Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2523

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовой формы;

д) опрашивать очевидцев авиационного происшествия, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию, получать необходимую информацию у правоохранительных органов;

е) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов;

ж) запрашивать у соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также у граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с авиационным происшествием;

з) проводить исследование психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, а также командование воинских частей обязаны оказывать всемерное содействие работе комиссии. Доставку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна). В случае если авиационное происшествие произошло на находящемся в автономном плавании авианесущем корабле, на который члены комиссии не могут прибыть, расследование проводится после прибытия корабля на базу. При этом старший авиационный начальник, находящийся на борту корабля, проводит предварительное расследование авиационного происшествия и докладывает непосредственному командиру (начальнику) об обстоятельствах происшествия, а также принимает меры к обеспечению сохранности всех деталей и материалов, имеющих прямое или косвенное отношение к авиационному происшествию.

Продолжительность работы комиссии при расследовании авиационного происшествия, как правило, не должна превышать 30 суток. Началом работы комиссии считается дата авиационного происшествия, окончанием - дата подписания акта расследования авиационного происшествия. Если для установления причин происшествия необходимо проведение специальных исследований, завершение которых в указанные сроки невозможно, то по ходатайству председателя комиссии срок ее работы может быть продлен начальником Службы безопасности полетов (руководителем федерального органа исполнительной власти или организации, образовавшим комиссию). Расследование считается законченным после утверждения акта расследования авиационного происшествия. Представители правоохранительных органов, проводящие следственные действия по факту авиационного происшествия, согласовывают свою работу с председателем комиссии.


Организацию поиска воздушного судна, спасание его пассажиров и членов экипажа, оказание им помощи организует и осуществляет Министерство обороны РФ во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасения. Организация охраны потерпевшего бедствие воздушного судна и его эвакуация возлагаются на командующих войсками военных округов (флотами), в зоне ответственности которых произошло авиационное происшествие. С момента авиационного происшествия и до прибытия комиссии ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на старшего авиационного начальника, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командира авиационной части). В каждой авиационной части (соединении, объединении) должна быть разработана специальная инструкция, регулирующая действия должностных лиц при авиационном происшествии. В случае авиационного происшествия, вынужденной посадки вне аэродрома командир воздушного судна совместно с членами экипажа принимает меры по обеспечению неприкосновенности воздушного судна и носителей полетной информации, организует охрану места происшествия и сообщает о случившемся в органы местного самоуправления. Без разрешения председателя комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением работ по тушению пожара, эвакуации раненых и погибших, а также фиксации следов, которые могут быть утрачены (отложений льда, копоти, следов движения воздушного судна по грунту и т.п.).

Старший авиационный начальник, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командир авиационной части), при получении сообщения об авиационном происшествии обязан провести первоначальные мероприятия:

1) организовать поисково-спасательные работы в соответствии с инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения полетов;

2) доложить немедленно непосредственному командиру (начальнику) данные о воздушном судне, об экипаже, пассажирах и выполняемом задании, обстоятельствах, метеоусловиях, последствиях авиационного происшествия, а также о принятых мерах;

3) определить необходимость принятия дополнительных мер по спасанию воздушного судна, пассажиров и членов экипажа, тушению (предупреждению) пожара, сохранению вещественных доказательств;

4) организовать охрану места авиационного происшествия, запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого или его обломков (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших). Перемещение воздушного судна или его обломков до прибытия комиссии допускается только в случаях, если они препятствуют безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов. При необходимости такого перемещения принимаются меры по документированию (путем фотографирования, видеосъемки, составления акта осмотра, схем и т.п.) положения и общего состояния воздушного судна (его обломков), показаний приборов, положения переключателей и рукояток управления в кабинах;


5) сообщить о факте авиационного происшествия в органы местного самоуправления и соответствующие органы прокуратуры;

6) дать указание об эвакуации погибших после предварительного фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна, избегая разборки и повреждения обломков;

7) принять меры по сохранению бортовых средств объективного контроля, документов, оказавшихся на месте авиационного происшествия, организовать поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту авиационного происшествия местности и обеспечить их сохранность на месте обнаружения. Если бортовые средства объективного контроля находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, их необходимо немедленно оттуда изъять, предварительно по возможности сфотографировав (задокументировав) место изъятия, принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии накопителей полетной информации. В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии запрещается;

8) при наличии на воздушном судне агрегатов с изотопами радиоактивных элементов и боеприпасов организовать проверку уровня радиации на месте авиационного происшествия, изъять эти агрегаты, а также имеющиеся боеприпасы;

9) организовать снятие и опечатывание кассет звуконосителей магнитофонов на пунктах управления полетами, фотокассет, регистрирующих запись изображения на экранах радиолокационных станций, в зоне действия которых находилось воздушное судно в момент авиационного происшествия;

10) организовать опечатывание инструмента, контрольных проб топлива, средств наземного обеспечения полетов, которые использовались при подготовке воздушного судна к полету, дать указание о прекращении заправки и об опечатывании емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;

11) организовать изъятие и хранение летной, технической и другой документации, имеющей отношение к полету, который закончился авиационным происшествием (плановые таблицы полетов, метеорологическая документация, летные и медицинские книжки членов экипажа, документация органа обслуживания воздушного движения, осуществлявшего руководство (управление) полетом, формуляры и журнал подготовки воздушного судна, документы на горючее, масла, специальные жидкости и газы, материалы последней градуировки параметров, регистрируемых бортовыми средствами объективного контроля, аппаратные журналы радиообмена и учета работы радиотехнических средств);

12) зафиксировать метеорологические условия на аэродроме, по маршруту полета и в месте авиационного происшествия;

13) организовать проведение медицинского осмотра членов экипажа воздушного судна, с которым произошло авиационное происшествие, лиц, осуществлявших руководство полетом и непосредственную подготовку воздушного судна к нему, получить письменные объяснения их действий;


14) организовать выявление воздушных судов, выполнявших полеты в районе авиационного происшествия в период, близкий к моменту происшествия, и принять меры по сохранению информации бортовых средств объективного контроля этих воздушных судов;

15) установить очевидцев авиационного происшествия и взять у них объяснения для последующего представления комиссии;

16) информировать старшего авиационного начальника аэродрома вылета воздушного судна об авиационном происшествии в целях сохранности информации и соответствующих документов о подготовке и выполнении полета воздушного судна перед авиационным происшествием;

17) сформировать группу обеспечения работы комиссии.

Окончательное заключение о причинах авиационного происшествия делает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации, образовавший комиссию (начальник Службы безопасности полетов - при расследовании авиационных происшествий комиссией Службы безопасности полетов), при утверждении им акта расследования авиационного происшествия. Начальник Службы безопасности полетов (руководитель федерального органа исполнительной власти или организации, образовавший комиссию) может принять решение о пересмотре заключения комиссии о причинах авиационного происшествия, если будут установлены факты нарушения порядка и правил расследования, повлиявшие на его результаты, или если имеются основания считать выводы и заключение комиссии ошибочными. Такое решение может быть принято также в случае поступления от федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а также от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в области авиационной промышленности, аргументированного предложения о пересмотре результатов расследования.

В предложении о пересмотре результатов расследования, представляемом не позднее 30 дней с даты подписания комиссией акта расследования авиационного происшествия, должны быть указаны:

проблемы, не рассмотренные комиссией;

обоснование необходимости рассмотрения этих проблем;

предложения по проведению дополнительных исследований и экспертиз;

предложения о составе экспертной комиссии (при необходимости - межведомственной).

Для пересмотра заключения о причинах авиационного происшествия начальник Службы безопасности полетов (руководитель федерального органа исполнительной власти или организации) образует экспертную комиссию, которая с учетом заключения комиссии, расследовавшей авиационное происшествие, новых обстоятельств и фактов проводит дополнительные исследования и готовит экспертное заключение, включаемое в дело расследования. С учетом экспертного заключения, подписываемого всеми членами экспертной комиссии, начальник Службы безопасности полетов (руководитель федерального органа исполнительной власти или организации) делает окончательное заключение о причинах авиационного происшествия, которое вносится в акт расследования. Окончательное заключение о причинах авиационного происшествия в 10-дневный срок после утверждения акта расследования направляется:


начальнику Службы безопасности полетов - при расследовании авиационного происшествия комиссией федерального органа исполнительной власти или организации;

руководителю федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна) - при расследовании авиационного происшествия Службой безопасности полетов;

командиру авиационной части (по принадлежности воздушного судна);

руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в области авиационной промышленности;

начальнику Центра безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выявление авиационных инцидентов обязательно для всех должностных лиц, участвующих в подготовке, проведении и обеспечении полетов, а также контролирующих их проведение. Для выявления авиационных инцидентов используются:

личные наблюдения и доклады лиц, организующих, выполняющих, обеспечивающих и обслуживающих полеты;

материалы объективного контроля;

сообщения лиц, контролирующих полеты;

записи в журналах руководителя полетов и старшего инженера полетов;

бортовая и техническая документация;

свидетельства очевидцев.

Каждый авиационный инцидент подлежит расследованию, основанному на тех же принципах и проводимому с той же целью, что и расследование авиационного происшествия.


Статья 96. Полномочия комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента


Комментарий к статье 96


Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) является старшим должностным лицом, распоряжения и указания которого подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами, связанными с расследованием происшествия.

Председатель комиссии по расследованию имеет право:

1) принимать окончательные решения по всем организационным, методическим и практическим вопросам расследования авиационного происшествия;

2) давать обязательные для исполнения распоряжения и указания всем членам комиссии и привлеченным к расследованию специалистам и экспертам, а также должностным лицам авиационных организаций по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия;

3) давать рекомендации о проведении срочных мероприятий по обеспечению безопасности полетов, необходимость которых определена в процессе расследования авиационного происшествия;

4) назначать проведение испытаний и исследований, необходимых для установления причин авиационного происшествия или обоснования рекомендаций по безопасности полетов;

5) привлекать к работе в комиссии по расследованию необходимых специалистов и технические средства;

6) давать рекомендации об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, действия которых негативно влияют на безопасность полетов;