметь ограждения, исключающие возможность бесконтрольного проникновения на служебную территорию посторонних лиц, транспортных средств и животных. На авиапредприятиях устанавливается пропускной и внутриобъектовый режим в соответствии с требованиями специальной инструкции.

Охрана воздушных судов осуществляется:

- при техническом обслуживании в АТБ - представителем АТБ (ИАС) авиапредприятий;

- на стоянках аэродромов - дежурным по стоянке или военизированной (сторожевой) охраной;

- при кратковременных стоянках продолжительностью до двух часов и наличии в составе экипажа бортинженера (бортмеханика), а также при вынужденных посадках вне аэродрома - членами экипажа по указанию командира воздушного судна; воздушные суда, в составе экипажа которых нет бортинженера (бортмеханика), сдаются в АТБ (ИАС) независимо от срока стоянки до очередного вылета;