Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2525

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, по получении сообщения о случившемся во взаимодействии с региональным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) организует в установленном порядке проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;

2) прибывает на место происшествия с целью определения необходимости принятия дополнительных мер по спасению служебных пассажиров и членов экипажа, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению доказательственных материалов;

3) принимает необходимые меры по сохранению бортовой документации и бортовых средств объективного контроля. Если эти средства находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, производится их немедленное изъятие, принимаются меры к сохранению информации, составляется акт об изъятии и о внешнем состоянии. В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля запрещается. Изъятие должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов;

4) организует совместно с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (и при необходимости с командованием дислоцированных в данном районе войсковых частей) охрану места происшествия, обеспечивает неприкосновенность воздушного судна и его снаряжения, груза или разрушенных частей (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших), принимает меры по исключению допуска к месту авиационного происшествия посторонних лиц;

5) дает указание об эвакуации останков погибших после фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна (при этом следует по возможности избегать разборки и повреждения обломков воздушного судна);

6) организует совместно с представителями правоохранительных органов фотографирование или видеозапись с нескольких положений с земли (и при необходимости с воздуха) состояния и расположения воздушного судна или его обломков с составлением акта осмотра, в котором отражается положение и общее состояние воздушного судна или его обломков, угол столкновения с землей (с наземными препятствиями);

7) дает указание о фотографировании или фиксировании с помощью видеозаписи показаний приборов, положений переключателей, выключателей, рукояток управления в кабине экипажа и о составлении акта осмотра кабины;

8) перемещает по согласованию с правоохранительными органами поврежденное воздушное судно, если оно упало на железнодорожную, автомобильную, водную магистраль, аэродром или жилые здания и препятствует движению транспорта, выполнению полетов или спасанию и эвакуации населения;


9) организует проведение медицинского контроля состояния здоровья членов экипажа (и при необходимости диспетчеров службы управления воздушным движением и других лиц авиационного персонала) в объеме, предусмотренном специальными документами;

10) запрашивает объяснительные записки у членов экипажа и должностных лиц, ответственных за подготовку и обеспечение полета;

11) организует поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту происшествия местности и обеспечивает их сохранность в месте обнаружения;

12) обеспечивает выявление свидетелей авиационного происшествия, составление их списков для представления в комиссию по расследованию и правоохранительные органы;

13) организует документирование (фотографирование, видеозапись и составление схем) признаков, которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды (отложений льда, копоти на поверхности воздушного судна, характерных следов от движения воздушного судна по земле, взлетно-посадочной полосе и т.п.);

14) составляет предварительные схемы места авиационного происшествия;

15) организует внеочередное контрольное наблюдение за погодой;

16) координирует при необходимости проведение радиологического, химического и бактериологического контроля на месте авиационного происшествия;

17) дает указание о прекращении заправки и об опечатывании топливных емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;

18) обеспечивает сохранность бортового спецоборудования, имеющего гриф секретности;

19) организует изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотопленок фоторегистраторов с индикатора радиолокаторов, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств, летных книжек, летных дел и медицинских книжек всех членов экипажа, эксплуатационных документов воздушного судна, двигателей и агрегатов, производственной и контрольной документации инженерно-авиационной службы, инструментов и контрольной аппаратуры, которые использовались при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом, документов, характеризующих состояние летного поля, количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов, и документов, характеризующих метеоусловия в районе авиационного происшествия, аэродрома и по маршруту полета;

20) фиксирует воздушные суда, выполнявшие полеты в районе места авиационного происшествия в период времени, близкий к моменту происшествия, и принимает меры по сохранению информации их бортовых средств объективного контроля;

21) принимает при необходимости меры по отстранению от выполнения своих обязанностей членов экипажа воздушного судна, лиц из числа авиационного персонала наземных служб, непосредственно осуществлявших подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением. Указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей по решению соответствующего руководителя, согласованного с председателем комиссии по расследованию;


22) информирует службы аэродрома последнего вылета воздушного судна, органы управления воздушным движением по маршруту его полета, владельца воздушного судна об авиационном происшествии с целью обеспечения сохранности информации и соответствующих документов по подготовке, выполнению и обеспечению полета воздушного судна, потерпевшего бедствие;

23) формирует совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации группу содействия и оказания помощи пострадавшим и их родственникам и группу обеспечения работы комиссии по расследованию.

Вскрытие и прослушивание наземных магнитофонов, а также вскрытие и расшифровка записей бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии по расследованию запрещаются и могут быть произведены только по решению председателя комиссии. Руководители организаций, являющихся разработчиком, изготовителем, владельцем воздушного судна, а также руководители организаций, выполнявших управление воздушным движением, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна, потерпевшего бедствие, обязаны по получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности конструкторской, эксплуатационной, ремонтной и другой документации, относящейся соответственно к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна, обеспечению его полета.

По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ об образовании комиссии по расследованию, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте происшествия, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии по расследованию и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.

Указания председателя комиссии по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, связанными с расследованием авиационного происшествия и обеспечением работы комиссии. В комиссии по расследованию по основным направлениям работ создаются подкомиссии: летная, инженерно-техническая, административная и штаб. При необходимости по решению председателя комиссии могут создаваться другие подкомиссии (группы). В подкомиссиях также могут создаваться следующие рабочие группы:

- группа по составлению схемы (кроки) места авиационного происшествия и группа опроса. По решению председателя комиссии эти группы включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя;


- группа поисковых и аварийно-спасательных работ. Эта группа подчиняется непосредственно председателю комиссии. В случаях, не связанных с гибелью людей, она может быть введена в состав административной подкомиссии;

- группа расчета и анализа. Эта группа в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии.

Специалисты, привлекаемые к расследованию, включаются в состав подкомиссий или рабочих групп в соответствии с их специализацией либо используются в качестве экспертов по отдельным вопросам. Состав подкомиссий, планы их работы, а также состав рабочих групп утверждает председатель комиссии по расследованию. Работа комиссии по расследованию осуществляется по плану, который утверждается председателем комиссии. Проект плана рассматривается на заседании комиссии. В плане должны быть определены основные направления деятельности комиссии, лица, ответственные за проведение работ, и сроки их выполнения. План работы комиссии детализируется в планах подкомиссий и рабочих групп. Действия членов комиссии, имеющие уголовно-процессуальный характер, должны осуществляться по согласованию с органом прокуратуры, проводящим предварительное следствие.

Планы работы комиссии и подкомиссий корректируются и дополняются в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных. В процессе работы комиссии по расследованию проводятся заседания. Они оформляются протоколами, в которых отражаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, указания председателя комиссии. При наличии разногласий по обсуждаемым вопросам в протоколе отражаются позиции сторон. Протоколы подписываются председателем и начальником штаба комиссии. Комиссия по расследованию принимает решения по основным методическим, техническим и организационным вопросам. При этом окончательное решение принимает председатель комиссии. Представители правоохранительных органов координируют свою работу, связанную с расследованием авиационного происшествия, с председателем комиссии по расследованию и имеют право присутствовать на заседаниях комиссии, подкомиссий и рабочих групп.

Для решения задач, требующих специальных знаний, помимо специалистов, входящих в состав подкомиссий и рабочих групп, к расследованию могут привлекаться эксперты. В соответствии с планом работы комиссии по расследованию (подкомиссии) эксперт получает письменное задание от председателя комиссии (подкомиссии) с перечнем вопросов, требующих решения. Он проводит свою работу самостоятельно или в составе группы экспертов, координируя ее с председателем комиссии (подкомиссии). Результаты работы оформляются в виде заключения эксперта, которое обсуждается на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные вопросы, ответы на которые оформляются в виде дополнения к экспертному заключению. Экспертное заключение рассматривается комиссией (подкомиссией), принимается к сведению и прилагается к материалам расследования.


Результаты работ, проведенных подкомиссиями и рабочими группами, оформляются отчетами, которые рассматриваются комиссией по расследованию (подкомиссией), принимаются к сведению и прилагаются к материалам расследования. Исследование объектов авиационной техники и проведение экспериментов на месте работы комиссии по расследованию осуществляются по предварительно составленным планам (программам), которые подписываются представителями участвующих в расследовании сторон, утверждаются председателем комиссии и прилагаются к материалам расследования.

Обработка записей бортовых средств объективного контроля должна проводиться на аттестованных наземных средствах. В случае значительного повреждения бортовое средство объективного контроля направляется для обработки в организацию, имеющую специальное оборудование для восстановления записи и опыт работы с поврежденными носителями информации. Носители информации, записанной во время полета бортовыми средствами объективного контроля, вместе с градуировочными (тарировочными) характеристиками хранятся постоянно в организации, проводившей их расшифровку.

При необходимости проведения специального исследования комиссия по расследованию определяет организацию - исполнителя исследования. Основанием для проведения специального исследования является техническое задание комиссии по расследованию, в котором подробно указывается цель проведения исследования. К техническому заданию прикладывается справка с изложением в необходимом объеме обстоятельств происшествия, данных о воздушном судне, об объекте исследования, их ремонте и техническом обслуживании. По результатам специального исследования составляется отчет, который подписывается непосредственными исполнителями, утверждается руководителем организации - исполнителя исследования и направляется в комиссию по расследованию. Отчет по результатам специального исследования является неотъемлемой частью материалов расследования. Все материалы исследования, включающие техническое задание, программу проведения исследования, специально разработанные методики и рабочие материалы (протоколы испытаний, замеры, лабораторные анализы и т.д.) прилагаются к рабочему экземпляру отчета, хранящемуся в организации - исполнителе исследования.

Итоговым документом работы комиссии по расследованию является акт расследования авиационного происшествия, который составляется на основе материалов отчетов подкомиссий и рабочих групп, отчетов по результатам исследований, заключений экспертиз, а также другой имеющейся в распоряжении комиссии по расследованию информации. Акт расследования авиационного происшествия подписывается председателем и всеми членами комиссии. Член комиссии по расследованию, который не согласен с содержанием и выводами акта расследования авиационного происшествия, имеет право подписать его с пометкой "с особым мнением". Особое мнение в письменной форме с изложением мотивов несогласия, их обоснованием, а также предлагаемые формулировки прилагаются к акту расследования.